Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Влиться в экосистему

Говорим с экспертом о плюсах и минусах присоединения малого бизнеса к крупному бренду.

Фото: pixabay.com

Ярослав Баджурак

коммерческий директор Выберу.ру

– Ярослав, какие преимущества дает стартапам и малому и среднему бизнесу вхождение в экосистемы крупных компаний?

– Главный фактор для малого бизнеса или стартапа при вхождении в большую экосистему – это доступ к деньгам. Допфинансирование позволяет нарастить капитал, необходимый для роста и развития компании.

Отличный пример в сегменте ипотеки – создание маркетплейса «Метр квадратный» в акселераторе ВТБ. Как известно, позднее банк стал акционером стартапа. Новая цифровая платформа не только быстро вышла на рынок, но и была оперативно интегрирована с другими ведущими банками за счет того, что ВТБ – крупный игрок на рынке ипотеки. Подчеркну, что с точки зрения финансов вхождение в экосистему подразумевает и долевое участие.

Возможности экосистемы проще рассмотреть на собственном примере: финтех-сервис Выберу.ру – как раз такая компания из сегмента МСБ. Мы вошли в экосистему ЦБ «Финуслуги», но при этом остаемся независимым участником финансового рынка и в перспективе не исключаем вхождение в другие крупные экосистемы.

Что это даст обеим сторонам? Финтех-сервис получит новый импульс развития, сможет выйти на новые сегменты рынка. Для партнера такой сервис, как Выберу.ру, может стать новым направлением бизнеса или площадкой для размещения продуктов с дополнительной рекламой, иначе говоря, источником генерации лидов (клиентов).

«Коалиция МСБ с крупным бизнесом и позволяет нам увидеть на рынке оригинальные новые решения»

– Какие риски несут разработчики продуктов, входя в такие экосистемы? И что перевешивает в итоге – плюсы или риски?

– Прямой риск, который есть у малого бизнеса при вхождении в крупную экосистему, – это потеря бизнеса или контроля над ним. Мы неоднократно видели на рынке примеры, когда крупный бизнес поглощал технологичный стартап спустя полтора-два года после вложения своих капиталов.

Еще один риск – утрата бренда. При объединении продукты обезличиваются и становятся частью большой брендовой экосистемы. Для МСБ самостоятельное развитие в направлении других брендов просто прекращается.

Стартап вынужден решить, работать ли с монобрендом дальше. Мы в «Выберу.ру» тоже принимали такое решение и на данный момент остаемся независимым игроком со своими собственными технологиями и именем, в равной мере сотрудничая со всеми банками и финансовыми организациями. Это позволяет динамично развивать бренд в рыночной конкуренции и без административной подоплеки.

– Ваша оценка целесообразности развития стартапа как поставщика экосистемы: для каких разработчиков это хорошее решение, а каким лучше остаться автономными?

– Не всегда можно принять единственно верное решение – оставаться ли независимым поставщиком или интегрироваться, и найти золотую середину между возможностями и рисками. Если маленькая компания не может прожить на собственные средства в течение первых двух-трех лет становления, то решение очевидно. Это вопрос жизни и смерти.

У самостоятельного бизнеса с доходом и прибылью решение будет стратегическим. Каждый собственник стартапа должен решить: привлекать ли новые ресурсы и уйти в отрыв от конкурентов или остаться независимыми, но при этом отказаться от возможностей для наращивания темпов развития компании.

Одной волшебной для всех таблетки нет. Нужно анализировать ситуацию и принимать решение конкретно для своего проекта.

Успех на рынке и позицию компании формирует спрос на продукт. Если о хорошем продукте не знает ни одна большая экосистема, ни люди, то присоединение к большому бренду – единственный способ выйти на рынок. Поэтому на старте стоит оценить свои возможности и задать вопрос: как будем наш продукт продавать? Только так можно создавать финансово успешные продукты.

– Поделитесь кейсом вашей компании по взаимодействию с экосистемой.

– Выберу.ру сотрудничает с разным типом компаний – и с крупным бизнесом в том числе. Как правило, сильных отличий в характере взаимодействия с отдельным банком или с открытой экосистемой нет. Например, в ДомКлик Сбербанка (монобрендовую экосистему) сервис поставляет клиентов (лиды) и рекламный трафик для ипотечных сделок.

По направлению «вклады» мы работаем с маркетплейсом ЦБ РФ «Финуслуги», созданным Московской биржей. Техническая интеграция позволяет потребителям с помощью нашей платформы выбрать банк и открыть вклад онлайн в банках, аккредитованных на «Финуслугах».

На следующем этапе после интеграции мы активизировали работу с отзывами о банковских продуктах, чтобы пользователи получили больше инструментов для выбора банка. С другой стороны, мы показываем вкладчику множество предложений на стороне маркетплейса, чтобы «закрыть» потребности бизнеса.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: