Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Автомобиль по интернету

Во время пандемии коронавируса онлайн-продажи авто получили активное развитие. Наш собеседник — Виталий Иванов, управляющий директор по развитию продаж в сети РГС Банка.

Фото: pixabay.com

— Какой вес имеют онлайн-продажи на автомобильном рынке нашей страны?

— Раньше автолюбитель мог только выбрать понравившуюся модель на сайте, уточнить стоимость и договориться о возможности тест-драйва. Во время локдауна дистанционные продажи стали единственным способом «удержаться на плаву» для многих автодилеров.

Поэтому те, кто смог быстро переключиться на новые инструменты, в меньшей степени ощутили на себе негативные для отрасли последствия.

На сегодня уже реализована онлайн-покупка новых автомобилей таких брендов, как Audi, Genesis, Honda, Hyundai, KIA, Mitsubishi, Renault (первыми реализовали полный функционал сделки онлайн), Volkswagen. Также доступны к покупке онлайн автомобили с пробегом от различных производителей.

Более того, сейчас в России процесс онлайн-продаж авто активно поддерживается банками и страховыми компаниями, запускающими маркетплейсы авто, поэтому есть все шансы, что эта модель продаж останется, и доля таких продаж будет только увеличиваться.

В 2019 году глобально по всеми миру через интернет было реализовано 825 тысяч новых автомобилей, что на 30% больше, чем в 2018 году. Доля автомобильного e-сommerce на мировом авторынке занимает сегодня около 1%

В России доля автомобилей, реализуемых в режиме онлайн, пока незначительна и составляет примерно 5-10 % от общих продаж. Ожидается, что она будет расти еще на 4-5% ежегодно.

Многие автоконцерны понимают, что интернет-технологии скоро будут определять даже покупку машин, а дилерам развитие интернет-продаж позволит значительно сократить инвестиции в открытие салонов и получить доступ к новым регионам. И в будущем мы можем увидеть новые форматы продаж: полноценные автосалоны, шоу-румы и специальные помещения для выдачи авто, купленных онлайн.

— С какими рисками сталкивается покупатель, приобретая авто онлайн?

— По результатам проведенного нами исследования предпочтений автовладельцев, 14% планирующих покупку авто россиян готовы приобрести транспортное средство онлайн: 4% при этом не видят никаких проблем в подобном способе покупки, а еще 10% купят автомобиль онлайн при условии гарантии от автодилера и возможности вернуть деньги.

Больше половины — 58% автолюбителей из России — готовы выбрать машину в интернете, изучить характеристики и комплектацию, но для совершения сделки, оплаты и подписания документов все равно посетят автосалон. Еще 28% россиян «за рулем» выступают против дистанционной покупки и планируют, как и раньше, приобретать автомобиль только «вживую».

При онлайн-сделке мы советуем запрашивать полную информацию о состоянии автомобиля, это касается как новых, так и машин с пробегом. Как правило, при оформлении онлайн-покупки в официальных дилерских центрах не должно возникнуть никаких рисков и подводных камней для клиента. Список официальных дилеров можно посмотреть на сайте производителя автомобиля.

— На что еще покупателю стоит обращать внимание при покупке авто онлайн? Опишите, пожалуйста, этапы сделки.

— Процедура покупки авто онлайн включает в себя несколько шагов. В первую очередь клиенту нужно выбрать интересующую модель автомобиля на сайте дилера или маркетплейса, далее необходимо выбрать комплектацию, дополнительное оборудование и опции.

Потом следует определиться с финансовой составляющей вопроса: как вы будете покупать транспортное средство — в кредит или за собственные деньги. При необходимости нужно оформить страховку и автокредит с последующим подписанием документов электронной цифровой подписью, — все это также возможно на многих сайтах в режиме онлайн.

После остается получить выписку с расчетом полной стоимости автомобиля и забронировать его, внеся небольшой аванс, или полностью оплатить автомобиль одним из способов: с помощью безопасного банкинга на сайте с использованием карты клиента, по QR-коду через мобильный банк, наличными при получении заказа.

На финишной прямой, когда сделка будет уже оформлена и подтверждена, дилерский центр обычно организует доставку выбранного вами автомобиля на эвакуаторе по удобному для вас адресу. При этом в течение определенного времени после доставки транспортного средства покупатель имеет полное право, как и при офлайн-покупке, вернуть автомобиль без объяснения причин, — конечно, в том случае, если он сохранился в «исходном» состоянии.

Так выглядит идеальная сделка по покупке авто онлайн.

Пока сервис будет набирать обороты, в перспективе мы можем увидеть гибридный формат продаж, когда часть процессов перейдет в онлайн, например, оплата, одобрение и проведение кредитной сделки, оценка автомобиля в трейд-ин, подготовка документов, а часть – завершение сделки с финальной оплатой у дилера — останется офлайн.

— Допускаете ли вы такой сценарий, что онлайн-продажи полностью вытеснят реальные? Когда это может произойти?

— Такой сценарий можно назвать крайне маловероятным. Мы полагаем, что в обозримом будущем онлайн-продажи автомобилей не смогут полностью заменить офлайн-сделки. Опять же, если говорить о мировой статистике, то к 2025 году, по прогнозам Frost&Sullivan, предполагается многократный рост – до 6 млн проданных машин, но это составит всего 5% от всех реализуемых в мире автомобилей.

В обозримом будущем онлайн-продажи автомобилей не смогут полностью заменить офлайн-сделки. К 2025 году, по прогнозам Frost&Sullivan, предполагается многократный рост – до 6 млн проданных машин, но это составит всего 5% от всех реализуемых в мире автомобилей

Сегодня в России полностью готовы к онлайн-покупке не так много потенциальных владельцев авто. Кстати, чаще покупать авто онлайн готовы молодые люди 21-35 лет, живущие в столице или городе-миллионнике, способные купить новый автомобиль, с доходами выше среднего.

Дело в том, что большинство покупателей по-прежнему не хотят расставаться с большой суммой денег, не видя товар в реальности. Многие готовы выбрать авто онлайн, получить дистанционно автокредит и внести предоплату, но завершается покупка в большинстве случаев у дилера. Особенно это касается автомобилей с пробегом, где каждая машина уникальна с технической точки зрения в силу того, что была ранее в употреблении.

Пандемия при этом в разы ускорила развитие онлайн-услуг, после ее окончания возможна небольшая коррекция интереса к дистанционному формату, но общий тренд сохранится.

Скорее всего, в краткосрочной и среднесрочной перспективе продажи через интернет будут дополнять офлайновый поток реализации, однако о полном вытеснении традиционного способа продаж с рынка говорить пока не приходится.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: