Изменение среды
Фото: pixabay.com
Прогулка по «отпечатку»
Коронавирус – не первая инфекция, которая повлияла на внешний облик и структуру зданий и общественных пространств. В прошлом году историк и теоретик архитектуры Беатрис Коломина выпустила книгу X-Ray Architecture («Рентген архитектуры»), где рассказала о том, как изменила мир эпидемия туберкулеза. Знаменитый Ле Корбюзье строил дома с ориентацией по солнцу, большими террасами и плоскими крышами – чтобы можно было загорать. Символ скандинавского модернизма – здание туберкулезного санатория Алвара Аалто в Паймио – было спроектировано с закругленными стыками между стенами и полом, чтобы избежать скопления смертельно опасной для пациентов пыли. И таких примеров множество.
Родившийся в пандемию коронавируса тренд – изменение общественных пространств, связанное с необходимостью выдерживать дистанцию. Все более актуальной становится концепция «15-минутного города», где торговые центры и рабочие узлы находятся в пешей или велосипедной доступности от жилых кварталов. В Милане запланировали оборудовать 35 километров новой велосипедной инфраструктуры; во Франции выделили 20 млн евро на велосипедизацию в Париже, Лионе и других городах.
Австрийская студия Precht пошла дальше – архитекторы разработали проект оригинального парка. Зеленая зона обустроена в виде лабиринта и похожа на отпечаток пальца. Здесь можно ходить по параллельным друг другу 600-метровым дорожкам, никого не встречая. На входе отображается информация, занята ли кем-то данная аллея. Такой парк можно обустроить на любом пустыре.
В чешском бюро HUA HUA Architects установили на улицах Брно обеденные группы, состоящие из стола и трех скрепленных с ним стульев, которые можно дезинфицировать. В этой зоне люди могут обедать без маски, а при выходе из нее снова надевать средство защиты.
Эксперты прогнозируют: в нашу жизнь совсем скоро войдут новые конфигурации и планировки. И главным критерием будет безопасность и комфорт даже в режиме самоизоляции. В списке «новых норм» – фильтрующие и транзитные входы, эксплуатируемые крыши домов, расширенные балконы, больше похожие на террасы, и так далее
Движение за город
В России в разгар периода самоизоляции возрос спрос на земельные участки, дачи, пригородное жилье. Люди поняли, что оставаться в плотном городском пространстве опаснее и дискомфортнее, чем проводить время на свежем воздухе, вдали от потенциальных источников вируса.
Коронавирус изменил предпочтения потребителей. Еще недавно в крупных городах главными критериями выбора жилья была цена, близость к остановкам общественного транспорта, центру, где обычно «кипит жизнь». Теперь все чаще выбирают районы, близкие к природе – паркам и скверам, менее густонаселенные. Идеально, если в квартирах есть просторная гостиная или кабинет для работы – с перспективами возвращения дистанционной работы это становится актуальным
В любом случае даже после того, как эпидемия закончится, психологически люди будут опасаться повторения чего-то подобного. И самоизолироваться на «18 квадратных метрах» уже не хочется никому.
– Этот тренд уже заметен и у нас. Растет спрос на проекты загородных частных жилых домов, – отмечает заслуженный архитектор Ульяновской области Григорий Молчанов.
Владельцы архитектурного бюро K&K Михаил Капитонов и Арсений Куряев рассказывают, что многие ульяновцы начали смотреть участки, консультироваться, как их подобрать, где лучше жить. Рост интереса, движение и желание двигаться за город ощущается ясно.
– Те, кто хотел строить, наконец на это решились: заказали проект или уже запустили строительные работы, – отмечают архитекторы. – Еще до начала истории с пандемией к нам пришли клиенты с зонами отдыха (например, турбазами). Те, кто успел вовремя переориентироваться, выиграли. Например, наши друзья и клиенты – глэмпинг «Холмы» в момент, когда все закрылось и их основной бизнес с мероприятиями приостановился, моментально переключились на загородную зону отдыха. И это «пошло».
Еще один заметный тренд – наметившийся постепенный уход с рынка (в качестве долгосрочной тенденции) торговых центров.
– В первую очередь, это касается неформатных ТЦ. Архитектор в этом случае помогает заказчику в «предпродажной подготовке», то есть в разработке новой концепции использования здания уже в новом качестве. Вариантов, подо что они могут подойти, много – дома престарелых, офисы, музеи, библиотеки, – отмечает ульяновский архитектор Олег Владимиров.
По его мнению, попытки вынести инвестиционную активность по строительству жилья за пределы города в виде малоэтажной застройки массовым трендом не станут.
– Удача улыбнется одному-двум проектам, а для остальных просто не будет хватать ресурсов на строительство протяженных коммуникаций, – считает Олег Михайлович.
В целом «коронакризис» довольно заметно ударил по строительной сфере, с которой тесно работают архитекторы.
– В Ульяновске мы наблюдаем значительный спад жилищного и коммерческого строительства. И, соответственно, спад спроса на работу проектировщиков. Многие местные заказчики начали вести себя нечистоплотно, задерживать оплаты, исчезать, получив проектные материалы. Борьба с такими дельцами отнимает много сил, – говорит архитектор, заместитель директора компании «Простор» Сергей Фролов.
– Пандемия, кризис и санкции сложились в дефицит бюджета. Некоторые ранее запущенные проекты были заморожены. Крупное бюджетное строительство и, как следствие, проектирование бюджетных объектов сейчас в основном ограничивается модернизацией и ремонтом существующих зданий. Зато широко развернуто благоустройство общественных пространств в Ульяновске и целом ряде муниципальных образований области, – уточняет Григорий Молчанов.
Новое поколение
Работа в удаленном режиме для архитекторов возможна, но все же менее продуктивна, чем режим офлайн.
– Пандемийные месяцы показали нам, что долго работать на удаленке невозможно. Во-первых, постепенно ослабляется творческое взаимопонимание. Во-вторых, новые ребята, приходящие в коллектив, должны пропитаться духом, поднять свои профессиональные навыки. Через прямоугольник на мониторе это сделать невозможно, – уточняет Сергей Фролов.
– Мы много внимания всегда уделяем совместным обсуждениям проекта, мозговым штурмам, поискам идеи и так далее. А делать это удаленно оказалось крайне неудобно. Постоянно возникало какоето непонимание, да и дисциплина начала хромать. Кроме того, ограничения в поездках тоже помешали нам начать и выполнить в срок несколько проектов, – поддержал коллегу директор архитектурной мастерской «Простор» Кирилл Штемпель.
Что дальше? Есть мнения пессимистические и оптимистические. Многие профессионалы рынка утверждают, что пока массового спроса на качественную архитектуру в Ульяновске нет. Между качеством и ценой заказчик преимущественно выбирает наиболее низкую цену. А архитекторов, готовых работать «за дешево» на рынке, предостаточно. Красивые дома в городе появляются, но они существуют вне контекста, «не реагируют на сложившуюся городскую ткань и не формируют приятной городской среды».
Многие профессионалы рынка утверждают, что пока массового спроса на качественную архитектуру в Ульяновске нет. Между качеством и ценой заказчик преимущественно выбирает наиболее низкую цену
– Но вместе с тем сегодня от сообщества ульяновских архитекторов все чаще можно услышать консолидированное мнение по важным городским вопросам, которое властям становится игнорировать все сложнее и сложнее (например, по территории Суворовского училища, детской поликлинике на Автозаводской и прочему), и это неплохая тенденция, – отмечает Кирилл Штемпель.
По его словам, в России сегодня постепенно зарождается новое поколение архитекторов. Возможно, именно они смогут существенно изменить положение дел на архитектурном рынке.
– Это люди неограниченной внутренней свободы, у них безупречный вкус, широкий кругозор и они влюблены в свое дело. Об этом можно судить, наблюдая за образовательной программой Архитекторы.рф, которую проводят Дом.рф и институт «Стрелка». Четверо ребят из нашей команды побывали на этой программе. Общаясь с ними, понимаешь, что у нашей профессии большое будущее, если смотреть на нее немного под другим углом, – поясняет эксперт.
Еще один плюс – смена по всей стране застройщиков. На рынке появляются современные девелоперы, которые сочетают коммерческую выгоду с хорошей архитектурой.
– Да, еще очень много устаревших панелек, применяется много отсталых планировочных схем. Но есть заказчики, которые перенимают мировой опыт, ищут вместе с архитекторами качественные решения, – говорит Сергей Фролов.
Настроение от стен
Интересно, что эпидемия коронавируса помогла получить больше заказов дизайнерам интерьеров.
– Все просто: квартира – это пространство, где ты отдыхаешь, а в режиме самоизоляции или удаленки проводишь большую часть своего времени. И если «стены» некрасивые, ремонт не радует, ощущения будут соответственными. Плюс к этому, из-за закрытых границ, отсутствия возможности куда-то поехать многие решили сделать ремонт. Так что лично я кризиса не ощутила. Единственное, «горячий сезон» сдвинулся с летних месяцев на осень, – пояснила дизайнер интерьеров Наталья Репина.