Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Как подойти к проектированию 2021 года?

Журналист «ДО» принял участие в вебинаре Демида Голикова, руководителя стратегического консалтинга ГК «Институт Тренинга – АРБ Про». На этом мероприятии были обозначены вопросы, на которые должен оперативно ответить каждый собственник бизнеса.

Фото: pixabay.com

Слегка подбитый самолет

На картинке, иллюстрирующей вебинар Демида Голикова – забавный, хоть и несколько облезлый, самолет. Это символ завершающегося года. И главная причина всех его катаклизмов – COVID-19, который, судя по всему, с нами надолго. Тем более, что появление эффективной вакцины – под большим вопросом. Хорошая новость – большинство стран уже адаптировано к новым условиям.

– Возможен ли глобальный экономический рост в условиях вечной пандемии, если вакцина не будет найдена и человечество окажется перед угрозой иных неконтролируемых инфекций? Серьезный вопрос, – говорит г-н Голиков. – Однозначного ответа на него нет. Но мы должны искать ответ, если речь идет о длинном инвестиционном планировании.

Совет от эксперта: не поддаваться панике, а готовиться к долгосрочному планированию

Эксперт отметил, что последние 12 лет в плане ВВП Россия никуда не растет, образно говоря, «колбасится», не спеша, то вниз, то вверх, и, судя по всему, это продлится еще года четыре, пока страна не выйдет на уровень 2019 года, в том числе в плане деловой активности. И то при условии, что т.н. «государственный терроризм» в отношении бизнеса не будет усиливаться и нам, как в Европе и Америке, дадут серьезные регулярторные и налоговые послабления.

Как отметил эксперт, не все бизнесы «подбил» 2020-й, кто-то успешно открыл для себя новые ниши, рынки. Как ни парадоксально звучит, но и этим счастливчикам – наравне с теми, кто заканчивает год с потерями – нужно уже сегодня задать себе вопросы: что год грядущий нам готовит? Войти в него с имеющимся наследием или, наоборот, запланировать серьезные изменения в стратегии компании?

Нужно быть готовым к тому, что человечество перейдет от длинного восходящего тренда в режим длинных волн.

Обесценившееся наследство

Новая «нормальность» подкинула нам еще одну задачу: впервые в истории человечества мы видим «не тургеневскую» проблему отцов и детей.

– Дети «в среднем» обречены на снижение уровня материального достатка по сравнению с родителями, с предыдущими поколениями. Они не смогут взять длинный кредит на образование, на квартиру на 20 лет, вряд ли смогут унаследовать растущую капитализацию наших активов, им снова придется начинать все с нуля на падающем спросе, – отметил Демид Голиков. – Ситуация серьезная. Перспективы детей крайне туманные, и это проблема и бизнесовая, и социальная.

Главная задача стратегии – выработать в компании иммунитет к любым неприятностям, сделать бизнес устойчивым в условиях изменений

Эксперт озвучил еще одну проблему, которая сегодня беспокоит россиян: наши деньги, платежный баланс. «Благодаря» коронавирусу, то, что ожидали в 2021 году, «приехало» в 2020-м. В первом квартале этого года экспортные доходы страны упали в разы, понятно, что в этой ситуации курс доллара будет расти. И девальвация рубля будет продолжаться, пока темпы экономического развития нашей страны отстают от мировых

(0,1-0,2% против 3%). Однако если ситуация с нефтью слегка скорректируется вверх, то это будет хорошим поводом для того, чтобы американская валюта сползла хотя бы до 75 рублей.

Вывод простой – храним деньги в твердой валюте, а также в валютных ваучерах и сертификатах (если турфирма забрала у вас деньги).

Что касается фондового рынка, то сегодня он достаточно стабилен. Однако началась серия дефолтов малых развивающихся стран, в которых из-за коронавируса сворачивается внешняя торговля. До какой глубины упадет фондовый рынок, если серия дефолтов трансформируется в полноценное падение? Поживем – увидим. А пока совет: «да» – облигациям, «стоп» – акциям.

Что особенно тревожит компании?

1. Дефицит со стороны поставщиков. Если не решать эту проблему, то можно потерять рынок, контракты, долгосрочную прибыль. Особенно это актуально для таких отраслей, как промышленность и торговля.

2. В управленческом смысле борьба за клиента порой превращается в борьбу за контроль над конкурентами (их людьми, клиентами, квотами поставщиков). На фоне навалившейся операционки добавляется относительно новый вид деятельности для большинства топов – взять контроль над конкурентом, правильно с ним договориться, перекупить его людей.

Совет от эксперта: можно объединиться с тремя конкурентами, которые вам наиболее симпатичны, договориться, кого вы хотите выдавить с рынка. В условиях спада это логичная стратегия роста

3. Бессовестный демпинг. Например, выпускать колбасу за 99 рублей, увидев которую небогатый потребитель решит: «О, а ведь и это вполне съедобно!».

4. Дефицит сотрудников-мигрантов из-за ограничений на въезд. Замена мигрантов на граждан России дает мало: денег соотечественники просят больше, тяжело работать не хотят…

Что сделать бизнесу до конца 2020 года?

Эксперт советует компаниям провести стратегическую сессию для того, чтобы ответить на важный вопрос: насколько действующая стратегия позволяет вам держаться, выживать и расти в новых меняющихся условиях?

И пусть это будет первый шаг движения компании в постановке целей и задач на 2021 год.

Необходимо быть быстрым, чтобы быстрее конкурентов схватить тренд, – то, что еще остается в неопределенности.

Оцените опыт года и развитие событий: какую высоту сможет взять компания в 2021-м, если она:

  • выйдет на новые типы клиентов с нынешним или адаптированным продуктом;
  • упадет в цене;
  • заберет у конкурентов ценных людей, дефицитных поставщиков, акционерный контроль.

Совет от эксперта: не метаться! Подождите менять стратегию, отталкиваясь только от складывающегося финансового результата.

Если компания упала по выручке, то это не повод срочно пересматривать стратегию и долгосрочные планы. И, наоборот, если вам повезло и, к примеру, ваш садовый центр, находящийся на пути к дачному поселку, во время пандемии заработал в два раза больше, чем в прошлом году, то это еще не повод радоваться и оставлять все как есть. Главное – понять, в какой сегмент рынка вас занесло и какого типа клиенты обещают вам больше выручки в ближайшее будущее.st-block-32

– Впереди нас ждет очень серьезный масштаб изменений во внешней среде, гораздо более серьезный, чем это было за последние годы и даже десятилетия, может, за всю историю человечества, – утверждает Демид Голиков. – Проблемы настигают быстро, роняют сильно, а выкарабкиваться будем долго.


Инфографика Елены Бочкаревой

Благодарим Консалтинговую компанию «Развитие» за помощь в подготовке материала.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: