– Будет усиливаться роль IT-технологий и связанных с ними решений по цифровизации, проектов с использованием искусственного интеллекта, причем не только для сферы человеческого обитания, городского пространства, но и для государства, крупного бизнеса. Недавний опрос ВЦИОМ показал, что почти половина опрошенных представителей бизнеса не использует искусственный интеллект – на мой взгляд, это связано лишь с тем, что пока не появилось механизмов его применения.
Хай-тек: единственно верно
Фото: pixabay.com
Что ждут от бизнеса
В декабре 2019 года Альфа-Банк представил результаты исследования «Пульс малого бизнеса», в котором изучил настроения предпринимателей в различных отраслях экономики. Исследование показало, что пессимизм и инновационная активность – вещи обратно пропорциональные. Иными словами, чем более прогрессивна отрасль в плане технологий, тем более позитивен ее настрой.
Соответственно, самой оптимистичной оказалась сфера IT-услуг, в которой наблюдается ежегодный рост спроса, есть возможность вести бизнес удаленно и интегрироваться на любой рынок.
Задачей российского бизнеса в целом становится увеличение прибыльности путем инвестиций в обучение сотрудников и цифровые технологии, делают вывод исследователи. И это касается не только IT-компаний, а всех отраслей.
Максим Сохань приводит в пример навигаторы, которые стали широко использоваться только тогда, когда их сделали отдельным устройством и соединили с телефоном. То же самое, по мнению эксперта, ждет искусственный интеллект: проекты с ним будут востребованы, механизмы его использования в ближайшее время будут прорабатываться.
– В данный момент стремительно развиваются системы автоматизации и роботизации бизнес-процессов, системы персонализации контента на основе искусственного интеллекта и машинного обучения. Сохранится тренд на развитие мобильных интерфейсов и улучшение UX, построение суперприложений по примеру Сбербанка и Тинькофф. Становятся особенно актуальными вопросы безопасности и сохранности данных.
Дмитрий Петерсон отмечает, что из-за усложнения информационных систем и возрастания их роли бизнес предъявляет еще более высокие требования к качеству всех процессов разработки. Увеличивается скорость создания IT-решений, повышается важность масштабирования.
Инновации постепенно проникают в российскую промышленность. По мнению управляющего партнера «Инпро Технолоджис» Олега Котелюха, в связи с курсом на импортозамещение в ближайшие годы будут востребованы проекты по разработке и интеграции российского оборудования, в первую очередь это касается сфер машиностроения и вычислительной техники.
В 2019 году в России появился первый «единорог» – компания, стоимость которой за короткий срок достигла $1 млрд. Это предприятие как раз из сферы промышленности – портфельная компания «Роснано» OCSiAl в Новосибирске, которая производит одностенные углеродные нанотрубки. При запуске в 2014 году она предложила потребителям продукцию по цене в 75 раз ниже существовавшей на тот момент на рынке. Клиентами стали глобальные автопроизводители, гиганты электроники и крупные химические концерны. Как сообщают в «Роснано», выручка OCSiAl ежегодно удваивается, а в ближайшем будущем спрос на графеновые нанотрубки стремительно вырастет за счет применения в массовых продуктах.
Перспективной в плане инновационного развития является и медицина. В этой отрасли активно развивается искусственный интеллект, создаются различные носимые гаджеты, внедряются телемедицинские технологии. Растет важность персонализированного подхода в диагностике с помощью генетических исследований с использованием big data.
Подобные кейсы есть и в Ульяновске: компания «ТестГен» вывела на международный рынок молекулярно-генетические тест-системы для неинвазивного определения резус-фактора и пола будущего ребенка с десятой недели беременности, диагностики рака простаты по моче. Кроме этого, компания создала наборы для определения мутаций в онкогенах и назначения препаратов при раке легких, толстой и прямой кишки.
Одним из самых стремительно растущих сегментов высокотехнологичного бизнеса считают биотехнологии. По прогнозам аналитического агентства Global Market Insights, в 2020 году этот рынок достигнет $600 млрд и продолжит расти.
– Настолько резкий скачок именно сейчас происходит по двум причинам. Первая – увеличение продолжительности жизни в развитых странах, а как следствие – рост числа людей, страдающих от возрастных или хронических заболеваний. Вторая причина – полная переоценка отношения и к здравоохранению, и к собственному здоровью. Если раньше пациенты шли к врачу только при обострении заболевания, то сегодня они понимают, что болезнь лучше предотвращать, чем лечить. Кроме того, растет мода на биохакинг – улучшение функционирования организма путем подбора программ питания, сна, занятий спортом, использования мобильных устройств и специального оборудования.
Пьедестал инноваций
О поддержке высокотехнологичного бизнеса в России на федеральном уровне заговорили не так давно. Первая комплексная программа появилась в 2016 году и действует до сих пор. Это проект «Национальные чемпионы», разработанный Минэкономразвития и Высшей школой экономики. Их представители выступили на ульяновском форуме «Деловой климат в России – 2019».
– Проект «Национальные чемпионы» – выстраданный, выношенный в течение нескольких лет. Основывается он на довольно серьезном фундаменте – мировом опыте. Наш институт довольно долго занимался анализом инновационных процессов в России. Некоторые из тех компаний, которые мы в начале 2000-х наблюдали как стартапы с интересными проектами, к 2010 году превратились в серьезный и хорошо стоящий на ногах бизнес, растущий высокими темпами. Мы начали исследовать этот феномен и обнаружили, что похожие процессы происходят и в других странах мира, где для быстрорастущих компаний существуют интересные инструменты поддержки, формируемые государством. Такие программы есть в Финляндии, Великобритании, Нидерландах, Польше, Южной Корее, Тайване, Малайзии, Казахстане, Канаде, ЮАР.
Базой для проекта «Национальные чемпионы» стал ежегодный рейтинг быстрорастущих технологических компаний «ТехУспех». Каждый год отбирается 20-30 предприятий, имеющих инновационную основу деятельности (затраты на НИОКР, вывод новой продукции на рынок) и высокие показатели роста выручки и экспорта.
Сейчас в проекте 84 компании. Им помогают выйти на внешние рынки, встроиться в систему закупок государственных и бюджетных организаций, разработать стратегию быстрого роста, расширения географии рынков сбыта и увеличения масштабов бизнеса.
– В рамках реализации проекта мы находим компании, о которых вообще мало кто знает, но которые в своем сегменте – мировые лидеры. С удивлением узнали, что для национальных чемпионов вопрос денег – не номер один, в большинстве случаев это вопрос номер два, а то и три. Большие ожидания связаны с подготовкой кадров, для компаний становится важным создание базовых кафедр в университетах.
Как отмечает Станислав Розмирович, в мировой практике особенно эффективно такие программы развиваются не на государственном уровне, а на уровне отдельных регионов и провинций. Поэтому в 2018 году Минэкономразвития инициировало проект «Региональные чемпионы». Ульяновская область стала одной из 10 субъектов РФ, которые к нему подключились.
– Большая часть быстрорастущих компаний базируется не в Москве и Санкт-Петербурге, а именно в регионах. Они вырастают там из небольшого бизнеса и неплохо себя чувствуют. Мы провели исследование, и цифры подтвердили наше наблюдение: 95% компаний не меняют местоположение своих штаб-квартир и не собираются менять его в ближайшее время. В этом смысле поддержка такого бизнеса со стороны региональных администраций – очень благодатный процесс. Если стартапы могут «взмахнуть крыльями» и в любой момент «улететь» в Москву или Кремниевую долину, то эти компании продолжают жить в своих регионах и формировать там налоговую базу, кадровый состав и экосистему вокруг себя.
Для «региональных чемпионов» снижен порог входа в проект. Если на федеральном уровне это выручка от 500 млн рублей, то на уровне Ульяновской области это 40 млн рублей. Проект «Региональные чемпионы» реализуется областным Министерством цифровой экономики и конкуренции совместно с Агентством технологического развития Ульяновской области. В 2019 году победителями проекта стали «ПРОФ-ИТ», «Про 100» и Light Up.
– За данными компаниями будут закреплены проектные менеджеры от институтов развития. Обо всех мерах поддержки, которые реализуются не только на территории региона, но и федеральными структурами, они будут узнавать первыми и получат полное сопровождение при подготовке документов.
Новые победители проекта на бизнесфоруме презентовали себя широкой публике. Компания «Про 100», к примеру, специализируется на создании комплексных решений по автоматизации для стоматологического рынка.
– Целый ряд наших технологий, начиная от умного расписания и заканчивая функционалом кураторов лечения, уникальны для России и мира. Для повышения эффективности при работе с крупными стоматологическими клиниками введена система штрихкодирования. Пластиковые карты со специальным штрихкодом для пациентов – инструмент по сопровождению внутри клиники, благодаря которому получается сократить время на избыточные манипуляции при записи пациентов. Этим продуктом пользуются клиники больше чем в 25 регионах страны. Среди них есть очень успешные кейсы, когда выручка повышалась на 25%.
Другой победитель проекта «Региональные чемпионы» – компания Light Up. Она создана в 2016 году и специализируется на изготовлении декоративных украшений из дерева и ювелирной смолы. Внутри изделий помещен «кусочек мира» – это с точностью воспроизведенные северное сияние, коралловые рифы, гора Фудзияма и много других творений природы. Изначально проект был основан для канадского бренда Secret Wood, который продавал продукцию ульяновской компании через интернет-магазин по всему миру.
– Началось все с одной модели, которая покорила интернет. После ее выхода мы стали получать огромное количество заявок на подобные украшения. В мире существует всего несколько мастерских, которые способны создавать такие внутренние миры. Эксклюзивность изделий заключается в их неповторимости. Детализация внутренних миров очень высокая, потому что в производстве мы используем не только руки и подручные материалы, но и 3D-оборудование, а также разрабатываем собственное оборудование.
Недавно компания создала еще один инновационный продукт – светящиеся кольца. За неполный 2019 год объем их продаж составил 37 тысяч экземпляров в мире и две тысячи в России. Долю продаж в нашей стране Light Up намерен наращивать.
– Мы хотим стать новым ювелирным брендом и закрепиться с ним на российском рынке, – заявляет Ольга. – Для этого нам потребуется переоборудовать и модернизировать производство под работу с металлами.
Нужна система
Несмотря на появление новых мер поддержки инновационной деятельности, у технопредпринимателей в России попрежнему остаются серьезные сдерживающие факторы. Прежде всего это отсутствие системности поддержки и недостаточное ее масштабирование.
– Сейчас высокотехнологичный бизнес в России в основном развивается за счет окологосударственных структур. Частный бизнес не рискует идти в эту сферу ввиду очень долгих инвестиций и меньшей доходности. Есть, конечно, удачные примеры, но их пока не так много. Основные препятствия – отсутствие денег, правил и опыта, а также кадровый вопрос: много умов уехало за границу в постсоветский период, нужно время для восстановления.
– Ощущается острая нехватка квалифицированных кадров, в связи с чем компании вынуждены напрямую взаимодействовать с учебными заведениями. Причем конкуренция за людей в перспективе ближайших пяти-семи лет только усилится.
Владислав Иванов из Inferum-Shvabe называет еще ряд препятствий для развития российского хай-тека на примере отрасли биотехнологий.
– Биотех отличается высокой капитало- и наукоемкостью, при этом отечественный рынок непредсказуем, а риски слишком высоки. Наряду с общей нестабильностью инвестиционного и бизнес-климата в России существуют и дополнительные риски, свойственные именно этой отрасли. Первый из них – отсутствие гарантированного сбыта. Это связано в том числе со значительным недоверием россиян к новым технологиям в области медицины. Второй риск состоит в том, что создание нового биотехнологического продукта – очень дорогой и длительный процесс, требующий не только огромных вложений, но и больших временных затрат на разработку и тестирование (обычно на это уходят годы). При этом до промышленного производства доходит лишь малая часть разработок: далеко не всем из них удается пройти испытания на эффективность и безопасность.
Эксперты и представители бизнеса сходятся во мнении, что помочь производителям новых технологий может более весомая поддержка отечественных разработок, направленная на развитие кадров, расширение доступа к передовой материально-технической базе, создание в регионах инно вационных бизнес-инкубаторов. Причем все эти меры должны реализовываться инфраструктурно, чтобы инновационные компании занимались не административно-бумажными вопросами, а непосредственно инновациями.