В штате только девушки
Фото Олеси Еремеевой
– Елена, почему вы решили стать бухгалтером? Профессия не романтическая, а рациональная, педантичная…
– Я еще в школе знала, что хочу заниматься тем, что связано с математикой. В старших классах у нас был выбор специализации – либо изучать углубленно языки, либо высшую математику. Я выбрала второе.
После 11-го класса поступила в институт дистанционного образования на бухучет. На первой же практике бухгалтерским делом поняла, что это мое: мне нравятся формулы, я люблю выискивать ошибки, возиться с бумагами, чтобы все было четко, ровно, правильно. После этого продолжила образование на заочном факультете института дистанционного образования УлГТУ. Училась и работала, когда окончила вуз, была уже бухгалтером с определенным опытом.
– Что было дальше?
– После института я работала менеджером в компании, производящей мягкую мебель, но все время пыталась перенять опыт бухгалтеров, интересовалась их работой. После декрета предложила руководству устроить меня по специальности. Не хотелось, чтобы пропадал диплом и накопленные знания. В то время в компании как раз уволился главный бухгалтер, и мне предложили это место. Никто никаких знаний мне не передавал, ничему не учил – я была самоучкой. Все познавала на практике, штудировала интернет, училась, что и как делать.
Ну, а потом мне стало скучно…
– … и вы решили все изменить?
– Да. Компания, где я работала, была на упрощенной системе налогообложения. Я решила освоить НДС. Перешла на другую мебельную фабрику и снова начала всему учиться сама. Проработала года три, после чего ко мне пришло понимание, что нужно открывать что-то свое. Видимо, настало время.
Открыла ООО, арендовала небольшой офис. Никакой базы не было, начинали в буквальном смысле с чистого листа.
С того времени прошло уже шесть лет. Сейчас у нас более 50 постоянных клиентов не только из Ульяновска, но и из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.
– Помните вашего первого клиента?
– Да, это была молодая девушка, которая хотела заняться кормами премиум-класса для кошек. У нее – красивый черный кот, для которого она готова сделать что угодно. Закупала для него дорогие корма и решила превратить это в бизнес.
Наше объявление она увидела на листовке в подъезде, пришла, мы познакомились и подружились. Сначала открыли ей ООО, потихоньку стали двигаться вперед. Сейчас она занимается совершенно другим бизнесом, но мы до сих пор дружим.
– Как развивался ваш бизнес?
– Я наняла себе помощницу, которая сидела на телефоне и за компьютером, как оператор. Общение с клиентами, переговоры, поездки на встречи были исключительно на мне. Так заведено до сих пор. Я – лицо компании. Важно, что знают именно меня, это повышает доверие. Более того, первое время новых клиентов я тоже веду сама, и только когда полностью вникну в работу, налажу учет, передаю их помощницам. Это личное отношение: не смогу общаться с клиентами, не зная, что у них творится в бухгалтерии.
«Я – лицо компании. Важно, что знают именно меня, это повышает доверие. Более того, первое время новых клиентов я тоже веду сама, и только когда полностью вникну в работу, налажу учет, передаю их помощницам»
К слову, в числе заказчиков у нас было много друзей, которые тоже поняли, что нужно делать свой бизнес. Я помогала открывать им юрлица, и они остались с нами. Изначально среди клиентов не было действующих предпринимателей – только те, кто начинал с нуля.
– С ними работать проще?
– Да, намного. Ты открываешь ООО, сразу без ошибок начинаешь составлять бюджет. Если же к нам приходят действующие бизнесмены, у них уже масса ошибок, если от них ушел бухгалтер. Просто так это не происходит – либо в компании все сильно запущено, либо бухгалтера не устраивало, что бизнесмен не платит налоги. А это большая проблема.
– Расскажите о главных ошибках предпринимателей, с которыми вы сталкивались.
– Самая главная ошибка – не знать изначально, на какой системе налогообложения ты будешь работать. После отчетного периода у таких бизнесменов лезут глаза на лоб. Выбирать систему нужно до того, как ты пошел регистрировать свое дело. Самому определить это сложно, нужно все заранее просчитать, понять, где выгоднее. Некоторые вообще не знают, какие системы налогообложения бывают, просто открывают ИП, автоматически идут на НДС. И «попадают».
Вторая ошибка – брать слишком высокую планку. Бизнесмен планирует: у меня будет большое производство, нанимает огромное количество сотрудников, но не знает, какие нужно будет платить за них взносы. А потому впадает в ступор – почему такие большие налоги? Нет оборота, а сотрудников много. Все нужно делать постепенно.
Третье – не вести базу. Мы открываем на каждого клиента 1С. Бывает так, что предприниматель работает на упрощенке и считает по доходу, уплачивает 6%. На самом деле этот налог можно уменьшить, но не все об этом знают, а потому переплачивают.
Четвертое – обратиться не к тому бухгалтеру. Не все могут правильно открыть ООО или ИП, выбрать правильно ОКВЭДы. Нюансов очень много.
– Должен ли эти нюансы знать сам предприниматель или лучше полностью довериться бухгалтеру?
– Он должен знать все, в том числе бухучет. К нам часто приходят и говорят: я ничего в этом не понимаю. Да, мы откроем для такого человека предприятие, все расскажем и покажем, на любой вопрос ответим. Но сам смысл – как это строится и из чего именно, предприниматель должен знать обязательно. Без этого он не построит успешный бизнес. Даже элементарно не сможет поставить правильную стоимость товаров и услуг.
«Предприниматель должен знать все, в том числе бухучет. Без этого он не построит успешный бизнес»
– Расскажите о вашей компании – как она работает сегодня.
– У меня в штате четыре человека, двое – в декрете. Девочки шутят, что фирму можно переименовывать из «Помощь бухгалтера» в «Помощь, как забеременеть» – за шесть лет у нас родилось семь детей. Я тоже успела сходить в декрет, но на работу вышла через неделю после роддома, не смогла сидеть дома. У меня двое детей – сыну два годика, старшей дочери – 11. Она, думаю, тоже будет заниматься бухучетом – уже помогает, «подрабатывает», копается в бумажках, говорит, что ей это интересно.
– У вас в штате только девушки. Почему?
– Для меня главное, чтобы я могла общаться не как директор и подчиненные, а в дружеском формате. Из-за этого у меня в штате все молодые, наладить такие отношения со взрослыми людьми мне сложнее. Когда я начинала работать, брала девочек без опыта: зарплата была маленькая, специалисты с опытом на нее не шли. Сотрудниц я учила с нуля, получается, готовила «под себя», и сейчас они работают так же, как я, у нас одна философия. Бывает, что приходят устраиваться на работу со своими привычками, советами – вот так надо, а вот так нет – с такими я не срабатываюсь. Мне легче научить, чем переучить.
Те, кто уходит в декрет, снова выходят на работу. Думаю, если бы я была плохим директором, ко мне бы не возвращались. Лично меня все устраивает. Меня тянет на работу, девчонок тоже. У нас отличный коллектив, все друг друга поддерживают, мы уже как маленькая семья.
– Общепринятое мнение о бухгалтере – строгая, обычно полная женщина в возрасте, в очках, закопавшаяся в бумагах… Вы – абсолютная противоположность этому образу.
– Да, клиенты обычно кардинально меняют это мнение после встречи со мной. Относятся ко мне не как к бухгалтеру, а как к подружке, которой можно позвонить, излить душу. Я всегда всех выслушиваю, храню секреты. Мы современные бухгалтеры, которые знают все. Не в очках, не с «пышкой» на голове и не толстые.
– Есть ли у вас специфические черты характера, которые бы вы назвали профессиональными?
– Прежде всего, это пунктуальность. Я люблю все делать четко и вовремя. Не терплю, когда опаздывают на встречи, звонят не в условленное время. Мы никогда не сдаем отчеты с опозданиями. Второе – я всегда говорю правду. Да, у нас бывают косяки, от человеческого фактора никуда не деться. Если это моя ошибка, я сразу говорю об этом клиенту, приношу извинения и оплачиваю ее из своего кармана. Но если вина не моя, то и извиняться не стану. В нашей работе бывают системные ошибки – ты отправил документы, а система затормозила, программа зависла. Здесь наказывать некого, никто не виноват. Но это исключение из правил, такое бывает очень редко.
«Не терплю, когда опаздывают на встречи, звонят не в условленное время. Мы никогда не сдаем отчеты с опозданиями»
– Как вы видите себя в будущем?
– Я хочу просто приезжать в офис, видеть, что у нас все хорошо. Организовать бизнес так, чтобы он работал без меня. Думаю, у любого директора главная цель – получать прибыль, знать все, но участвовать минимально. Это вполне реально.
За своих девочек я не переживаю, им можно доверить все. Они такие же щепетильные к любой цифре, документу, как и я.
– Вы учитесь сами?
– Да, я раз в год повышаю квалификацию через Высшую школу главбуха. К системе «Главбух» мы подключены уже лет пять, поэтому постоянно в курсе всех изменений. Да, это недешево, но это подстраховка, возможность найти ответ на любые вопросы, получить консультацию у лучших федеральных экспертов.
Что касается курсов саморазвития, личного роста, то я в это не верю. Для меня это лишнее, не хочу засорять мозг.
– Кто ваши клиенты?
– В основном производители мебели – сработало сарафанное радио, все мебельщики знают друг друга, а потому передают мой телефон из рук в руки. Но у нас есть бизнесы из самых разных сфер – турагентства, рестораны и кафе, ветклиники, стоматологии, грузоперевозки… Вне зависимости от того, чем человек занимается, я помогу, расскажу, подскажу, что делать. Было такое: приходят и говорят: мы хотим что-то продавать. Может быть, кофемашины поставить? Я отвечаю: без проблем! Все просчитали, бизнес успешно работает.
Главное правило – мы работаем только с юрлицами. Если у вас есть бизнес или идея, которую вы хотите воплотить, – значит, вам к нам.
– А есть все же те, кого не возьмете?
– Бюджетников. Это совершенно другое направление. Хотела взять специалиста, который бы этим занимался, но как я смогу его проверить? Поэтому нет.
– У вас есть ограничение – сколько клиентов вы еще сможете взять?
– Нет. Будет больше клиентов – я просто расширю штат. Мы активно практикуем удаленную работу с бизнесом из других городов. Точно так же открываем организации, ведем их онлайн. Проблем никаких.
«Мы активно практикуем удаленную работу с бизнесом из других городов. Точно так же открываем организации, ведем их онлайн. Проблем никаких»
– Как вам работалось в «коронакризис»?
– Так же, как всегда. Отчеты как были, так и остались. Да, говорили об отсрочках, но им особо никто не доверял. Так что мы сдавали отчеты вовремя. Некоторые наши клиенты – рестораны, кафе, турагентства – очень сильно пострадали. Я их всячески поддерживала, не брала деньги за обслуживание.
Сейчас мы открыли для себя новое направление – регистрацию юрлиц онлайн, у нас в офисе, за чашечкой кофе. Это очень востребованная услуга. В МФЦ очереди, а у нас не надо платить госпошлину, все быстро, четко, документы приходят почтой – клиентам это очень нравится.
– Немного о личном. Как вы отдыхаете?
– Обычно в новогодние праздники провожу время с детьми – ездим в аквапарк, гуляем, бываем в Казани, где нам очень нравится, в деревне, на свежем воздухе. Один раз съездила в Турцию. Вот, пожалуй, и все.
– У вас есть мечта?
– Когда я начинала бизнес, у нас с мужем был «Мерседес». И все постоянно говорили – о, надо же, бухгалтер на «Мерседесе» ездит. Потом мы его продали. Но я все равно хочу новый автомобиль этой же марки. Думаю, это осуществимо. Ничего невозможного нет, если есть цель, и к ней двигаться.
– Каков ваш любимый жизненный девиз?
– Все, что ни делается, – к лучшему. Это я точно поняла.