€ 105,84
$ 97,44
¥ 13,64
Нефть, детсады и кредиты
Фото: Ульяновское УФАС России
2003 год, «нефтяной передел»
17 лет назад ульяновские антимонопольщики прогремели на всю страну. В 2002 году одна из крупнейших региональных компаний «Ульяновскнефтепродукт» (входящая в группу компаний «Юкос») приобрела 10 автозаправочных станций в Ульяновске и Димитровграде. Разрешение антимонопольного органа при этом получено не было. Покупка позволила компании взять под контроль свыше 60% рынка розничной продажи нефтепродуктов в областном центре.
В ульяновском УФАС посчитали эту сделку недопустимой и не соответствующей требованиям антимонопольного законодательства. В январе 2003 года управление обратилось с иском о признании сделки недействительной и возврате заправок прежним владельцам. Судебный процесс длился около трех лет. В итоге требование о возврате 10 АЗС было удовлетворено.
На тот момент подобное дело антимонопольщики выиграли впервые в России. А потому оно стало знаковым не только для нашего региона, но и для всей страны.
2005 год, «кредитная история»
В конце 2005 года ульяновцы возбудили более 50 (!) административных дел о нарушении закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Главным фигурантом стало ОАО «Сбербанк России». В течение почти двух лет учреждение заключало с юридическими лицами соглашения о предоставлении потребительских кредитов.
По действовавшему тогда закону Сбербанк должен был в течение 15 дней после каждого заключенного соглашения уведомлять об этом антимонопольщиков. Но по факту сделал это только в конце ноября 2005 года, когда договоры уже были заключены.
Это дело примечательно тем, что специалисты ульяновского УФАС выиграли судебные заседания у Сбербанка в Москве. С кредитно-финансового учреждения было взыскано более пяти млн рублей. Больше подобных правонарушений в Ульяновской области банк не совершал.
2010 год, «мучной» картель
Еще одно громкое дело связано с местными мукомолами. Четыре предприятия договорились об одновременном и, по мнению специалистов УФАС, необоснованном повышении оптовых цен на пшеничную муку высшего сорта.
В картельном заговоре, по данным антимонопольщиков, участвовали «Димитровградкрупозавод», «Мукомольная компания «Анкар», ИП Каюмов Н.К. и «Мельсервис». Стоимость пшеничной муки, по которой они ее реализовывали, начала расти еще до повышения закупочных цен на зерно. За три недели июля 2010 года мука подорожала на приличную сумму: разница между старым и новым ценником составила от 22,2% до 78,6%.
Ульяновское УФАС признало это повышение нарушением ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. Предприятиям выдали предписания, направленные на обеспечение конкуренции. Плюс к этому мукомолы получили крупные штрафы. Их общая сумма – 3,1 млн рублей. МК «Анкар» при этом обанкротилась, а потому денежное наказание погасить не смогла. Остальные штрафы были оплачены в полном объеме.
2015 год, «простаивающие вагоны»
Ульяновское УФАС помогло местной компании, которая пожаловалась на «Российские железные дороги». Железнодорожники повели себя не лучшим образом: как уточнили в Управлении, РЖД незаконно уклонялось от оформления актов общей формы. Эти документы должны были удостоверять обстоятельства, по которым у перевозчика возникала ответственность за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, их уборку с железнодорожных путей необщего пользования и так далее. Эти действия в УФАС квалифицировали как нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В итоге РЖД оштрафовали на более чем 500 тыс. рублей. В 2016 году эти средства полностью перечислили в бюджет.
2016 год, «детсадовская» проблема»
Это громкое дело стало первым подобным в России. Сотрудники УФАС выяснили, что сразу в нескольких районах – Сурском, Карсунском, Новомалыклинском, Тереньгульском, Ульяновском и Николаевском – построили детские сады без проведения торгов.
Это стало известно во время плановой проверки работы администрации Сурского района. Антимонопольщики узнали, что чиновники, при содействии регионального министерства образования и науки, приобрели здание детского сада у физического лица. Никаких конкурентных процедур, как предусматривает закон о контрактной системе, при этом проведено не было.
Такие же нарушения обнаружились еще в пяти районах области. Сумма каждого контракта за здание детского сада, рассчитанного на 60 воспитанников, превысила 41 млн рублей. Оказалось, что подрядчик параллельно процессу выделения финансирования уже строил здание, которое соответствовало всем нужным характеристикам (это был адрес, дата ввода в эксплуатацию, наполняемость и так далее).
Все это вылилось в семь уголовных дел, которые были возбуждены по материалам Ульяновского УФАС в отношении должностных лиц шести районных администраций и минобра, а также 17 штрафов чиновников, строительных организаций и их руководителей.
2017 год, «дело о медизделиях»
Еще одно беспрецедентное для России дело связано с нарушением закона о контрактной системе в крупной закупке медицинских изделий. Заказчиками выступали 67 ульяновских поликлиник и больниц. Ульяновские антимонопольщики выяснили, что они необъективно описали объект закупки.
В перечень было включено 3527 позиций различной направленности. Но в аукционной документации не была определена потребность в медицинских изделиях и их качественные характеристики. Например, в списке значился «измеритель артериального давления». На рынке представлено более 20 моделей этих приборов, цена на которые колеблется от 700 до 15 тыс. рублей. То же самое касалось «салфеток», «термометров» и так далее.
Комиссия управления установила, что в этом аукционе не мог участвовать ни один производитель медицинских изделий, так как объект закупки для каждого заказчика при проведении совместного электронного аукциона должен быть един. В итоге торги были аннулированы. Начальная цена контракта составляла 587 млн рублей.
В целом, как показала практика закупок медизделий в 2015-2016 году, при проведении совместных торгов контракты заключались с единственным участником закупок – АО «УльяновскФармация». И без снижения начальной цены контракта. По данным Счетной палаты, бюджет потерял значимые суммы: медицинские изделия закупали на 40% дороже рыночных цен.
Анастасия Майорова