€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Достопримечательность «на раёне»
Фото из личного архива Егора Холтова
Сегодня Ленин в версии Холтова растиражирован на весь мир. Егор создал, пожалуй, один из самых успешных ульяновских микробрендов одежды – HOLTOV. И образ Ильича стал самым популярным принтом на его футболках.
Холтов (кстати, это его псевдоним, который можно прочитать задом наперед) рассказал нам о том, как сделать так, чтобы искусство приносило деньги, и дал совет тем, кто хочет открыть свой бизнес, но сомневается.
Связь с миром
– Егор, с чего все началось?
– Когда я еще не знал, что такое street art, у меня родилась идея нарисовать на доме огромную сгоревшую спичку. Для меня это была аллегория конечности человеческой жизни – мы все тлеем, сгораем. Для меня всегда в приоритете была идея, чтобы в книге или рисунке обязательно был какой-то смысл.
Спичку я не нарисовал, но родилось много других работ. В ообще рисую с самого детства: как только научился читать, родители отправили меня в художку, затем поступил в ДШИ, учился в колледже культуры, но диплом так и не получил – отчислили за неуспеваемость.
– Какой у вас был самый первый street art?
– Питер Гриффин (герой мультсериала «Гриффины» – прим. авт.) в образе Будды. Я его нарисовал в 2013 году в арке на Карла Маркса. Рисунок давно закрасили, но мне понравилось это делать. Всегда была куча идей, и площадка городской среды мне показалась интересной. Ты размещаешь работы не дома, не в музее, а на улице. Все их видят, и тебе приятно.
– Как родился «Ленин на раёне»?
– Это было в 2014 году. Помню, что Ленина могло не быть: друг, с которым я посоветовался, раскритиковал эту идею. Но я все же решился, и это выстрелило. Сейчас в моих футболках RAЁN ходят очень многие. С этого момента я больше советов не слушал.
– Как думаете, «ленинская» тема до сих пор перспективна для нас с точки зрения привлечения туристов?
– Да, ее обязательно надо раскрывать. Ульяновску больше, по сути, нечем похвастаться перед миром, кроме как Лениным и Гончаровым. Но помогать в продвижении этой идеи чиновникам я не хочу. У меня уже был опыт работы с ними, люди просто не понимают, чего сами хотят, ты попросту теряешь много времени и энергии.
– А как родилась очень мощная работа с Иваном Голуновым?
– У меня всегда с собой список идей, которые приходят в голову – я их записываю в телефоне в заметках. И в их числе была такая: репортер под дулами автоматов. Эта идея пролежала месяца три. А когда случилась история с Голуновым, я понял: вот же оно! Я, конечно же, следил за развитием событий, потому что это может случиться с каждым.
– Вы активный в гражданском плане человек?
– Стараюсь быть.
– Сколько у вас сейчас работ?
– Больше ста. В отличие от многих street art-художников, которые тиражируют одну и ту же работу, я иду по тропе Бэнкси: каждый раз создаю чтото новое. Он отличный художник, мне очень нравится.
– Где вы выставлялись?
– В Ульяновске, Питере, Москве – в столицах были и свои, и совместные с другими художниками выставки. Я стараюсь каждый сезон их делать. Приглашения приходят через паблики по street art, где я публикую свои работы. Люди видят, что художник активный, предлагают выставиться.
– А творить на улицах продолжаете?
– Да, я клею (именно клею, не люблю дышать химией: рисую на компьютере дома и потом распечатываю на бумаге) свои работы в разных городах и странах, где бываю. Они есть в Италии, Чехии, Германии, Вьетнаме, Турции. Часто мне присылают фото с ними, приятно, они до сих пор висят, их не срывают.
В Ульяновске я периодически обновляю Ленина на улице Гончарова, когда его закрашивают. Это все же классическое место, с него все по сути началось. Как алтарь.
– Многие творческие люди хотят уехать из Ульяновска, считают, что тут нет перспектив…
– Я думаю, что в эпоху интернета перспективы есть везде. Неважно, где жить – я из дома выхожу редко, мне все равно, где быть – в Ульяновске, Питере или Нью-Йорке. Связь с миром есть: например недавно мне написал человек из Италии, захотел купить несколько работ – я ему их выслал. Все просто.
Хочешь делать – делай
– Как родилась идея делать мерчи?
– Изначально делал футболки только для себя, и мои знакомые начали просить, чтобы я изготовил и для них. Просьб стало очень много, и я начал производить футболки с принтами серийно. Это совместный проект с моим другом: он заказывает одежду и печатает, я предоставляю рисунки.
Никаких миллионов я в это не вкладывал. Вообще не считаю это серьезным бизнесом: скорее хобби, которое приносит деньги. Мне нравится этим заниматься, а людям нравится, что я делаю – получается взаимовыгодное сотрудничество.
– Прибыльное хобби?
– Ну, точно не убыточное. По сути, я на это живу. Только за новогодние праздники продал футболок 60 – это довольно хороший показатель. Плюс продаю другой мерч: кружки, стикерпаки, носки, значки. Лучше всего, конечно, расходятся именно футболки. Хорошо расходятся постеры. Людям стало нечего вешать на стену: эпоха ковров ушла. Теперь эпоха постеров.
– Кто ваш покупатель?
– Большая часть продукции уходит в другие города – по России и странам мира. Основная аудитория – это ульяновцы, «понаехавшие в столицы». Видимо, у них есть тоска по родине, и они заказывают то, что им будет напоминать об Ульяновске.
Многие просят расширить ассортимент, чтобы были бомберы, худи, свитшоты. Но заниматься этим невыгодно: себестоимость очень высокая, поэтому приходится продавать практически за те же деньги, которые ушли на изготовление. Смысла нет.
– Были случаи, когда ваши работы воровали?
– Да, инциденты были. В Питере, например, украли картинку, из которой сделали название для барбершопа. В Самаре использовали моих матрешек. Чтобы избежать судебных тяжб, чуть дополнили рисунок, но суть осталась та же.
– Боретесь с ними?
– Мне все равно. Думаю, все равно это им вернется бумерангом.
– Масштабировать бизнес не хотите?
– Думаю насчет открытия собственной галереи, в которой может разместиться и мой офлайн-магазин. У меня очень много работ, хочется их показать. В Ульяновске дефицит мероприятий, и если у нас будет своя галерея современного искусства, она может стать достопримечательностью.
Я бы открыл галерею в здании на Карла Маркса, напротив ресторана «Россия». Там есть крыльцо с черным входом и дверью, разместился бы там с удовольствием. Но пока там торгуют канцтоварами.
– Что вы посоветуете тем, кто хочет открыть свой бизнес, не верит, что может самореализоваться?
– Не верьте дальше. Чтобы делать, надо делать: по-другому эта схема не работает. Лично я люблю радовать людей и люблю радоваться сам. И это, наверное, главный секрет успеха.