Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Прибыль на фантазии. Что дает бизнесу технология распознавания лиц

В ноябре 2019 года российское бизнес-сообщество с удивлением узнало, что в нескольких столичных кофейнях вместо карт лояльности в порядке эксперимента начали применять системы облачного распознавания лиц. Специально для «Делового обозрения» эксперты-разработчики рассказали, почему новость не такая уж и новая и на что стоит обратить внимание ведущим предпринимателям страны.

Фото: pixabay.com

Клиентская база в лицах

До недавнего времени система распознавания лиц ассоциировалась в первую очередь с китайским «Большим братом» и поиском особо опасных преступников. Впрочем, в мировой истории имеется огромное количество примеров того, как разработки для военных и силовиков находят применение в повседневной жизни. Женские прокладки, тефлоновое покрытие и нитинол, микроволновки и сублимированные продукты, лазеры, компьютеры и интернет – все это когда-то считалось сугубо профильными изобретениями для нужд «силовиков».

«Как правило, в высокоуровневом инновационном бизнесе успеха достигает тот, кто первым посмотрит на новые технологии с другого угла и вовремя начнет их коммерциализировать. Так произошло и с распознаванием лиц, – рассказывает руководитель отдела развития продуктов компании-разработчика «Сателлит Инновация» Никита Жигалов. – Эта система предназначалась в первую очередь для секретных служб ещё в 1970-х годах, но затем проникла практически во все сферы жизни».

По словам эксперта, для того, чтобы снижать расходы и увеличивать прибыль, нужно использовать фантазию в применении уже известных технологий. Так, поиск подозреваемых на улице по своей сути ничем не отличается от автоматической системы открывания дверей. Человек подходит к оснащённой камерой двери. Система распознавания лиц определяет лицо гостя, сравнивает его с тем, что имеется в базе и, при совпадении, автоматически открывает дверь, ворота, шлагбаум или шлюз. А с развитием нейросетей системы распознавания лиц научились формировать базы данных – базы лиц – самостоятельно.

C развитием нейросетей системы распознавания лиц научились формировать базы данных – базы лиц – самостоятельно

Автоматизация процессов

Впервые оснащенные искусственным интеллектом системы распознавания лиц появились в странах Европы. В 2018 году, например, систему распознавания лиц Complete от Eocortex с системой видеонаблюдения объединил бельгийский холдинг C-Group (Бельгия). В ресторанах Century, Corda, Atelier V, C.bar, Bouffe Hasselt и многих других распознавание лиц ознаменовало собой старт автоматизации множества бизнес-процессов.

«Оснащенная модулем распознавания лиц Complete камера может формировать пул VIP-гостей заведения, вызывать к выбранным посетителям или охранника, или метрдотеля, проводить мониторинг активности персонала для выплаты премий или начисления штрафов, открывать двери и ворота на парковку, экономя на вахтерах, фейсконтроле и прочем персонале», – рассказывает руководитель проектов Eocortex в регионе Бенилюкс Павел Охотников.

По словам эксперта, система распознавания лиц способна даже возвращать клиентам забытые предметы, что увеличивает лояльность аудитории. При этом при должных настройках системы искусственный интеллект сработает быстрее, чем живой охранник у монитора.

Хайп и прибыль

«Российские кофейни, решившие повторить опыт зарубежных рестораторов, сегодня, что называется, «хайпанули», сыграли на популярной теме ради повышения узнаваемости своих брендов, – уверен директор по разработкам российских продуктов в сфере видеонаблюдения Macroscop Рустам Салимзибаров. – Описываемые технологии – далеко не новинка, хотя повсеместного распространения пока не получили. Возможно, предпринимателей пока останавливает страх перед изменениями, ведь инвестиции в запуск программы лояльности на базе системы распознавания лиц не столь существенны».

По словам Рустама Салимзибарова, схема работы такой программы выглядит следующим образом. Камера с интеллектуальным модулем распознавания лиц определяет лица посетителей, распознает их и при помощи системы подсчета уникальных посетителей сортирует на посетителей уникальных и постоянных. База лиц постоянных посетителей настраивается и обрабатывается в соответствии с требованиями конкретного заведения, например, в случае с кофейней, каждая пятая покупка может быть бесплатной.

«Сегодня большие перспективы у облачного видеонаблюдения. Однако и без облака существует огромное количество возможностей автоматизации бизнес-процессов, – отмечает Рустам Салимзибаров. – Если раньше для системы видеонаблюдения требовался видеосервер, то сейчас его функции способен выполнить компактный и недорогой сетевой видеорегистратор, NVR. А правильно подобранный NVR заранее настроен на работу с распознаванием лиц, определением уникальных посетителей, мониторинга безопасности в ночное время и так далее».

По мнению экспертов, российские «новинки» появляются на рынке как следствие повсеместного использования аналогов на западных рынках. Таким образом, нацеленному на снижение расходов, увеличение прибыли и своевременное развитие предприятия предпринимателю не стоит ждать новостей из московских кофеен, а обратить внимание на то, что уже успешно используется за рубежом.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: