Миллиард на бизнес
Дивиденды от поддержки
– Руслан Шевкатович, для того, чтобы человек решился-таки стать бизнесменом, у него должен быть определенный набор знаний…
– Несомненно. Именно поэтому мы делаем упор на образовательные и популяризационные мероприятия. В прошлом году в них были вовлечены 6,1 тыс. жителей нашего региона (для сравнения, в 2018-м их было 5,5 тыс.). Обучение по различным программам, связанным с бизнес-образованием, завершили более 2,5 тыс. человек (в 2018 году – около 2 тыс.). В нынешнем году мы не намерены снижать объемы и финансирование программ наставничества. Для того, чтобы выполнить ключевую задачу по нацпроекту – вовлечь в предпринимательскую деятельность не менее 156 тыс. ульяновцев – нужно приложить максимальные усилия.
– А какую финансовую поддержку могут получить в том числе начинающие бизнесмены?
– В 2019 году по программам льготного кредитования у нас работали фонды микрофинансирования и поручительств, государственная лизинговая компания и региональный фонд развития промышленности. Мы разработали новые финансовые продукты: в их числе микрофинансирование для участия в тендерах и приобретения франшизы; поддержка предприятий, занимающихся экспортом несырьевой продукции, а также работающих на территории моногородов.
В общей сложности по одной только линии микрофинансирования поддержку получили 205 проектов малого и среднего бизнеса на сумму 330 млн рублей. Максимальная доля займов пришлась на производственный и сельскохозяйственный секторы – 82,2 млн рублей и 72,64 млн рублей соответственно.
– Отдача есть?
– Собственные инвестиции получателей поддержки в прошлом году составили 76,3 млн рублей, а объем полученной выручки этих предприятий достиг 5,9 млрд рублей. Это очень хороший показатель. Отдача, конечно же, есть: в региональный бюджет они отчислили налоги на сумму 96,23 млн рублей, создали 233 новых и сохранили более 2 тыс. уже действующих рабочих мест.
Мы ведем скрупулезный учет: как именно развиваются компании, получившие поддержку, как они платят налоги. Так как «дивиденды» получаются приличные, объем микрофинансирования в 2020 году будет увеличен до 398 млн рублей. В целом на финансовую поддержку бизнеса мы планируем направить более 1 млрд рублей.
Работа с масштабом
– Многие ульяновские предприятия хотят масштабироваться, расширять перечень партнеров, выходить за пределы региона и даже страны. Как выстроена работа в этом направлении?
– Продвижение ульяновской продукции – важное направление нацпроекта. Для этого мы используем различные инструменты. В частности, одна из ключевых площадок – форум «Сделано в Ульяновской области». В прошлом году в нем приняли участие 134 экспонента. Через 15 контрактных бирж прошли более 800 представителей малого и среднего бизнеса. Крупные компании провели более 40 переговоров и заключили контракты с 125 представителями МСП более чем на 70 млн рублей.
У нас есть ключевая задача – любой инвестпроект, который приходит в Ульяновскую область, должен заключить контракты с местным бизнесом. К примеру, на прошлогодней выставке одно из наших старейших предприятий, Ульяновское конструкторское бюро приборостроения, нашло партнера, который теперь заказывает высокотехнологичную экспертизу. И таких договоренностей масса. Это очень важное достижение.
Плюс к этому, в прошлом году мы успешно провели закупочные сессии, в которых приняли участие крупнейшие торговые сети, представленные в нашем регионе. По их итогам 94 компании вышли на аудит, после которого следующий шаг – размещение продукции на полках гипермаркетов.
– А как идет продвижение нашей продукции за рубеж?
– В 2019 году мы впервые превысили планку прямого экспорта продукции наших компаний в 1 млрд долларов. Что важно, 98% от общего объема составляет несырьевой, неэнергетический сектор. У нас нет нефти и газа, а потому мы гордимся этим показателем.
Наши крупнейшие партнеры – Египет, Казахстан, Беларусь, Германия, США, Азербайджан, страны Евросоюза. Продукция гражданского применения достаточно хорошо конкурирует на этих рынках, а потому мы должны еще более активно участвовать в мероприятиях по продвижению. Это хороший потенциал для увеличения продаж.
– Что идет за рубеж из Ульяновской области?
– Основные статьи экспорта – продукция автопрома и машиностроения, радиофармпрепараты, авиа – и автокомпоненты, мебель, предметы интерьера, продукция деревообработки, электроника. Многие компании представили свои товары на экспортном рынке впервые: это производители рыбных консервов, комплектов для буровых установок, спортивной одежды, фасовочных пакетов, кухонных столешниц и мебели. По сути это традиционная для нас сфера деятельности, а после ряда европейских выставок мы увидели, насколько велик запрос на такую продукцию.
Так что наша главная задача на 2020 год – не уронить планку в 1 млрд долларов. Уверен, что нам это удастся.
Инвестиции в глубинку
– В прошлом году вы активизировали работу с муниципалитетами…
– Да, мы поставили задачу привлечь за пределы больших городов как можно больше инвестпроектов. В прошлом году в муниципалитетах ввели в эксплуатацию 247 новых объектов, общий объем инвестиций составил 1,382 млрд рублей. В нынешнем в активной стадии реализации 240 проектов на 5,5 млрд рублей.
Отдельно мы реализуем задачу по стимулированию предпринимателей к участию в госзакупках. В прошлом году с госзаказчиками было заключено более 1400 новых контрактов.
– А какие главные проблемы в развитии предпринимательства вы видите?
– Все, что связано с налогами и финансовым администрированием, контролем и надзором. По количеству контрольно-надзорных мероприятий, случаев уголовного преследования предпринимателей мы пока, к сожалению, в лидерах. Поэтому в этом направлении нужна тщательная проработка всех вопросов с участием всех причастных структур.
Подробнее о мерах поддержки предпринимателей можно узнать в Центре «Мой бизнес»
Ульяновск, проезд Максимова, д. 4 (Дом предпринимателя), 5 этаж
Центр «Мой бизнес»
+7(8422) 41-06-56