€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Топ-5 технотрендов 2020 года
Фото: Tele2
Зеленая энергия
Теплая зима 2019-2020, угроза исчезновения половины песчаных пляжей, превращение Гренландии из места с суровым климатом в популярный туристический объект – вот лишь самые «свежие» последствия глобального потепления, о котором не устают говорить ученые со всего мира. Осознав свое влияние на планету, люди стали действовать масштабно.
Больше половины выбросов парниковых газов сегодня возникает из-за сжигания ископаемого топлива, треть из которого потребляют электростанции. Электроэнергетика может внести огромный вклад в снижение выбросов, если перейдет на нетопливную генерацию, прежде всего из возобновляемых источников.
Лидерами по развитию ВИЭ в мире являются Китай и страны Евросоюза. Вложения в эту сферу в Поднебесной с 2010 по 2019 год составили $758 млрд. Возобновляемая энергетика там – уже не субсидируемая государством отрасль, а доходный сектор экономики.
«Инвестиции в электроэнергетику уже несколько лет превышают инвестиции в нефтегазовую промышленность. А раньше было наоборот: мы знали, что инвестирование в нефтегаз – это самое перспективное направление, и нефтегазовый олигарх – мечта любой девушки, которая ищет себе жениха. Сегодня картина меняется, уже другие люди выходят на авансцену», – отмечает Игорь Башмаков, лауреат Нобелевской премии мира 2007 года в составе учрежденной ООН и Всемирной метеорологической организацией Межправительственной группы экспертов по изменению климата, генеральный директор «Центра энергоэффективности – XXI век».
Россия очень далеко не только от лидеров, но и от первой десятки. Разница велика: по ветроэнергетике, например, в Китае введено 211 ГВт мощностей, а в России – 190 МВт (это данные РАВИ по состоянию на 2019 год). При этом ветроэнергетика в мире растет очень большими темпами. Сейчас она занимает 4 место в структуре производства электроэнергии, ВЭС по своей установленной мощности уже перегнали АЭС.
Этот тренд в России знают и понимают. Развитие зеленой генерации энергии в стране сдвинулось с мертвой точки и набирает обороты. По итогам 2019 года регионом-лидером по вовлеченности в эту сферу РАВИ ожидаемо назвала Ульяновскую область, где сегодня действуют два ветропарка, построенные «Фортумом» и УК «Ветроэнергетика», и озвучены планы по строительству еще одной ВЭС – на этот раз компанией EAB New Energy GmbH.
Бизнес, напрямую не связанный с ВИЭ, тоже вовлекается в эту тему – как потребитель. Зеленую энергию закупают такие крупные концерны, как Unilever и AB InBev Efes. На полках магазинов можно встретить «зеленый шампунь» или «зеленое пиво» – и дело не в цвете, а в том, на какой энергии они производились. «В Европе это давно часть жизни, потребители готовы за это доплачивать. И российские производители тоже начинают широко использовать такую маркировку», – комментирует вице-президент по стратегии и управлению производственным портфелем и трейдингу ПАО «Фортум» Дмитрий Боровиков.
На крышах зданий и домов в России все чаще можно встретить солнечные панели. Это элементы микрогенерации, которые сегодня широко продаются в интернете. По запросу «Купить солнечные панели» Яндекс выдает 8 млн страниц! В Ульяновске собственная мини-СЭС есть у завода DMG Mori, батареи установлены на крышах районной больницы и гимназии.
А еще все чаще на улицах города встречаются электромобили. Власти региона надеются, что через четыре года на ульяновских дорогах будет четыре тысячи таких машин. Чтобы форсировать эту тенденцию, чиновники разработали дорожную карту по развитию экологически чистого транспорта. По ней уже с этого года владельцы электрокаров освобождены от транспортного налога и скоро должны получить инфраструктуру – городские зарядные станции.
Цифровизация жизни
Жизнь людей все дальше уходит «в цифру»: в своем отчете «20/20 E-Commerce Vision for the Year 2020» ChannelAdvisor сообщил, что среднестатистический интернет-пользователь проводит в сети 6 часов 43 минуты в день. А в России этот показатель еще выше – 7 часов 17 минут. Если вычесть из суток 8 часов сна, то выходит, что 45% своего времени жители нашей страны находятся онлайн. Суммарно это 111 дней в году! Исследователи играют с цифрами дальше: «В 2020 году пользователи интернета в мире проведут в сети 1,25 миллиарда лет, причем более трети этого времени будут потрачены на социальные сети».
Цифровизация глубоко проникла в жизнь даже небольших регионов и городов. Этому способствует активное развитие сетей скоростного мобильного интернета. И если недавно казалось, что 4G – это технология будущего, сегодня же сеть четвертого поколения – это базовая потребность большинства жителей Ульяновской области. Этот тезис подтверждают и мобильные операторы. Например, в Tele2 72% всего интернет-трафика приходится на сети LTE.
По итогам 2019 года телекоммуникационная компания зафиксировала увеличение трафика на одного пользователя с 10 до 17 Гб, а в этом году ожидается новый рекорд. И еще цифра, уже применительно к Ульяновской области: за прошлый год телеком-оператор нарастил здесь процент покрытия LTE-сетью до 93%, и охват мобильным интернетом четвертого поколения сравнялся с покрытием голосовой связью.
Доступность 4G увеличивает проникновение смартфонов и «умных» гаджетов. К концу января 2020 года 58% клиентов Tele2 в Приволжье пользовались смартфонами с поддержкой сети четвертого поколения. Это на 13% больше, чем год назад.
А что дальше? Уже активно тестируются сети следующего поколения – 5G, и можно «потрогать» скорости будущего. А технология big data позволяет не только узнать все о потребностях пользователей, но и оптимизировать сеть и планировать открытие новых фирменных салонов связи, анализировать транспортные маршруты и даже строить целые города.
Интернет тел
Мода на ЗОЖ, помноженная на обеспокоенность людей из-за коронавируса, подхлестнет развитие носимой электроники. По крайней мере, так считает компания IDC, прогнозирующая рост этого рынка на 30% по итогам 2020 года.
Смарт-часы и спортивные браслеты сегодня являются популярнейшим товаром в интернете: сеть выдает множество рейтингов этой продукции по брендам, характеристикам и стоимости. Эксперты прогнозируют также рост популярности смарт-очков и даже умной одежды (это когда в футболку, например, встроен датчик пульса, или у детского шарфа в темное время суток включается подсветка).
Помимо приложений, которые отслеживают показатели организма, носимые гаджеты могут иметь софт, способный по необходимости вмешиваться в состояние человека. Такие продукты часто создаются малыми инновационными компаниями, в том числе в России.
Одна из московских фирм, например, разработала корректор артериального давления. А в ульяновском наноцентре сделали прототип инсулиновой помпы – компактного устройства, которое наклеивается на тело и через небольшой прокол вводит в организм инсулин. Его содержание контролируется через мобильное приложение. По планам разработчиков, помпа сможет работать от батарейки ААА, будет влагостойкой и, если все получится, должна упростить жизнь больных сахарным диабетом в нашей стране.
Покупки в сети
Список технотрендов был бы неполным без онлайн-шопинга. Темпы его развития в разы выше, чем у традиционной, офлайн-торговли. Потенциал у электронной коммерции огромный, ведь сейчас, по данным ChannelAdvisor, она занимает всего 14% всех розничных продаж в мире. А в России, по сопоставимым данным Росстата и Data Insight, лишь 9%.
Больше 70% пользователей интернета разных возрастов (от 16 до 64 лет) каждый месяц что-то приобретают в сети. ChannelAdvisor выяснил, что самый быстрый рост e-commerce происходит в сегментах «Мода и красота» и «Электроника»: доходы продавцов товаров в этих категориях в прошлом году выросли на 18%.
Основываясь на данных статистики, компания озвучила ряд актуальных трендов электронной торговли. Один из них – Friction-Free Commerce (дословно «торговля без трения»), который предполагает, что шопинг должен быть быстрым и легким, а для этого продавцы должны совмещать инструменты онлайн- и офлайн-торговли. Другой тренд – персонализация продаж и рост подписных услуг. По оценке аналитиков компании, к 2023 году такой сервис будут предлагать три четверти продавцов.
Крупнейшие интернет-компании уже сегодня делают ставку на электронную коммерцию. У Google, например, есть канал продаж Shopping Actions, в который интегрированы Google Search, сервис для продвижения объявлений Google Shopping и голосовой помощник Google Assistant. А Facebook так усовершенствовал свои инструменты электронной коммерции, что, по информации ChannelAdvisor, уже больше половины пользователей соцсети в ответ на рекламу в ней совершают покупки.
Смотреть, смотреть…
Все идет к тому, что основным форматом подачи информации в интернете скоро станет видео. Ericsson прогнозирует, что в 2020 году 2/3 всего интернет-трафика составит потоковая передача данных и загрузка роликов, в том числе по платной подписке.
Видеосервисом номер один в мире остается YouTube: по подсчетам ChannelAdvisor, 3 млрд человек смотрят ролики на этом сайте хотя бы раз в месяц. А самым взрывным ростом в последнее время отличился TikTok. Эксперты назвали его «главной социальной историей СМИ прошлого года». У китайского видеохостинга 800 млн активных пользователей в месяц. 500 млн из них – сами китайцы, и, несмотря на это, TikTok занял 6 место в глобальном рейтинге мобильных приложений за 2019 год. В России он догнал Instagram по количеству загрузок, но в лидеры пока не пробился: пьедестал крупнейших видеосервисов в нашей стране занимают ivi, Okko и YouTube.
«У пользователей интернета сейчас очень высокий уровень внимания к видео, причем максимальный трафик получают ролики продолжительностью не больше пяти минут. Длинные видео либо разбивают на части (каждая из них начинается с рекламы), либо содержат вначале нарезку кадров из середины и конца видео (спойлеры), чтобы увлечь зрителя и повысить досматриваемость. Тренд на короткие ролики задают соцсети, например, Instagram», – комментирует ульяновский интернет-маркетолог, сооснователь веб-студии «Кейт и Лео» Леонид Апполонов.
Видеоконтент стал эффективным рекламным форматом. При этом, как отмечает эксперт, он работает только в связке с другими. «Мир уходит от одного канала продаж. Даже если человеку понравилось видео, не факт, что он купит предлагаемый товар. Он как минимум загуглит бренд, просмотрит его соцсети. А купит, возможно, только через два дня, когда продавец «догонит» его дополнительной рекламой», – поясняет Апполонов.