ПСБ выбирает неординарных и целеустремленных
Фото предоставлено ПСБ
– Борис Михайлович, почему ПСБ было важно поучаствовать в этом проекте?
– Мы рады поддержать проведение конкурса, который способствует развитию личностных и профессиональных компетенций специалистов, реализующих свой потенциал в сфере проектного управления. Именно такой подход к своей деятельности сегодня все больше использует крупный российский бизнес, так как он позволяет успешно воплощать в жизнь самые амбициозные задачи, требующие исключительных навыков и слаженной работы сотен людей. Одновременно проектное управление повышает эффективность и прозрачность процессов, а также усиливает контролируемость результата.
Я лично присутствовал на защите кандидатов. Это люди, которые хотят достичь большего, они мотивированы и делают свое дело с удовольствием, как говорится, с огоньком в глазах. ПСБ в своем обычном режиме работы реализует порядка 300 проектов единовременно, поэтому мы заинтересованы в таких сотрудниках – с неординарными компетенциями и высоким уровнем коммуникации, способных мыслить глобально и играючи вести технически сложные проекты.
– Татьяна, вы работали в жюри. Расскажите, пожалуйста, о закулисье конкурса и об атмосфере.
– Атмосфера позитивная и творческая, а сам процесс предельно интенсивный. У конкурсантов были только сутки на проработку задачи, сформулированной правительством Ульяновской области. Они должны были предложить проектные решения, как вывести на рынок предприятия, которые находятся в теневом секторе. Я была удивлена тому, как люди – такие разные, все заметные, личности, со своим видением и опытом – моментально сплотились и работали командно, хотя видели друг друга впервые.
В конкурсе есть несколько номинаций: руководитель проекта, эксперт в управлении проектом, руководитель проектного офиса, лидер проектов цифровой трансформации и лидер групп agile-команд. Мы выбрали лучших из лучших. Особенно радует, что в финал вышли участники не только с большим опытом проектной деятельности – более 20 лет, но и начинающие руководители. Также обратила внимание, что конкурс дает весьма интересный срез – ты видишь в миниатюре всю картину сообщества, которое занимается проектной деятельностью в России.
– Финал конкурса с мощным составом участников и экспертов, статусным жюри и VIP-гостями проводится в регионе. Как вам это?
Борис Ярышевский:
– Это абсолютно правильная вещь, и в банке мы ее полностью разделяем. Этот конкурс должен стать регулярной площадкой для коммуникации регионов, организаций и специалистов.
Татьяна Фасио:
– Москва, как и любой мегаполис, перегружена мероприятиями. Ульяновск – крупный промышленный город. Его специалисты успешно занимаются проектной деятельностью, здесь есть Корпоративный университет, осуществляется специальная программа поддержки региональных лидеров. Здорово, если в том числе за счет проектной деятельности будет развиваться и региональная мобильность.
– Какими навыками и компетенциями должен обладать проектный руководитель банка?
Борис Ярышевский:
– В банке 70% проектов связано с IT, поэтому руководители проектной деятельности должны досконально разбираться в этой сфере. Кроме того, они также должны уметь структурировать проекты, эффективно коммуницировать с командой, ставя цель и помогая выстраивать планы и задачи. Руководителю важно всегда быть в контексте, владеть информацией. Хороший проектный руководитель всегда реализует проект через коммуникацию и взаимодействие. Если у него возникают какие-то сложности, которые он не может решить на своем уровне, его основная задача – эскалировать проблему. Для нас «погоны» в виде сертификатов и прочего – второстепенны. В первую очередь человек должен понимать задачу и пути ее решения. Для меня это не только критерий, по которому мы набираем людей, но и определенный уровень удовлетворения от понимания того, что мы – команда единомышленников, объединившихся для достижения уникального результата.
Татьяна Фасио:
– Руководитель проекта должен обладать лидерскими качествами, очень хорошими коммуникационными навыками и успешно взаимодействовать с большим количеством представителей линейных функций. Это системный, структурированный, очень организованный человек. Не конфликтный, но и не мягкий: важно соблюдать баланс между настойчивостью и умением слышать другую сторону.
– Борис Михайлович, вы назвали внушительную цифру единовременно реализуемых проектов в банке – 300. Какие есть временные отсечки, чтобы понять, успешен проект или нет? Татьяна, бывают ли у вас авралы?
Борис Ярышевский:
– Для оценки успешности проекта мы используем мониторинги разного уровня. Также я запрашиваю для себя еженедельные планы, кто-то – ежемесячные. А ежеквартальный мониторинг по всему банку дает понимание, как ПСБ в целом движется по проектным стадиям.
Татьяна Фасио:
– Проекты бывают разные, но определенная отсекающая нижняя граница для проектной деятельности есть – это три месяца. Авралы – это плохо, но и они случаются в момент пиковой нагрузки. Например, весной у нас проходила завершающая стадия огромного проекта по интеграции ПСБ со Связь-Банком. На майские праздники пришлась технологическая миграция, сдача лицензий – это было очень интенсивное время. При этом надо осознавать, что большая часть проектов просто не позволяет делать все в последний момент. Если ты не занимаешься проектом планомерно, сделать все в последнюю ночь, как курсовую в студенчестве, невозможно. Даже если проекты реализуются по схеме agile, нет четкого стандартного плана, все равно есть намеченные этапы и результаты, которые должны быть достигнуты к определенному сроку.
– По вашему опыту, какие методы управления проектами эффективнее для банка: фиксированные или гибкие?
Борис Ярышевский:
– Я процитирую своего коллегу, у которого есть на этот счет очень четкая фраза: «Я не хочу, чтобы в банке кассиры каждый день сдавали выручку по методологии аgile». Agile – это отсутствие правил внутри короткого цикла. Безусловно, гибкие методы важны и нужны, особенно при IT-разработке в банке, когда ты решаешь проблему клиента, но до конца еще не понимаешь путь ее решения. Но как только эта проблема становится задачей с понятной методологией решения, к ней применяются уже фиксированные waterfall-принципы, когда есть последовательный переход с одного этапа работ на другой.
Татьяна Фасио:
– На конкурсе мы тоже обсуждали этот вопрос, когда финалисты делали самопрезентации и делились с жюри своим видением, какие методологии предпочтительнее. У меня осталось впечатление, что большинство людей, которые много и успешно занимаются проектной деятельностью, – за комбинированный вариант. То есть у тебя может быть проект, который в целом структурирован по waterfall-модели, но отдельные его части, например IT-разработка, могут идти по agile. И наоборот.
– Какие перспективы у проектной деятельности в ПСБ?
Борис Ярышевский:
– Для меня идеальный результат – это когда руководитель берет свой смартфон и в один момент считывает ситуацию в ключевых направлениях деятельности. Мы к этому активно движемся.
Татьяна Фасио:
– Банк активно трансформируется, за последние два года создана и реализуется новая стратегия развития, соответственно, объем проектной деятельности значительно вырос, и эта динамика сохранится.