«Открытие собственного дела — романтическая мечта, от которой отделяет молодежь несколько препятствий. Первое: у большинства молодых людей нет четко сформулированной идеи, просто есть желание сделать что-то крутое. С таким настроем нельзя подступаться к бизнесу.
Второе: предпринимательство подразумевает большую долю личной ответственности перед клиентами, сотрудниками и партнерами, и молодые люди боятся ее на себя брать. Им проще устроиться в большую компанию и нести ответственность за свой маленький участок работы в лучшем случае, а в худшем — просто отсиживать рабочий день и вообще ни за что не нести ответственности.
И, наконец, третье — отсутствие стартового капитала на открытие собственного бизнеса и непонимание, чем мотивировать команду без финансовой подушки. Те молодые люди, которые все-таки отчаиваются открыть свой бизнес, делают большое количество ошибок, которые приводят к закрытию стартапа. Это работа с нецелевой аудиторией, преждевременное масштабирование, переоценка сил, неоправданные ожидания команды.
Начинающим стартаперам я бы рекомендовал участвовать в акселераторах и онлайн-школах для стартапов — чтобы набраться опыта (образовательные акселераторы в большинстве случаев не дают денег), и во всех возможных грантовых конкурсах (победа в своей номинации сможет принести деньги на запуск проекта). Хорошим решением является корпоративный акселератор, который прокачивает стартап под нужды своей компании, однако до такого акселератора нужно дорасти — ведь корпорации работают с теми, у кого уже есть MVP (минимально жизнеспособный продукт) и первые продажи».