– Даже в кризис у компании должен быть стратегический план хотя бы на год, который ежеквартально нужно уточнять. В нашей компании мы корректируем план не только каждый квартал, но и каждый месяц.
Кризисные моменты в бюджет 2021 года мы не закладываем. Исходя из наших планов по развитию и анализа рынка, считаем инвестиции, операционную прибыль и оборачиваемость, чтобы понять, хватит ли нам денег. А если все будет плохо – например, очередной локдаун, будем действовать по ситуации, потому что заранее предугадать, какие потребуются шаги, невозможно.
У нас сегодня два направления бизнеса. Первое – это производство светодиодных светильников в Ульяновске, а второе – выпуск средств индивидуальной защиты (медицинских и гигиенических масок) в Димитровграде на производственной площадке ДААЗ. Этот проект – Faros Hygiene – мы запустили в 2020 году в ответ на кризис: пандемия показала, что в России есть недообеспеченность средствами индивидуальной защиты.
Кроме этого, в процессе реализации находится наш проект по производству четырех типов респираторов в различных вариациях – их будет больше сотни. Мы делаем большую ставку на это направление. Как показали наши маркетинговые исследования, рынок респираторов относительно свободен. Для этого проекта требуются совершенно другое оборудование, отдельная производственная площадка, команда специалистов и собственный отдел продаж. Это капиталоемкое производство, и оно на 100% продолжится и после пандемии. Старт намечен на декабрь 2020 – январь 2021 года.
Инвестировать планируем и в свое основное направление – производство светильников. Потому что для последовательного развития нам нужно привлекать больше средств в основной капитал.
Мой совет компаниям – четко считать расходы и доходы, тщательно и скрупулезно избавляться от ненужных трат, не бояться сокращать персонал, маневрировать и быть гибче.