Сезон охоты за безналичностью
Фото: Sora Shimazaki, Pexels
Социальная инженерия в действии
По данным Аналитического центра НАФИ, во второй половине 2020 года доля держателей банковских карт, которые сталкивались с мошенничеством, выросла в полтора раза – 31% до 45%. Чаще всего о попытках кражи их денег сообщали жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также в целом люди в возрасте от 35 до 44 лет.
«Рост числа случаев мошенничества во втором полугодии может объясняться тенденцией массового перехода клиентов на дистанционное обслуживание в финансовых учреждениях. Телефонное мошенничество – это один из приемов социальной инженерии, когда для дезориентации жертвы злоумышленники используют различные методы обмана: представляются представителями банка или государственной организации, пугают возможной потерей денежных средств и другими неприятностями», – отметила генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.
Помимо телефонных звонков, в ход идут сообщения на мобильный телефон и электронные письма, содержащие фишинг, вирусы или вредоносные ссылки.
Но вместе с ростом активности мошенников бдительность держателей карт не падает: доля тех, кто понес потери, с июля 2020 года стабильна и составляет 4%. По мнению Гузелии Имаевой, этот факт может говорить о том, что мошеннические схемы медленно, но все же теряют свою эффективность.
«Для достижения такого же результата по вымоганию денег, как полгода назад, злоумышленникам приходится обзванивать в полтора раза больше людей и находить новые схемы», – подчеркнула эксперт.
Группами риска для мошенничества с банковскими картами считаются люди без высшего образования и представители рабочих профессий. Также социально незащищенными в финансовых вопросах являются пенсионеры и люди с ограниченными возможностями здоровья
«Я вам случайно деньги перевел…»
Это одна из самых популярных легенд мошенников в последнее время. Как это происходит? Вам на карту вдруг падает определенная сумма, допустим, 30 000 рублей. После этого поступает звонок: человек на том конце провода начинает объяснять, что ошибся адресатом перевода, и просит перечислить деньги обратно. Либо продиктовать ему реквизиты вашей карты, чтобы он якобы сам совершил отмену платежа.
Вся соль в том, что, переводя деньги другому лицу, вы можете быть вовлечены в незаконную деятельность – от отмывания денег до финансирования терроризма. Либо сообщение о начислении вообще может быть ложным – с номера, похожего на банковский. Об этом предупреждает проект ОНФ «За права заемщиков».
По рекомендациям ОНФ и МВД, чтобы не попасться на уловку, нужно, во-первых, проверить баланс счета – действительно ли вам пришли чужие деньги. Если да, необходимо позвонить в банк и сообщить о неожиданном платеже. И все – дальше в ситуации должен разбираться банк.
Ни в коем случае нельзя тратить, снимать или пытаться перевести полученные деньги. Это может закончиться судебным процессом (например, по статье «Кража») с непредсказуемым результатом.
И еще одна рекомендация ОНФ: не торопитесь и не делайте ничего под давлением. Не бойтесь: вы ничего не нарушили. Можете рекомендовать «совершившему ошибку» обратиться в суд. Процедура возврата будет происходить дольше, но зато под контролем государства.
Цифровая гигиена
За неполный 2020 год Сбербанк зафиксировал 3,4 млн жалоб на телефонное мошенничество. Это в 30 раз больше, чем в 2017 году, и более чем вдвое превышает показатели 2019 года. Мошенники звонят гражданам страны в среднем 100 тысяч раз в сутки. Об этом Сбер сообщил в декабре.
В среднем 100 тысяч раз в сутки россиянам звонят мошенники
Эксперты советуют: если у вас есть хоть какие-то сомнения, положите трубку и перезвоните на официальный номер банка, потому что, как правило, сотрудники банков не запрашивают по телефону конфиденциальные данные клиента, особенно, если звонят сами.
Кроме того, в банках советуют подключать как можно больше уведомлений – о списаниях и зачислениях, входах в мобильный банк и т.д. Чем больше подключено таких уведомлений – тем выше вероятность того, что кражу можно будет своевременно предотвратить.
При покупках через интернет лучше не сохранять данные карты в браузере – хакеры могут получить к ним доступ. И, конечно, нельзя называть никому свои пароли (и даже записывать их куда-либо).
Нельзя сообщать кому-либо специальный трехзначный код CVV2/CVC2. Кроме того, при покупках в интернете нужно обязательно сохранять всю информацию, связанную с заказом товара (например, письма и чеки в электронной почте). Оплачивать покупки лучше через сайты только тех компаний, которым вы доверяете.
Национальный центр финансовой грамотности добавляет: проявляйте осторожность при пользовании банкоматом, обращайте внимание на посторонних вокруг, подозрительные устройства и накладки в местах ввода ПИН-кода и карты.
Региональная «профилактика»
Министерство финансов Ульяновской области отчиталось перед Заксобранием об итогах 2020 года, в том числе – о работе по повышению финансовой грамотности жителей. В отчете, в частности, говорится об участии во Всероссийской неделе финансовой грамотности в октябре, по итогам которой регион занял 13 место в стране по охвату населения (в акции приняло участие более 112 тысяч жителей Ульяновской области).
Есть в регионе и свои, областные акции, например, «Поезд финансовой грамотности». Она также имеет недельный формат и нацелена на все возрастные группы и слои населения. В прошлом году «поезд» работал на 592 площадках с участием 22,6 тыс. человек.
Всеми этими вопросами в Ульяновской области занимается Центр развития налоговой культуры и финансовой грамотности регионального Минфина. По его данным, тематическими мероприятиями охвачено 30% жителей региона, от дошкольников до пенсионеров.
В министерстве также сообщили, что в 2021 году в Ульяновской области планируется провести исследование населения на определение групп, наиболее подверженных финансовым рискам. Кроме того, в сотрудничестве с Финансовым университетом при правительстве РФ в регионе продолжат готовить методистов финансовой грамотности для консультаций в школах, колледжах и вузах.
Также Ульяновской области помогут Центробанк и Ассоциация развития финансовой грамотности – соответствующий меморандум подписан в феврале и рассчитан до 2023 года. Цель партнерства – донести до социально незащищенных слоев населения навыки безопасного пользования финансовыми услугами, рассказать об их правах и о том, куда можно обратиться для решения разных денежных вопросов. К проекту планируют привлечь сотрудников «Почты России».