– С Wildberries сотрудничают 27 местных компаний, которые за 10 месяцев 2019 года наторговали на электронной площадке более чем на 350 млн рублей. Это прекрасный показатель.
Fashion уходит в «цифру»
Фото: Виктория Чернышева
Зайти на маркетплейс
Рынок одежды и обуви сегодня является драйвером развития российской e-commerce. Онлайн-ритейлеры идут напролом: расширяют географию доставки и ассортимент, активно используют виртуальные технологии для удобства покупателей, увеличивают количество пунктов выдачи заказов.
По данным исследовательского агентства Data Insight, с июля 2018 по июнь 2019 года объем онлайн-продаж в сегменте одежды и обуви вырос на 36%. Количество заказов увеличилось на 63%. При этом кризис никуда не делся: средний чек сократился на 17%, но покупать стали больше. Лидером рынка стала торговая площадка Wildberries. В одном только январе 2019 года ритейлер обработал 65 млн заказов. В прошлом году оборот Wildberries увеличился на 88% до 223,5 млрд руб. по сравнению с 2018 годом.
Этот стремительный взлет не обошел стороной и ульяновцев.
Сотрудничество с электронной площадкой будет расширяться. На прошедшем в декабре в Ульяновске бизнес-форуме «Деловой климат в России» губернатор Сергей Морозов и генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития интернет-торговли. За словами дело не стало: компания уже открыла в регионе B2B-Центр экспертизы электронной коммерции. Это возможность для многих бизнесменов получить новые компетенции. В центрах Wildberries для партнеров компании будут проводить обучающие мастер-классы и семинары по электронной коммерции, вести консультации по ведению бизнеса на маркетплейсе, а также круглосуточно напрямую принимать товары от локальных поставщиков.
– В 2020 году мы планируем совместно с Wildberries запустить новый сервис, который позволит заниматься оцифровкой товаров и получать необходимые сертификаты. В идеале это будет происходить по одному клику. А открывшийся Центр развития электронной торговли поможет преодолеть все страхи бизнесменов перед этим перспективным направлением.
Примерка за компьютером
Страхи перед работой в Сети у ульяновских представителей модной индустрии действительно есть. Об этом говорили на круглом столе, организованном на бизнес-форуме по инициативе Ассоциации профессионалов в сфере легкой промышленности и дизайна. Конкуренция с гигантами рынка для многих местных компаний кажется чемто невозможным. Хотя на деле, как показывает практика, у этого страха, как в известной поговорке, глаза велики: нужно лишь воспользоваться инструментами, которые тебе в буквальном смысле вкладывают в руки.
– В Ульяновской области запущен собственный маркетплейс Ulmade по организации дистанционной электронной торговли. Производители из любых сфер, в том числе дизайнеры, могут разместить здесь информацию о своем товаре. Мы пришлем ТЗ – анкету, требования к материалам и так далее. Сейчас сайт на стадии тестирования, мы ждем заявки от бизнеса.
Корпорация займется оцифровкой услуг, а также будет содействовать производителям в электронном сертифицировании продукции, ее маркировке и упаковке. Услуга по предоставлению доступа к маркетплейсу Ulmade будет бесплатной.
Но как понять, пойдет ли твой товар? Будет ли интересен покупателям из других регионов? Стоит ли вообще ввязываться в «цифровое» дело, тратить силы и средства на покорение Сети? Единого ответа нет: стать популярным может любой продукт. В идеале нужно быстро найти какую-то локальную историю, уникальный товар, идеи и подстраиваться под спрос покупателей.
Яркий пример – ульяновская компания Riona Kids, реализующая продукцию более чем в 80 субъектах России, а также в Белоруссии и Казахстане.
– От эскиза до воплощения идеи в жизнь у нас проходит один день. Над образцом работают дизайнер, конструктор и швея. У нас есть своя фотостудия, мы приглашаем модель, делаем фотосессию, выставляем товар. От рисунка до поставки дилеру порой проходит всего неделя. При этом мы ориентируемся на вкус и потребности подростков.
Онлайн-продажи будут только расти, а потому собственные интернет-магазины или сотрудничество с крупными маркетплейсами для представителей индустрии подобно спасательному кругу. Одним из главных каналом продаж становятся соцсети. По данным Data Insight, более 40% онлайн-ритейлеров имеют свыше 100 тыс. подписчиков в Instagram, 20% могут похвастаться такой же «армией» читателей в Facebook и «ВКонтакте». На четверть увеличилось количество интернет-магазинов с собственными каналами на YouTube и аккаунтами в Twitter.
Технологии кардинально меняют мир: ряд онлайн-платформ уже открыли виртуальные примерочные в своих магазинах. Боязнь купить в интернете не подходящую по размеру вещь исчезает: прикинуть, как платье или кроссовки будут сидеть на тебе, теперь можно, не выходя из-за компьютера. А это уже настоящая революция в fashion.
«Умный» шарф
Еще одно перспективное направление в модной индустрии – создание «умной» одежды. Один из мордовских стартапов разработал токопроводящую пасту для печати на текстиле, чтобы снимать разнообразные показания – температуру, пульс и так далее. МегаФон недавно предложил систему контроля за использованием средств индивидуальной защиты для работников АПК, топливно-энергетического комплексов и нефтегазовой промышленности. Это каски, жилеты, куртки, ремни, перчатки, обувь со специальными датчиками, которые автоматически передают на диспетчерский пульт информацию о движении и местоположении человека, а также данные о его состоянии.
Внедрять цифровые технологии в дизайне пробуют и ульяновские IT-стартапы. Это не только вшитые в одежду датчики, но еще и «умные» материалы и ткани, особый подход к конструированию. Совершенно новое направление, работать над которым пока приходится из альтруистических и чисто научных соображений. Зато если все получится, «выстрелить» может на весь мир.
– «Умная одежда», «вшиваемая электроника», когда в одежду внедряются цифровые датчики, позволяющие контролировать пульс и температуру, – очень перспективное направление. Наши дети уже сделали прототип «Умного шарфа», который имеет подсветку, благодаря чему ребенка хорошо видно в темное время суток. Ей можно будет управлять со смартфона. По сути, это дополнительная безопасность.
У «Инженерки» есть интересный проект – обучающий курс, созданный совместно с ульяновским дизайнером, креативным директором авторского ателье KUZINA Ириной Маловой. Дети сконструировали и сшили одежду со светодизайном. Получившуюся коллекцию Led Fashion представили на Неделе моды в Ульяновске Ulyanovsk Fashion week.
По словам Анастасии Шлындовой, «Инженерка» может быть полезной для ульяновских дизайнеров: в обучающем центре есть оборудование, на котором можно реализовывать самые смелые идеи. – Например, лазерный станок подойдет для ткани, нанесения необычных узоров и прочего. Плюс наши дети имеют хорошие технические навыки и нестандартное мышление, что тоже можно использовать в fashion-индустрии, – считает Анастасия.
Без разобщенности
Но пока одни экспериментируют с «умной» одеждой, другие пытаются решить более приземленные проблемы. Например, нехватку квалифицированных специалистов.
– Даже самые продвинутые технологии бесполезны, если нет команды, которая с ними «дружит». У нас такие специалисты есть; также есть задел технологий, которые еще не опробованы. Это касается не только IT-сферы, но и самого производства. И нужны люди, которые этих технологий не боятся.
В индустрии не хватает не только тех, кто мог бы внедрять цифровые технологии, но и обычных швей.
– Вопрос обучения и повышения квалификации работников индустрии моды и дизайна действительно очень актуальный. За последние годы Ульяновск посетили представители крупнейших образовательных институций в сфере моды. Все большую роль играет онлайн-образование – оно более удобное, практичное, доступное. Но это работает только тогда, когда у человека есть желание учиться, повышать свою квалификацию, раскрывать таланты. Если такого запроса нет, хоть платно, хоть бесплатно, онлайн или офлайн, толку не будет.
В целом к развитию модной индустрии нужно подходить комплексно, считают эксперты.
– Нет смысла популяризировать, к примеру, одну профессию швеи: усилия нужно направлять на привлечение внимания ко всей индустрии моды. Ключевые факторы, влияющие на развитие индустрии моды в стране, – это географическая разобщенность – очень большие расстояния, которые необходимо преодолевать, а также информационная разобщенность. Мы плохо знаем друг друга, плохо понимаем, кто с кем работает и какими ресурсами обладает. Нужно преодолеть разобщенность двух индустрий – креативной и производственной. Тогда все получится».