Печатная периодика возрождается?
– Дмитрий, столкнулись ли вы со снижением заказов на периодические издания в последнее время?
– Да, снижение есть, оно длится не первый год. Наверное, уже года три. Раньше мы издавали порядка 17 журналов в Ульяновске, это составляло около 10-15% от объема заказов. Теперь осталось три-четыре журнала, для нашего производства это почти ничего.
– С чем это связываете?
– Наверное, с тем, что люди стали получать больше информации из интернета, чем из печатных изданий. И, конечно же, всех подкосил последний год.
– Издатели вам не говорят о том, что им сложно найти каналы распространения, поэтому они сокращают тиражи или закрываются совсем?
– Больше они жалуются на то, что мало рекламодателей, и затраты на производство издания не окупаются.
– Неужели все сходит на нет?
– Вы знаете, в одном из отраслевых журналов писали, что уже в 2018 году в мире наблюдается тенденция к возрождению периодической продукции. В частности, в Соединенных Штатах и в Европе. Да, появление электронных СМИ вызвало резкое снижение потребления печатных журналов, и периодика стала уходить в онлайн. Но неожиданно принт начал возрождаться. Люди просто соскучились по изданиям, которые можно читать, держа в руках, листая.
В прошлом году в Германии увеличился выпуск каталогов продукции, которые к тому моменту практически исчезли. Причем каталоги стали носить индивидуальный характер. Таким образом, персонализация предложений появилась и в периодике.
– То есть перспективы у печатной периодики все-таки есть?
– Думаю, что перспективы есть. Помните, в известном фильме «Москва слезам не верит» говорили: телевидение придет и все заменит, никаких театров не будет. Этого не случилось. И так же будет происходить с периодическими изданиями. Что-то уйдет, а что-то сохранится и будет иметь свой традиционный формат.
Этот этап прошли книги, кстати. На протяжении длительного времени они, несмотря ни на что, сохраняют стабильные тиражи, падения не происходит. В этом году ожидается даже небольшой рост: самоизоляция побудила людей покупать и читать печатные книги. Конечно, книжной отрасли нелегко, но она пока сохраняет свои позиции.