Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Тренируйтесь в играх,
чтобы жить «на чистовик»

Гость номера – сооснователь и СОО компании 5518 Studios, создатель компьютерной графики для игровых хитов Apex Legends, Star Trek и Call Of Duty: Black Ops 4 (18+) Максим Михеенко.

Родился в Ульяновске. 33 года. Живет в Москве и Лос-Анджелесе. Окончил факультет прикладной математики и информатики УлГТУ. Автор книги об игровой индустрии «Миллионы миллиардов. Как стартовать в игровой индустрии, работая удаленно, заработать денег и создать игру своей мечты». – СПб.: Питер, 2020 (выходит в сентябре 2020 года – премьера книги была в Ульяновске в конце августа). Обучение: средняя школа №45, Городской лицей при УлГТУ, УлГТУ (кафедра прикладной математики), Ульяновское училище культуры, Школа счастливого человека от Международной федерации боевых искусств (Минск).

– Максим, в предисловии стоит сделать пометку «Время чтения – одна ночь, скорость чтения – на одном дыхании». Я проглотила «Миллионы миллиардов» за несколько потрясающих часов. А как тебе далась работа над книгой? Почему тебе важно было написать ее именно сейчас?

– Я верю в нашу молодежь и в нашу страну – в Ульяновске, Казани, Москве, Питере, Чебоксарах – везде есть множество талантливых людей, кто может заявить о себе на международной арене! Пару лет назад появилась потребность суммировать свой опыт и ретранслировать его – через сайт или книгу.

Написать книгу было детской мечтой, поэтому выбор стал очевиден. Начав по вдохновению, примерно полгода я просто получал удовольствие от процесса, фиксируя мысли, которые приходят в творческом потоке. В январе этого года продолжил работать более структурно и предельно активно, поставив целью выпустить книгу к сентябрю – началу нового учебного и рабочего года.


Потом грянул коронавирус – и стало ясно, что люди испытывают дефицит информации о том, как работать в новых реалиях и как быть эффективным на удаленке. Поэтому в книге не только об игровой индустрии – на ее примере я рассказываю об удаленной работе, аутсорсе и осознанном выборе будущей профессии.

Главные учителя в жизни Максима: первая учительница Валентина Ивановна, Елена Александровна Букина, Татьяна Васильевна Афанасьева, Николай Васильевич Савинов, Надежда Николаевна Тарасова, Борис Владимирович Логинов

– Название «Миллионы миллиардов» звучит очень экспрессивно. О чем оно?

– Точно не о деньгах – оно многогранно, как полигональная 3D-сетка, как сама суть игровой индустрии, в которой все экспрессивно и чрезмерно: стремительное развитие, огромные амбиции, невероятные ставки и сверхмасштабные цели.

Всего было пять вариантов названия, которые мы придумали вместе с коллегами. Но по результатам альфа– и бета-тестирований на аудитории (сейчас все и везде тестируется сразу на аудитории – реалии нашего времени), «Миллионы миллиардов» людям запоминается проще и лучше. Оно непривычно, свежо и провокационно.

– Почему первая презентация книги состоялась в Ульяновске, не в Москве, где ты живешь?

– В Ульяновск я приезжаю периодически и не теряю связь с родным городом. У меня огромная благодарность родителям, школе, политеху, училищу культуры за фундамент и за интересное детство. Ульяновск – отличная отправная точка. Примеры показывают, что статистически ни в каких городах Поволжья нет в принципе такого количества успешных айтишников. Все ведущие школы города, гимназия № 1, лицей при УлГТУ, УлГУ обеспечивают высокий уровень фундаментальных знаний, поэтому ребята из Ульяновска достигают успехов во всем мире.


Правительство поддерживает IT в регионе, и я вижу, сколько условий создано, чтобы развиваться здесь. Людям нравится жить в Ульяновске, и при этом здесь можно работать на весь мир. Поэтому первая презентация прошла здесь. Было приятно разделить и радость, и легкое волнение с коллегами, друзьями, близкими. Мастер-класс вызвал мощную обратную связь, много дискуссий, все больше убеждая, что идея с книгой была верной.

Люди, родившиеся в Ульяновске, которые достигли успехов на международной арене в IT: Максим Жестков (Zhestkov media), Никита Реплянский (cyber artist), Руслан Фазлыев (Ecwid), Антон Белов (Mobirate)

– Ты классно препарируешь современные процессы, анализируешь игровую индустрию и делишься колоссальным опытом. Тем не менее чтение оставляет ощущение интересного разговора со старшим товарищем. В чем секрет?

– Мы хотели приоткрыть индустрию для читателя и сделать это максимально просто, полезно, немного по-дружески. Такой тон понятен большинству и легко воспринимается. Вся книга основана на моем опыте и опыте коллег, и мы делимся им, открыто и с удовольствием. Мы осознанно убирали слишком мудреные слова и цитаты, оставив самое основное и самое простое и понятное для старта!

– На мой взгляд, книга интересна не только начинающим в игровой индустрии, но и творческим людям, продающим свои услуги, в целом. Кому она адресована, по твоему, авторскому, замыслу?

– Книга для всех, кому хочется зарабатывать деньги новым способом, то есть работать удаленно. Кому интересна игровая индустрия и возможности в нее попасть, а также всем, кто думает о будущем – как работать за рубежом, какие профессии будут востребованы в перспективе. Читателю от 15 до 45 лет, не важно, мужчина или женщина, главное – он хочет улучшить свою жизнь с точки зрения бизнеса и понимания мировых процессов.

Игровая индустрия – одна из самых динамично развивающихся, и здесь постоянно задаются самые высокие стандарты качества. Применяя их к другим сферам бизнеса, реально получить карьерное преимущество.


– В книге много о балансе – между работой и личным временем, между творчеством и дисциплиной, между российской и американской культурой. Если баланс – залог успеха, то кто его главный враг?

– Перфекционизм и максимализм. Они ведут не к достижению целей, а к выгоранию. Баланс работы и жизни очень важен. Поэтому компании типа Google, Tesla, Uber, которые просчитывают долгосрочную перспективу, радеют за него. Если сотрудник быстро выгорит, то надо искать нового, и это неэффективно.

Успех многих компаний в Кремниевой долине связан с тем, что они рассчитывают на долгосрочную историю, но при этом развиваются очень быстро – это очень непростой баланс, да. Мы в 5518 Studios уверены, нельзя выжимать сотрудников, как было принято порой в российских компаниях прошлого. Индустрия игр очень конкурентная, уникальная – это не продуктовый магазин – найти новых людей на замену порой очень сложно.

Поэтому важно ценить людей. Если человек выжат, он не нужен ни себе, ни работодателю. Тогда для чего все? Мы живем ради удовольствия, счастья, целей, а не 15 часов работы в день. И, наоборот, слишком много отдыха превращает человека в абсолютно незаинтересованное существо, ищущее смысл жизни. Баланс – главное, особенно в игровой индустрии, где все быстро меняется. Не перегореть и при этом конкурировать – самое сложное и интересное.

Сохранять баланс, работать, найти любимую девушку, создать семью – это непросто, но к этому хотим прийти мы все. На сегодняшний день мне не удалось пока построить семью, я был фокусирован только на бизнесе – надеюсь, в ближайшие пару лет удастся немного отойти только от работы.

«Отдельное спасибо моим учителям по здоровью: Михаилу Тарасову и Петру Калинину, доктору Раиду, Андрею Туполеву, Максиму Юрьевичу Спринд-Ниманду, Алсу Мубаракшиной»

«Если заказчик считает, что слоны в этой игре должны быть розовыми в крапинку – значит, они должны быть розовыми в крапинку, и точка!» – эта цитата из книги – мой личный хит. Тебе удалось забрать у гения право на эгоцентризм и объяснить, почему это важно для него самого. Тебе еще не намекали, что «художника обидеть может каждый»?

– Выполняя заказ, мы не обслуживаем амбиции каждого члена команды. В стратегии win project главное – сам проект, все подчинено его успеху. Важно проранжировать цели. Если цель – быть правым, увы, она не всегда работает по моему опыту. У нас другая цель – сделать проект – а тогда нужно быть в команде. Эгоцентричность уходит, приходит желание решать задачи вместе. Тогда и клиент уже воспринимается не как угроза, а как партнер, друг.

В Москве и Лос-Анджелесе конкуренция выше по определению, поэтому те, кто начинает учить жизни, не задерживаются в больших городах. В провинции чуть медленнее, но ситуация тоже крайне сильно меняется за счет роста удаленной работы в мире. Я рад, что все приходят к командной игре ради результата, общего проекта, цели. А не просто «Я дизайнер – я так вижу!». В современном мире это уже не работает.


– Видела твой пост в соцсетях о встрече с юными победителями в конкурсе 3Dграфики от лицея при УлГТУ. Чем эти ребята отличаются от тебя в этом возрасте?

– Их энергия, внимание, азарт потрясающе зажигают – а им по 13-15 лет, но они уже видят, куда и зачем двигаться, выбирают нишу в IT, хотят работать с топовыми мировыми компаниями. Чем они отличаются от нас – многие вопросы (и ответы) для них решены благодаря интернету. У нас такого не было. Возможно, им немного не хватает личных примеров в реальности – потому что основной ориентир идет в Instagram, Facebook, TikTok. Поэтому мы часто встречаемся за кружкой кофе, чтобы вживую показать – вот реальная история, вот факты из жизни нашей команды.

– В книге подробно рассказывается об основных профессиях игровой индустрии сегодня и завтра: как начать, кому подходит или нет, сколько можно заработать. Какой универсальный совет ты можешь дать будущим программистам, художникам, геймдизайнерам?

– Когда люди меняют специфику профессии, приходят в игровую индустрию даже в 30-40 лет – это нормально. Но обилие информации часто приводит к тому, что человек не понимает, чего он хочет. Когда мы или наши родители поступали в университеты, было мало возможностей выбора. Сейчас у нового поколения выбор невероятен: можно стать блогером, снимать фильмы, делать игры, записывать музыку, вести стримы. Это невероятные возможности по факту!

Я вижу так – выбери четко, что ты конкретно хочешь делать. Поставь себе планку в несколько лет, не осуждая себя, тестируй все, что есть на рынке, просто кайфуй от процесса. Потом определи то, что максимально комфортно, что хочется делать с деньгами и без них, и иди в глубину, фокусируясь на главном. Тогда будет и результат, и кайф.

В XXI веке люди, которые не получают удовольствия от работы, очень быстро ее теряют. Особенно в таких сферах, как игровая индустрия. Чтобы не перегореть, надо максимально любить свое дело. Деньги в какой-то момент начинают восприниматься как обыденность, а вот радость от работы каждый день – это совершенно другое качество жизни.


– «Самое сложное в моей работе… Угадай, что? Объяснить маме, чем я занимаюсь». Тебе, я читала, удалось. Какой аргумент ты бы сейчас привел родителям юных фанатов компьютерных игр?

– Благодарен своим родителям, своей маме, папе и сестренке за то, что верили в меня с детства. Мама поддерживала меня, даже не понимая, что такое компьютерные игры, разработка проектов виртуальной реальности. Сейчас я радуюсь, когда мама приезжает в гости в Москву, видит вживую наши успехи и потихоньку начинает понимать, что именно мы делаем. Но мне повезло – я интуитивно нащупал ту сферу, которая перспективна. Но если бы мне еще в детстве сказали, что индустрия не просто игра, а основа моего будущего, я бы начал двигаться еще быстрее, намного быстрее!

Новое поколение детей рождается с телефоном в руках и может гуглить с пеленочного возраста. Они воспринимают родителей на равных, потому что авторитетов нет, и в интернете можно посмотреть все. Соответственно, опыт родителей в фоновом режиме сравнивается с опытом всего мира. Это очень интересный вызов для системы обучения.

– Ты пишешь об игромании. На твой взгляд, где грань между увлеченностью и зависимостью?

– Я играю с детства, с тех пор как родители купили компьютер. Даже сейчас, будучи безумно занятым человеком, я стараюсь в течение недели достаточно времени каждый день выделять на игры и разбор полетов. Сейчас я перестал быть просто геймером, а стал исследователем.

В виртуальных мирах ты можешь сам попробовать разные модели поведения, обжечься, понять, что работает, а что – нет. И тогда быстро обнаружишь, что лучший вариант – взаимодействовать с людьми (персонажами) по-доброму: находить общий язык, договариваться, помогать решать их задачи. И игры в этом смысле помогают, особенно начинающему, почувствовать свое место в мире. Всего-то надо поиграть и так и сяк, понять, что именно тебе ближе.

Знаете, что самое интересное? Обычно самое правильное с точки зрения морали решение – наиболее эффективное. Тренируйтесь в играх и живите «на чистовик» в обычном мире – нравится эта формулировка!


Для Ульяновска и читателей «Делового обозрения» специальный бонус: всем, кто вышлет на почту den@5518studios.com письмо с темой «КнигаУльяновск», в подарок PDF-издание книги «Миллионы Миллиардов» (6+) бесплатно до 1 ноября 2020 года.


Надежда Тарасова, живет и работает в Ульяновске
старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» УлГТУ (преподаватель Максима Михеенко в университете)

С развитием интернета стираются различия между крупными российскими мегаполисами и небольшими городами. И в Москве, и в Ульяновске ты можешь быть одинаково успешен, имея хорошую работу, стабильный заработок и любимое дело. Самое главное – нужен какой-то навык или хобби, которое доставляет тебе большое удовольствие и благодаря упорному труду вполне может превратиться в доходное дело.

Школа и университет – важные помощники в поисках себя. В школе уже можно немного понять, к каким предметам есть склонность, и выбирать специальность в этой сфере. Университет – это мини-репетиция перед работой, здесь придется жить по графику, похожему на рабочий, научиться планировать свое время правильно и расставлять задачи по приоритетам.

Увы, программы вузов не всегда успевают подстроиться под современные требования, поэтому очень важно самому развиваться и заниматься самообразованием в той сфере, которую ты выберешь. Только тогда ты будешь действительно конкурентоспособен на рынке труда.


Ольга Доронина, живет и работает в Ульяновске и Москве
Senior Outsource Coordinator, 5518 studios, выпускник УлГТУ 2009

Игровая индустрия – это до сих пор та индустрия, которая идет в ногу со временем, опережает его и диктует тенденции мировому рынку. Поэтому, конечно, каждому школьнику и студенту стоит обратить внимание на это направление. А родителям задуматься, как они могут помочь своим детям.

Ульяновск – это выдающийся город, с точки зрения, разумной молодежи. Я всегда поражалась, что в таком разноплановом городе столько талантливых людей. На мой взгляд, это связано с тем, что люди с детства во многом привыкли рассчитывать на себя и реализовывать предоставленные им шансы. В Ульяновске хорошая база технического образования и к тому же сейчас множество инструментов обучиться самостоятельно. Книга «Миллионы Миллиардов» для тех, кому не все равно на свою жизнь и свое будущее, т.к. в ней собран более чем десятилетний опыт становления обычного парня из Ульяновска.

В книге «Миллионы Миллиардов» поставлена задача рассмотреть индустрию через множество аспектов, дать выжимку многолетнего опыта и помочь новичку не потеряться в поиске того, что стоит выбрать или как лучше развиваться дальше, составить более полное понимание, как выглядит рынок, в чем предстоит работать, подходит ли ему эта сфера, какие есть направления и как преуспеть на этой площадке.


Алексей Назаров, живет и работает в Ульяновске
Lead 3D Artist, 5518 studios, выпускник УлГУ

Я окончил УлГУ, факультет культуры и искусств, специальность «Дизайн интерьера и оборудования», где впервые познакомился с 3D-графикой. Это был 2001 год. Университет, безусловно, сформировал прочный творческий фундамент. Рисунок, живопись и композиция до сих пор приносят пользу в повседневной работе, а учеба в творческом коллективе, среди талантливейших ребят, только наполняла меня энтузиазмом. В 2004 году я сделал первый, но уверенный шаг в игровую индустрию, в которой с удовольствием тружусь и по сей день. Если вы решили, что игровая индустрия – это ваше – позвольте дать вам несколько советов.

Несмотря на творческую ауру игровой индустрии – это такая же работа, как и любая другая. Лень и безответственность тут не любят так же, как и в любой другой индустрии/профессии. Только упорный труд откроет вам дорогу к профессиональным вершинам, наполнит вас опытом и драгоценными знаниями.

Изучайте, постигайте, стремитесь всегда к новым знаниям. Геймдев – одна из самых динамично развивающихся индустрий на рынке. И эта динамика дает импульс к развитию новых технологий и инструментов, которые делают нашу работу еще эффективнее.

Не забывайте про отдых. Я знаю, насколько и как глубоко можно быть увлеченным своим любимым делом, но не стоит забывать про отдых. Он очень важен, потому что дает возможность мобилизовать творческие силы для следующего, возможно, более важного этапа.

Заботьтесь о своем здоровье. Специфика нашей профессии не предполагает активных физических нагрузок. А сидячий образ жизни здоровья не добавляет. Поэтому занятия спортом будут очень кстати и придадут бодрости и сил.

Фото Марии Бродской, Анатолия Лиясова, Влада Носова

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: