Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Психотерапевт предпринимателей Дмитрий Ломоть: «Вы – самый большой эксперт в своем бизнесе»

Апрельский бизнес-завтрак «Делового обозрения» состоялся в онлайн-формате. Дмитрий Ломоть, психотерапевт предпринимателей, ответил на вопросы подписчиков uldelo.ru в Instagram. Как сделать кризис временем возможностей, сохранить мотивацию сотрудников и перестать раздражаться на домочадцев? Самые актуальные, по мнению редакции, вопросы и ответы на них – в текстовой версии антикризисного вебинара (видео – в конце статьи).

Фото из личного архива эксперта

– Когда закончится кризис?

– Я не знаю. И никто не знает. Кризис – это когда те схемы, которые раньше работали для получения конкретного результата, например, для заработка определенной суммы денег, больше не работают. В нашей стране кризис – нечто негативное, то, от чего нужно бежать. На самом деле его можно воспринимать как новое время, новые возможности.

Сейчас кризис у всех, соответственно, тот, кто быстрее найдет новое решение, тот вырвется вперед. Если вы каждый день просыпаетесь с мыслью о том, что перед вами поле возможностей, и вы продолжаете искать новые пути – генерировать идеи и тестировать их, вы сможете очень быстро обогнать рынок. Кризис – это важная часть внутренней перестройки.

– Как не раздражаться на окружающих?

– Все очень просто – научиться управлять эмоциями. В условиях самоизоляции окружающие – это ваши близкие люди, с которыми вы никогда не проводили столько времени. Сейчас вы начинаете замечать то, что раньше от вас ускользало. Если мужчина и женщина работают, то в лучшем случае у них есть два часа на ежедневное общение. Сейчас приходится выстраивать коммуникацию заново.

Самая простая рекомендация – организуйте себе пространство для одиночества. Даже если у вас однокомнатная квартира, договоритесь, что полчаса вы находитесь на кухне и вас никто не трогает.

Вторая рекомендация – начать делать то, о чем вы давно мечтали. Когда человек делает то, чего ему действительно хочется, он получает удовольствие и расслабляется. Эндорфины вырабатываются при занятиях сексом, изучении нового материала, генерации новых идей. Найдите то, что вам нравится, и делайте. Это будет вас восстанавливать, вы перестанете отравлять жизнь себе и окружающим.

Карантин закончится, вам важно сделать так, чтобы ваша семья не закончилась вместе с ним, а продолжалась долго.

– Как считаете, грядет ли передел на рынке труда, или все вернется на круги своя?

– Сейчас время глобальных изменений в коммуникациях, в бизнесе. Как все может вернуться на круги своя? Уже никак. Ситуация будет другой, придется адаптироваться, а затем адаптироваться к адаптациям. Вопрос в другом – готовы ли вы грести или хотите постоять где-то сбоку?

Какие профессии и специальности сегодня в группе риска? Никто не знает, куда все повернется. Я думаю, что умные и здравомыслящие люди, готовые отвечать за результат, всегда будут востребованы.

– Что делать сейчас, чтобы оставаться востребованным после?

– Осваивать новые навыки – те, которые вам хотелось когда-то получить. Чтобы вы наконец-то начали делать то, что вам нравится, потому что когда вы делаете то, что вам нравится, вы кайфуете, а когда вы кайфуете, вы становитесь заметными для других людей.

– Чтобы тестировать идеи, нужны деньги, а их сейчас нет.

– Вот это хороший пример ограничивающего убеждения, которое свойственно большинству людей, в том числе предпринимателям. Да, что-то проще сделать, имея деньги. Но если у вас их нет, а есть желание что-то протестировать, можно уже начать делать звонки и озвучивать ваше УТП. Когда вы поймете, что вам готовы платить, можете приступать к дальнейшим схемам. Экспериментируйте! Какие-то действия наверняка можно сделать без денег. Начните с них.

«Вы – самый большой эксперт в своем бизнесе, – считает Дмитрий Ломоть. – Если вы понимаете, что это так, значит, все зависит от вас. Если вы считаете, что ситуация в вашем бизнесе зависит от курса доллара, коронавируса, прилета инопланетян, то тогда управляете бизнесом не вы, а тот, кто управляет вашим эмоциональным состоянием. Вы не можете поменять ситуацию с коронавирусом, но вы можете поменять отношение к ней»

– Как сохранить боевой настрой в продажах, когда работаешь, не зная, за что? Имею в виду оплату труда.

– Вы просто договариваетесь с собой: «Я делаю максимум в определенный отрезок времени. Заплатят или не заплатят – мне это не важно». Если вы работаете в продажах и напрямую влияете на получение денег компанией, то можете зафиксировать договоренность, что получите процент, после того как принесете определенную сумму.

У человека, занятого в продажах, боевой дух настраивается автоматически, когда приходят деньги. Боевой настрой зависит от осознания того, что я помогаю людям. Самые эффективные продажники уверены, что их продукт очень важен человеку, что они реально облегчают другому жизнь. Боевой дух поднимается, когда вам звонят и благодарят за сотрудничество: «Спасибо, это было действительно классно!». Чтобы запустить каскад воодушевляющих реакций, просто посидите и повспоминайте, как вы уже помогли большому количеству людей.

Если у вас снижена мотивация к работе, возможно, вы стали заложником самосаботажа. Когда вы долго отказываете себе в хотелках, внутренний ребенок бунтует: «Я работаю, работаю, ты пообещала мне игрушку, а в итоге деньги ушли не туда. Не буду работать». Поэтому то, что вы себе обещали, нужно купить с ближайших денег. Тогда подсознание начнет помогать – «я могу купить себе все, что захочу».

– Как перестать реагировать на обстоятельства, которые я изменить не могу, но они меня бесят?

– Люди – самые эффективные существа с точки зрения адаптации. Вы можете сидеть и злиться, что ваш ребенок сутками учится дистанционно, но, если вы не можете этого изменить, ваша злость непродуктивна. Займитесь тем, что зависит от вас, и тогда вы сможете улучшить свою жизнь.

Простые меры: составить план, сформулировать свою цель, сделать первые шаги к ее достижению. Это уже вас успокоит, так как поменяется фокус внимания. В зависимости от того, как он настроен – на новости и переживания или на свои цели и задачи – один и тот же человек будет проживать совершенно разные жизни. Только вы выбираете, какой жизнью жить, поэтому выберите для себя лучшее.

– Что надо поменять в своем сознании или действиях в этом периоде?

– Я не владею вашей ситуацией, чтобы сказать, что нужно поменять. Могу лишь сказать, что должно быть обязательно – понимание того, что вся ваша жизнь зависит от вас. И от вас зависит, как воспринимать то, на что вы повлиять не можете.

Когда вы принимаете по поводу какой-то конкретной проблемы решение – как себя вести, как к ней относиться, вы успокаиваетесь. В этом состоянии человек начинает жить, чувствовать совсем по-другому и достигать результатов. Пока одни причитают, другие начинают зарабатывать кучу денег.

– Одна из самых пострадавших сфер – бьюти-индустрия. Как предпринимателям – владельцам салонов красоты, парикмахерских – восстановиться в посткризисный период? Как готовиться к выходу из кризиса?

– В каждом вопросе содержится ответ. Такая формулировка говорит о том, что у человека есть убеждение, что восстановиться можно только в посткризисный период. А если кризис будет год? Что дальше? Вы должны быть готовы ко всему. Предприниматель – это человек, который быстрее всех. Рекомендую устроить мозговой штурм, пригласив специалистов, в том числе из других сфер.

– Как предпринимателю мотивировать своих сотрудников сейчас?

– Точно так же, как и в любое другое время. Вы же понимаете, что человек, который работает на предпринимателя, может ориентироваться только в рамках той должности, на которую его взяли. Вы должны объяснять людям, что происходит, как адаптируется предприятие, чем им это будет выгодно. Дайте людям возможность закрыть проблемы, которые у них есть с едой, с деньгами, чтобы они могли на вас опереться. Тогда все будет хорошо.

– Что я могу предпринять для улучшения климата в коллективе? Интересуют нематериальные методы.

– Вы знаете свой коллектив, знаете, чего ему не хватает. Ваша задача – организовать это. Люди будут рады, что о них позаботились. Когда вы помогаете сотрудникам решать проблемы, они начинают лучше работать, потому что перестают отвлекаться на личные вопросы.

Я всегда рекомендую предпринимателям узнавать о проблемах сотрудников и помогать им в решении. Это гораздо лучше премий. Представьте женщину, которая сидит за компьютером и вместо того, чтобы работать, думает о том, как устроить своего ребенка в детский сад. Помогите ей в этом, если можете, и это отразится на качестве ее работы. Нематериальные методы – проявить заботу, участие, поддержать семьи ваших сотрудников. Это то, что усилит вашу позицию как руководителя.

– Что нужно делать, чтобы начинать дела легко? Есть много навыков, актуальных сейчас, но есть страх начать.

– Страх начать есть тогда, когда есть страх того, что не получится. Ваша задача – сделать так, чтобы вам было все равно на результат. Вы просто говорите себе: «Я попробую. Идеальный вариант – я заработаю денег. Средний вариант – я заработаю меньше денег. Плохой вариант – я просто кайфану от того, что делаю». Тогда вас устроит любой итог, а раз страха нет, то вы просто делаете. Фокус внимания не на том, что «не получится», а на самом процессе – там, где весело, интересно и можно получить удовольствие.

– Есть ли у вас практическое занятие, которое можно проводить в начале рабочего дня для плодотворной работы в течение дня?

– Есть простое упражнение, которое рекомендую делать перед сном. Когда вы засыпаете, лежа в кровати, с закрытыми глазами, представьте, что вы будете завтра делать из того, что быстро приведет к результатам. Воображайте не рутину, а победы. Когда вы просыпаетесь, вы вспоминаете образы побед, и это вас зажигает.

– Что ожидается в сфере PR и маркетинга, какие тенденции?

– PR и маркетинг – это создание определенного имиджа и привлечение целевой аудитории. Эти же функции сохранятся. Какие конкретные действия будут эффективны, не понятно.

Выиграют люди, которые будут предлагать новые решения. Те, кто говорит: «Мы так 20 лет делали и еще 20 лет будем», – вымрут, как мамонты. Потому что станут неинтересны, не нужны, не смогут обеспечить результата.

– Как предпринимателю пробовать начать новое дело, если он уже прошел несколько запусков проектов, и у него не получилось?

– Если есть негативный опыт, его нужно убирать. Важно вспомнить весь негативный опыт и проанализировать его: чему вы научились? В чем собственно опыт?

Когда говорят «опыт», часто подразумевают психотравмирующую ситуацию в прошлом. На самом деле внутри этой ситуации есть реальная и очень ценная информация. Проанализируйте ее и посмотрите на будущий проект с учетом своих знаний и навыков. Вы станете точнее, вам это позволит двигаться вперед.

– Некоторые бизнес-тренеры рекомендуют уже сейчас урезать все по максимуму: сократить расходы, персонал. Якобы это лучше, чем каждый месяц резать по чуть-чуть, даже если ситуация позволяет. Ваша позиция.

– Моя позиция всегда была однозначна. Нужно больше зарабатывать. Просто придумайте как. Я всегда сдержанно отношусь к советам урезать, экономить, отказывать себе в чем-то. Я за финансовую подушку, но я против урезания себя. Для меня это как переступание через себя. Это то, что включает блоки и мешает развиваться. Придумайте, как вы в этой ситуации можете зарабатывать больше.

Где лучше хранить деньги, как распознать хроническую усталость и снять ограничивающие убеждения – еще больше советов психолога Дмитрия Ломтя в видеозаписи вебинара.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: