Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Акселерация, франшиза, краудфандинг…
Как выжить молодому бизнесмену

Что останавливает современную молодежь перед открытием собственного бизнеса? Почему закрывается так много стартапов? И какие советы могут помочь начинающему предпринимателю? Слово экспертам.

Фото: pixabay.com


Александр Вальцев
СЕО SfEducation

«Открытие собственного дела — романтическая мечта, от которой отделяет молодежь несколько препятствий. Первое: у большинства молодых людей нет четко сформулированной идеи, просто есть желание сделать что-то крутое. С таким настроем нельзя подступаться к бизнесу.

Второе: предпринимательство подразумевает большую долю личной ответственности перед клиентами, сотрудниками и партнерами, и молодые люди боятся ее на себя брать. Им проще устроиться в большую компанию и нести ответственность за свой маленький участок работы в лучшем случае, а в худшем — просто отсиживать рабочий день и вообще ни за что не нести ответственности.

И, наконец, третье — отсутствие стартового капитала на открытие собственного бизнеса и непонимание, чем мотивировать команду без финансовой подушки. Те молодые люди, которые все-таки отчаиваются открыть свой бизнес, делают большое количество ошибок, которые приводят к закрытию стартапа. Это работа с нецелевой аудиторией, преждевременное масштабирование, переоценка сил, неоправданные ожидания команды.

Начинающим стартаперам я бы рекомендовал участвовать в акселераторах и онлайн-школах для стартапов — чтобы набраться опыта (образовательные акселераторы в большинстве случаев не дают денег), и во всех возможных грантовых конкурсах (победа в своей номинации сможет принести деньги на запуск проекта). Хорошим решением является корпоративный акселератор, который прокачивает стартап под нужды своей компании, однако до такого акселератора нужно дорасти — ведь корпорации работают с теми, у кого уже есть MVP (минимально жизнеспособный продукт) и первые продажи».


Сергей Дегтярев
основатель холдинга Catalyst, управляющей компании по развитию франшиз

«Первое, что останавливает молодежь перед открытием собственного бизнеса — это иллюзия, что для запуска необходим стартовый капитал. Напротив, начинать свое дело со значительными вложениями — плохая идея. Есть огромное число ниш и бизнес-моделей, в которых можно стартовать с минимальным бюджетом.

Вторая иллюзия — отсутствие необходимых знаний и ресурсов. В интернете есть огромное число тренингов по старту бизнеса, которые, вопреки устоявшемуся мнению, могут дать полезную информацию. Основное правило — выбирать лидеров рынка, которые занимаются бизнес-образованием давно и показали хорошие результаты. Что касается ресурсов, у каждого человека они свои: это знания, ведь все мы где-то учились и имеем определенные навыки и способности, и это знакомые — родители, преподаватели, друзья родителей, однокурсники, — с которыми можно посоветоваться и получить необходимую информацию.

Третье и самое главное препятствие — страх. У молодых предпринимателей нет уверенности в завтрашнем дне, а ситуация с карантином этот страх углубила и показала, что любой бизнес могут закрыть в один день, оставив вас с убытками и без каких-либо компенсаций. Этот страх сейчас присутствует у предпринимателей всех возрастов.

Почему закрываются так много стартапов среди молодежи? Это общий тренд, и он не зависит от возраста предпринимателя: из всех бизнесов, которые запускаются в мире, выживает не больше 5%. Происходит это по простой причине: бизнес упрощенно можно разделить на продукт, маркетинг, продажи и управление, и у человека, который запускает свое дело, должно быть понимание во всех четырех областях. Люди, которые открывают бизнес, зачастую не разбираются в половине, а то и в трех-четырех аспектах, поэтому вероятность успеха низкая. Это не российская статистика, это мировой тренд, так происходит по всей планете.

Поэтому так популярен франчайзинг, где статистика закрываемости бизнеса гораздо ниже по той причине, что качественная франшиза дает и продукт, и маркетинг, и систему продаж, и методы управления бизнесом.

Мой совет молодым предпринимателям — формулировать свои вопросы и находить на них ответы. Меня как-то спросили, как я решаю проблемы в бизнесе, и я сказал, что у меня есть два варианта: Яндекс и люди. Если не получается найти ответ в интернете, то я ищу людей с опытом решения подобных проблем. Невероятное количество предпринимателей уже решали все вопросы, с которыми мы только можем столкнуться. Можно познакомиться с этими людьми и напрямую спросить про их опыт».


Ирина Рахманова
руководитель — ведущий маркетолог CBS Create Business Structures

«Почему молодежный бизнес в России развивается медленно и что останавливает молодых людей пробовать? Определенные культурные изменения, современная поп-культура не пропагандируют ответственность, развитие и формирование светлого и стабильного будущего, отчасти помогая сбивать ориентиры или не давая им сформироваться.

Те, кто все же решается попробовать свои силы, у кого есть интересные идеи для стартапов, иной раз не понимают, с чего начать, как действовать. В любом стартапе есть обязательные этапы, которые необходимо пройти, — формирование гипотезы, проверка на уникальность, на инновационность, на способность превосходить аналоги, на пользу…

Часто закрывают глаза на маркетинговые исследования, не изучая в полной мере конкурентов, прямых и косвенных, целевых потребителей, а их может быть несколько групп. Нужно проводить проблемные интервью с потенциальными потребителями, спрашивая, нужен ли им плод трудов стартапа, понимают ли они, как и чем он будет им полезен, какие задачи решит, готовы ли они его пробовать, внедрять и сколько готовы за него заплатить. Чем больше подобных интервью будет проведено, тем более четко будет видна реальная картина и готовность рынка к этому стартапу.

Иногда пытаются сделать сразу практически космическую станцию. В таком случае надо разделить ее на модули и рассматривать каждый отдельно, а общую картину относить к масштабированной модели. Да, ведь это тоже необходимая составляющая, бизнес должен развиваться и масштабироваться.

Далее — поиск и привлечение инвестиций. Их можно найти в краудфандинге, венчурных и грантовых фондах или у бизнес-ангелов. Для всех них важна экономическая модель, в том числе ценообразование и окупаемость. Идеально — подготовить юнит-экономику и понятную, доступную презентацию, чтобы основную суть можно было понять уже за 5-7 минут просмотра, а не через 2 часа чтения и еще несколько дней изучения приложений.

Во всех регионах нашей страны есть большое количество бесплатных программ при институтах, университетах и министерствах экономического развития, которые помогут разобраться. Есть эксперты, с которыми можно проконсультироваться и получить не только помощь, но и ценный совет и поддержку, и скорректировать вектор развития».

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: