Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Цифровой банкинг:
плюсы, проблемы, прогнозы

Цифровая революция в банковской сфере и так была в самом разгаре, а пандемия коронавируса, самоизоляция и переход на всеобщую «удаленку» подтолкнули финансовые организации к еще более быстрой трансформации. О тренде на цифровизацию и о готовности россиян пользоваться онлайн-услугами рассказал директор по цифровому бизнесу РГС Банка Роман Головнев.

Фото: picjumbo.com, Pexels

Как обстоят дела с цифровизацией в банковской сфере?

– Давно не новость, что многие клиенты готовы заменить личное посещение офисов банка на онлайн-коммуникацию. Крупнейшие банки уже несколько лет внедряют в свои линейки продукты и услуги, которые можно получить дистанционно, удобные онлайн-решения, интернет- и мобильные банки, а россияне активно ими пользуются в повседневной жизни. Так, по результатам исследования РГС Банка и НАФИ, мобильный банк ежедневно использует каждый третий опрошенный (32%), а интернет-банк – каждый четвертый респондент (24%).

Цифровой банк – это смена традиционной бизнес-модели с вертикальной интеграцией на построение омниканальной модели продаж. Для нас здесь важную роль сыграет недавно запущенный собственный маркетплейс – онлайн платформа для автопроизводителей, дилеров и автомобилистов, которая совмещает банковские и небанковские услуги.

Что мешает развитию цифрового банкинга?

– На сегодняшний день основная проблема на пути развития цифрового банкинга в России – это невозможность, согласно законодательству РФ, начать обслуживание клиента без его физической идентификации.

Также острым остается вопрос безопасности и защиты персональных данных при использовании приложений финансовых организаций, когда пользователям важно не столько удобство использования, сколько понимание, что их средства надежно защищены.

Обе эти проблемы в обозримом будущем вполне решаемы в связи с развитием биометрических технологий в сфере цифровой идентификации. Уже сегодня банки далеко продвинулись в вопросах верификации своих клиентов, что положительно повлияло на процедуры оказания необходимых финансовых услуг.

Классический vs цифровой банкинг

– Дистанционные каналы банковского обслуживания вошли в нашу повседневную жизнь так же легко, как социальные сети и мессенджеры, сервисы по заказу такси и еды, онлайн-кинотеатры и другие развлечения.

Для клиентов этот формат привычнее, удобнее и быстрее классического. Для кредитных организаций это возможность омниканальной работы с клиентом, накапливание большого объема информации о его предпочтениях и снижение издержек.

Например, с запуском маркетплейса мы планируем нарастить рыночные доли и портфели в рамках В2С и В2В-сотрудничества в автомобильной отрасли. Но при этом мы не отказываемся полностью от банковских отделений. Несмотря на то, что в рамках новой стратегии банка для автомобилистов мы планомерно увеличиваем роль дистанционных каналов в продажах (к 2022 году ориентируемся на 50% продаж через «цифру»), мы понимаем, что части клиентов все еще привычнее формат отделений, и они не готовы весь функционал перевести в онлайн, особенно старшее поколение.

Дистанционные каналы обслуживания дают банкам возможность накапливать большой объем информации о предпочтениях клиентов и снижать издержки

Готовы ли россияне к полному онлайну?

– Несмотря на активное развитие IT-технологий, глубина внедрения дистанционных банковских услуг еще недостаточна среди населения. Финансовые организации в цифровом формате чаще всего предлагают традиционный набор услуг. И пользуются ими далеко не все: в России до сих пор огромный пласт клиентов банков, которые снимают наличными все деньги с карты в день зарплаты или предпочитают посещать отделения банков для открытия сберегательных продуктов.

Задача банков сегодня в том числе – менять мышление людей, гарантируя безопасность совершаемых сделок или предлагая преференции, например, при оформлении продуктов дистанционно.

Будущее за цифрой?

– 2020 год доказал важность диджитализации во всех сферах банковского бизнеса. Цифровой канал продаж позволяет банкам, к примеру, выстраивать другую экономику продукта, расширять границы общения с клиентом. Продукты и услуги сейчас разрабатываются таким образом, чтобы стимулировать клиентов переходить в интернет и использовать максимально возможное количество дополнительных сервисов и услуг.

Значимую роль при переходе россиян в «цифру» сыграли и шаги государства в данном направлении – активное развитие инфраструктуры NFC-платежей, система быстрых платежей, запуск финансового маркетплейса Мосбиржи, перспективы внедрения цифрового рубля и прочее. Происходит цифровизация всей финансовой системы.

При этом цифровизация подразумевает не только оперативное и качественное управление финансами, но и развитие технологий, оборудования, программного обеспечения. Цифра и технологический прогресс неразрывно связаны, и растущая популярность возможностей дистанционного обслуживания в финансовом секторе будут способствовать подъему IT-сегмента.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: