€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Устоявшие в локдаун
Фото: pixabay.com
Были подготовлены
Банки лихорадило от коронавируса сравнительно недолго. В апреле и мае наблюдалось падение активов и объема кредитного портфеля, росла просрочка, потому что платежеспособность заемщиков сильно снизилась. Но постепенно ситуация выравнивалась, по большей части благодаря ипотечным условиям и господдержке малого и среднего бизнеса.
По данным Банка России, в январе-августе 2020 года активы банков увеличились на 10,5% в номинальном и на 6,1% в реальном выражении. В сентябре чистая прибыль банковского сектора составила около 200 млрд рублей, что почти на 20% лучше результата августа.
– Жизнь показала, что Центральный банк проводил очень грамотную, мудрую политику. Во-первых, по очищению системы от недобросовестных участников. Во-вторых, устанавливая достаточно неприятные для кредитных организаций требования по капиталу, ликвидности и вообще по тому, как они управляют своим бизнесом. В том числе он очень серьезно боролся с концентрацией крупных кредитных рисков. Все это позволило кредитным организациям в условиях пандемии пройти ситуацию достаточно устойчиво. Потери были минимальными. Количество отозванных лицензий за последние девять месяцев – 15, а в прошлом году было более 60. Это тоже говорит о том, что система с точки зрения ее участников была достаточно хорошо подготовлена, – отметил на онлайн-конференции «Банковская система России: уроки коронакризиса» председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков называет банковскую отрасль одной из самых передовых в стране: проблемы, которые сегодня решают на страховом рынке, здесь решили лет 10-15 назад. Банки были готовы к локдауну – на тот момент они уже имели выстроенную систему удаленной работы с клиентами. А это один из главных трендов отрасли.
– Мы за две недели перевели 90% своих сотрудников из офиса на дистанционную работу и оперативно пересмотрели свои планы на этот год, – рассказал президент – председатель правления банка «Открытие» Михаил Задорнов. – Мы с самого начала закладывали, что не будет существенных замедлений в корпоративном кредитовании, так и произошло. Корпоративное кредитование практически росло тем же темпом, как мы и ожидали в начале года, – помогли государственные программы по реструктуризации кредитов и поддержке системообразующих предприятий. Также потребовались деньги экспортерам. Эти факторы поддержали корпоративное кредитование, которое в этом году является одним из драйверов роста.
По его словам, рынок переориентировался на развитие онлайн-банкинга. В объединенной базе «Открытия» и «Бинбанка» на 1 января 2019 года интернет-банком пользовалось 36% всех клиентов, а сейчас – уже 67%.
Позитивное влияние этого тренда отмечают и другие банки.
– Число клиентов не только не уменьшилось, но увеличилось, так как мы быстро отреагировали и перевели часть наших процессов в дистанционный формат, что было востребовано клиентами, – сообщил региональный директор Операционного офиса «Димитровградский» ПСБ Владимир Трифонов. – Большинство услуг можно получить в мобильном или интернет-банкинге – например, зарезервировать расчетные и специальные счета для корпоративных клиентов, подать заявку на кредит, в том числе на ипотечный.
Период карантинных ограничений не сказался на финансовых показателях ПСБ: чистая прибыль за 9 месяцев 2020 года составила 16,9 млрд рублей по РСБУ, активы банка выросли на 29% и достигли 2,5 трлн рублей.
По данным исследования банка «Открытие», самую большую долю в корпоративном портфеле банков занимают кредиты для таких отраслей, как операции с недвижимым имуществом, оптовая торговля, растениеводство и животноводство. А вот по доле просрочки «лидируют» опт и деревообработка
Кредитный антивирус
Хороший результат 2020 года в банковской сфере в значительной степени связан с мерами поддержки экономики из-за коронавируса. По словам управляющего Отделением Ульяновск Волго-Вятского ГУ Банка России Владимира Филимонова, заявки на кредитные каникулы на срок до полугода подали более 800 субъектов малого и среднего бизнеса региона, 69% из них были одобрены. На беспроцентные кредиты на сохранение занятости подавалось свыше 600 ульяновских предпринимателей, 83% получили одобрение.
Так, антикризисной поддержкой ПСБ воспользовалось порядка 200 предпринимателей и организаций.
– Кредиты выдавались по упрощенной схеме, либо клиенту приходило уведомление, что ему уже предодобрена сумма кредита. Или клиент должен подать заявку через сайт банка с приложением всего двух документов, в автоматическом режиме получал решение, а затем и денежные средства. Сама программа постоянно расширялась введением новых ОКВЭД – как основных, так и дополнительных, – пояснил Владимир Трифонов.
По его словам, процент отклоненных заявок в банке был совсем небольшим.
– Отказы могли быть на стадии проверки возможности получения льготного кредитования. Как правило, это было связано с наличием больших сумм неоплаченных налогов, просроченных обязательств по другим кредитным продуктам. Данные критерии четко прописаны в программе получения льготного кредитования на момент подачи заявки, – сказал региональный директор Операционного офиса «Димитровградский» ПСБ.
Во время пандемии на ульяновском финансовом рынке появился новый игрок – кировский банк «Хлынов». Вот что рассказал «Деловому обозрению» начальник отдела развития кредитования Управления корпоративного бизнеса АО КБ «Хлынов» Дмитрий Банников:
– Весной этого года, во время первой волны пандемии и карантинных ограничений, мы разработали ряд собственных антикризисных продуктов для клиентов: льготы и рассрочки по кредитному обслуживанию развили дистанционные каналы обслуживания клиентов. Нам было важно сохранить бизнес, его нормальное функционирование и рабочие места. Помимо этого, банк подключился практически ко всем федеральным программам поддержки предпринимательства – реструктуризации задолженностей, кредитам по льготным ставкам на выплату зарплат и возобновление деятельности. Сумма выданных кредитов на возобновление деятельности составила примерно 0,9 млрд рублей. Объем отказов клиентам был незначителен. Речь идет только о тех клиентах, которые не могли рассчитывать на получение кредита при обычных, некарантинных условиях. Мы понимаем, что отрицательные решения с нашей стороны могут не только в конечном счете привести к потере клиента, но и негативно сказаться на экономике регионов нашего присутствия. Поэтому старались в каждом случае найти индивидуальный подход.
Шаг к публичности
Эксперты отмечают: в период пандемии произошел большой сдвиг в сторону инвестиционных продуктов. Это в основном касается средств населения, но и для бизнеса здесь есть определенные возможности.
Интересный источник привлечения финансирования – облигации. Пока они не получили широкого распространения среди российских предпринимателей, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. В Ульяновской области, например, все еще нет ни одного частного эмитента облигаций, но уже не первый год в регионе активно проводят образовательные мероприятия для компаний, где им рассказывают о преимуществах этого инструмента.
В Ульяновской области все еще нет ни одного частного эмитента облигаций, но уже не первый год в регионе активно проводят образовательные мероприятия для компаний, где им рассказывают о преимуществах этого инструмента
Одним из таких мероприятий стала конференция «Финансы для бизнеса», которая прошла на форуме «Сделано в Ульяновской области – 2020». Дмитрий Таскин, директор по развитию Сектора роста ПАО «Московская Биржа», подчеркнул: размещение облигации может стать для компании первым шагом к публичности.
– Если акции – это все-таки инструмент для более крупных компаний, чья капитализация исчисляется десятками и сотнями миллиардов рублей, то для относительно небольших компаний наиболее эффективным инструментом являются именно облигации, – отметил он. – Основное преимущество облигаций в том, что они являются беззалоговым инструментом. Рынок принимает решение инвестировать в ту или иную облигацию посредством анализа денежного потока, который генерит бизнес той или иной компании. И если инвестиционное качество денежного потока позволяет рассчитывать, что риски минимальны и компания справится с обслуживанием публичного долга, то шансы успешного размещения возрастают.
В отличие от банковских кредитов облигации не требуют обеспечения и не ставят предприятие в зависимость от одного кредитора. Эмиссия долговых бумаг создает публичную кредитную историю, удешевляющую дальнейшие заимствования. Кроме того, облигации повышают узнаваемость бренда и облегчают дальнейший выход компании на рынок акционерного капитала.
– Буквально пару лет назад была устойчивая точка зрения, что на биржу могут выйти только крупные компании, а маленьким это невозможно, дорого и т.д. Отчасти для того, чтобы развеять этот миф и сделать биржевую инфраструктуру более доступной, у нас на бирже был создан Сектор роста. Его основная цель – содействие привлечению инвестиций компаний малого и среднего бизнеса. Для биржи это партнерский проект, мы развиваем его в тесном взаимодействии с государством, – рассказал Дмитрий Таскин.
Предприятие, желающее выпустить облигации, должно соответствовать определенным требованиям: выручка – не ниже 120 млн рублей (таким образом отсекаются микропредприятия), средний рост выручки не менее чем на 10%, возраст бизнеса – от трех лет (чтобы дать инвестору возможность оценить риски и перспективы компании). Эмитент должен быть безубыточен и излишне не закредитован, должен придерживаться высоких стандартов корпоративного управления и занимать устойчивые рыночные позиции.
Минимальный объем выпуска составляет 50 млн рублей. Как рассказала Мария Полякова, начальник отдела методологии финансовой доступности Управления финансовой доступности Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, средний объем размещения на сегодня составляет 200-300 млн рублей.
Всего же, по последним данным, эмитенты из малого и среднего бизнеса привлекли 5,5 млрд рублей. При этом облигации выпустили компании из совершенно разных отраслей – производство, сфера обслуживания, ритейл, инновации, фитнес, девелопмент… Успешным, к примеру, называют опыт компании «Обувь России» из Новосибирска и производителя снеков «Регион Продукт» из Пензенской области.
Благоприятными факторами роста корпоративных облигаций называют меры по стимулированию рынка, принимаемые Банком России и рост инвесторской базы в стране. Если четыре года назад на фондовом рынке было зарегистрировано около миллиона физических лиц, то по итогам девяти месяцев 2020 года количество розничных инвесторов, по словам Таскина, приблизилось к 7 млн.
– Что нас как биржу не может не радовать – это достаточно устойчивый тренд по увеличению доли корпоративных облигаций по сравнению с объемом классического банковского кредитования, – говорит эксперт. – Эмитенты растут, и мы рассчитываем, что этот тренд продолжится.