Топ-5 «длинных» экономических трендов
1. Подумайте об использовании систем и сервисов на основе искусственного интеллекта
Вот лишь несколько технологий, которые уже сейчас пользуются спросом наиболее продвинутых и обеспеченных покупателей (в том числе в B2B-сегменте).
Internet of Things, IoT, по-русски – интернет вещей. Он представляет собой компьютерную сеть устройств, которые объединяют объекты реального и виртуального мира в единое целое. Вот самые «обывательские» примеры:
- система «умный дом» со всеми ее датчиками и устройствами, которые индивидуально настраиваются под потребности домовладельца;
- «умные» мусорные баки на солнечных батареях, предупреждающие дворников о своей заполненности;
- «умные витрины», автоматически определяющие тип потребителя и показывающие при его приближении именно те товары, которые могут конкретно его заинтересовать.
Беспилотники:
- «исполнительные» дроны, уже сейчас используемые во многих сферах – от фотосъемки до конкурентной разведки. Бизнесу они могут быть полезны, к примеру, для проверки состояния различных агрегатов и трубопроводов на промышленных и аграрных объектах, для доставки грузов.
- «дисциплинированные» беспилотные такси, уже сейчас проходящие испытания в странах Европы и Америки.
3D-печать – технология трехмерного воспроизведения реального объекта по созданной на компьютере 3D-модели. Уже сейчас применяется в архитектуре и строительстве, медицине, моделировании одежды и других сферах.
Малый бизнес может использовать эту технологию как альтернативу мелкосерийному производству игрушек, сувениров, настольных игр и др.
3D-печать также позволяет легко прототипировать, тестировать и создавать различные детали сложных конструкций в автомобильной, медицинской, строительной и других сферах.
Virtual reality, VR, по-русски – виртуальная или искусственная реальность. Это созданный с помощью технических средств виртуальный мир, передаваемый человеку через ощущения – зрение, слух, осязание.
Augmented reality, AR, по-русски – дополненная или расширенная реальность. Это технологии, которые добавляют в реальный мир сенсорные данные.
Чтобы не было путаницы: если вы, надев гарнитуру, переноситесь из собственной комнаты в замок графа Дракулы, то это VR. А если на улице вам под ноги сигает кот Гарфильд, то это AR. Как это использовать в бизнесе? VR/AR, выгодна, когда нужно:
- создать wow-эффект (например, увидеть суперэффектное платье невесты, которое только на прошлой неделе впервые появилось на дефиле в Милане),
- показать обстановку, которой еще нет (например, дизайн будущего салона красоты),
- презентовать товар, который сложно продемонстрировать в реальности (например, современный станок весом несколько тонн),
- протестировать специалиста в ситуации, которую чертовски дорого инсценировать (например, обучение хирургов делать сложные операции),
- «вшить» в ценник все варианты эксплуатации товара (например, как можно использовать лепной декор).
2. Рассмотрите возможности партнерства со странами в Юго-Восточной Азии
Да, Китай и Индия остаются важными азиатскими экономическими регионами. При этом если вы планируете расширять бизнес на восток, обратите внимание на страны ЮВА.
5 из 11 стран этого региона – Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины – относят к новым индустриальным странам, которые в последние десятилетия демонстрируют удивительные темпы роста «по всем статьям», создают сильные транснациональные корпорации и активно внедряют последние технологии.
Реальная возможность дополнить этот список есть у еще одной страны региона – Вьетнама, лидера ЮВА по развитию легкой промышленности, признанного мирового экспортера кофе, риса, орехов кешью и мебели.
3. Предлагайте компетентным профи разные формы трудовых отношений
Прошли времена, когда работодатель определял условия работы для нужных ему профессионалов. Сегодня сотрудничество между корпорацией и специалистом строится по принципу «win-win», и предприятие все чаще дает кандидату возможность выбрать комфортную для него форму трудовых отношений – проект, удаленная работа, фриланс, частичная занятость, полный рабочий день в штате.
И даже в Ульяновске далеко не каждый специалист (особенно это касается сферы IT, рекламы и маркетинга) готов работать в штате, благо современные технологии позволяют поддерживать почти любое взаимодействие удаленно.
В крупных городах давно уже норма, что команда проекта территориально может находиться в разных концах мира и при этом показывать отличные результаты общей слаженной работы.
Кстати, передача части бизнес-процессов на аутсорсинг позволяет в большинстве случаев сократить затраты на содержание рабочих мест и оплату труда.
4. Развивайте бизнес в сторону рынков с минимальным циклом потребления
Рынки с минимальным циклом потребления наиболее устойчивы. Самые понятные примеры – рынок продуктов питания, фармацевтический рынок, рынок детских товаров, рынок предметов гигиены, рынок канцтоваров и пр.
5. Обратите внимание на непрерывное образование и рост числа новых профессий
Если посмотреть на первую десятку самых востребованных в конце 2019 года профессий в США (по версии LinkedIn), то окажется, что о большинстве из них еще лет 5 назад никто не слышал (а некоторые предприниматели сейчас впервые прочтут их названия): специалист по искусственному интеллекту, инженер по кибербезопасности, data scientist, fullstack-разработчик, инженер по обеспечению надежности, специалист по успеху клиентов…
Таких профи немного, их пока еще не готовят в вузах, поэтому спрос на них превращается в реальную «охоту за головами».
А наиболее продвинутые профи учатся «без отрыва от рабочего процесса», прокачивая дополнительные, смежные и совсем новые для себя компетенции (главным образом это касается IT-сферы и сферы маркетинга). При этом цикл обучения сокращается: если раньше на освоение новой специальности требовались годы, то сейчас цикл обучения укладывается в несколько месяцев (как правило, от 3-4 до 18).