Длинные тренды, стратегия продукта, факторы несокрушимости компании
Фото: Aleksandar Pasaric, Pexels
Красной нитью через весь семинар прошла мысль о необходимости стратегического планирования, несмотря на то что уровень неопределенности возрастает.
Стратегия – совокупность долгосрочных целей компании и способов их достижения. Это ответ на вопрос «Как построить стабильный растущий бизнес на ценностях и компетенциях?».
Стратегия:
- дополняет предпринимательскую интуицию;
- задает логику принятия ключевых решений, минимизируя метания на развилках;
- позволяет собственнику транслировать бизнес-идею управленцам и инвесторам;
- является инструментам привлечения «длинных» денег и адекватного персонала.
Требования к стратегии в компании:
- Опирается на длинные тренды;
- Реализация стратегии выводит компанию в точки 1-3 по рыночной силе в ранжированном перечне игроков;
- Позволяет компании развиваться в зоне максимального потенциала будущей прибыли;
- Обеспечивает непрерывную динамику показателей устойчивости и автономности бизнеса;
- Базовый способ реализации стратегии предполагает создание эффекта «сети сетей».
Ядро стратегического плана – стратегический концепт: бизнес-идея и базовый способ реализации.
Требования к бизнес-процессу стратегического планирования:
- Адаптивность;
- Вовлечение в СП управленческой команды, ключевых сотрудников, внешних экспертов, партнеров, клиентов;
- Дискретность СП – 1(2) раза в год;
- Цикл управления – 1 раз в неделю;
- ИОД-1 (информационная основа деятельности о внешней среде);
- ИОД-2 (информационная основа деятельности о внутренней среде компании); развивается на основании Big Data.
Стратегия продукта – системообразующая
- Ведущая стратегия организации, эффективность реализации которой определяет будущее компании;
- Все успешные компании управляются «под продукт»; «под продукт» выстраивается все остальное;
- «Львиная доля» решений эффективных высших руководителей сосредоточена в области основных политик стратегии продукта. Рост института менеджеров продукта (Prodact Manager – новая фигура на рынке труда) – подтверждение актуальности/важности темы управления продуктовым портфелем.
Факторы несокрушимости компании
1. Состояние системы управления
- Наличие в компании полной управленческой команды;
- У компании ЕСТЬ стратегия;
- Корпоративная культура (в т.ч. стиль управления) ориентирована на создание ценности для клиентов, сотрудников и партнеров;
- Стиль управления руководителя – устойчивый комплекс методов взаимодействия с внутренними и внешними контрагентами компании.
2. Динамическая приборная панель
- Выручка от $1 млрд.
- Коэффициент деловой активности (приоритет положительной динамики показателей).
- Ежемесячный положительный денежный поток от операционной деятельности.
- Наращивание LTV клиентов.
Lifetime Value – суммарная прибыль, получаемая от клиента за все время сотрудничества с ним = Среднегодовая прибыль с клиента х Средняя длительность удержания клиента.
- Инвестиции в экспертизу сотрудников и новые технологии.
- №1-2-3… по выручке = №1-2-3 по рентабельности.
- Рост средней цены за единицу товара, снижение себестоимости закупки.
3. Комплексное резервирование ресурсов
- Время (например, сокращение числа транзакций). Разработка франшизы – это тоже резервирование времени. А самый результативный, хотя и не всем доступный способ, – поглощение.
- Информация. Кейс: Санкт-Петербургская пекарня, которая ежегодно 6 человек отправляет учиться в Германию, продает в Северной столице хлеб по 400-600 рублей, и этот товар нарасхват.
- Материальные ресурсы. Деньги не должны спать! Они должны работать в режиме 24/7/365. E-commerce не спит совсем.
- Финансы.
Как фондировать прибыль:
- 40-50% – инвестиционный фонд, возвращаем в дело;
- 25-30% – резервный фонд, священен и неприкосновенен;
- 20-25% – фонд акционеров (выплата дивидендов);
- 10% – фонд персонала (компания не должна оставлять сотрудника, попавшего в беду).
Цели финансирования резервов:
- уйти от неприемлемых рисков;
- для того, чтобы сбылась бизнес-мечта постоянно пробовать что-то новое.
4. 24/7-365
Выручка непрерывно генерируется: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.
Смотрим на вклад часа в суточную выручку и посещаемость интернет-магазина. 90% выручки с мобильных устройств – с 00:00 до 8:00, когда офлайн-магазины закрыты.
В какое время покупают? Днем больше – электротехническую и печатную продукцию, а после 19:00 – жилую недвижимость и косметику.
По количеству посетителей топовых интернет-магазинов в тройке лидеров – аптечная продукция, товары для животных и продукты питания
5. МТОЕ: More then One Economy. Более чем одна экономика.
В 2020 году 25 стран показали рост, в 2021-м их число вырастет до 28. Если ваша компания – производственная, и вы еще не экспортируете, то нужно начать думать об этом как можно быстрее.
Что касается специалистов, то очень авторитетны за рубежом русские математики и врачи.
6. СТТ: совестливые талантливые трудоголики
СТТ – люди, которые не могут работать плохо, soft у них такой.
Талант – несколько видов одаренности. Например, человек знает три иностранных языка или отлично разбирается с претензиями.
СТТ на рынке труда мало, и за них идет большая «драка». Лучший выход – их надо «производить», делая ставку на молодежь. Ежегодное поступление «свежей» крови – секрет успеха.
7. Вход в экономику А1Б1
Вывод. Факторы несокрушимости можно и нужно создавать.
Главный урок 2020 года – колоссальный рост значимости клиентоориентированности. И усиление роли digital, цифровой трансформации бизнеса.
Базовые выборы
Сделать базовые стратегические выборы бизнесу придется в любом случае, и чем раньше, тем лучше. Для создания стратегии нужно понять, КУДА двигаться, чтобы зарабатывать.
1. С кем строить организацию?
Культура – весь тот невидимый персонал, который «склеивает» организацию в единый организм.
Формула успеха: S = T x Pc (Успех – это произведение Таланта и Цели, возведенное в степень Культуры).
Идеальная команда:
- возрастное разнообразие (симметрия);
- гендерное разнообразие;
- разнообразие по экспертизе (гибридное образование);
- разнообразие жизненного и эмоционального опыта;
- разнообразие управленческого опыта;
- у каждого из участников управленческого команды подготовлена замена («запасной аэродром» – 1-2 человека);
- стилевое/конституциональное разнообразие;
- этническое разнообразие;
- знание международных иностранных языков.
2. Каким будет тип организации?
- 1 тип – производители технологически несложного продукта;
- 2 тип – производители технологически сложного продукта;
- 3 тип – сервисные компании
- 4 тип – компании профессионального сервиса.
3. Каким будет стратегический концепт?
Это ядро стратегии.
- Бизнес-идея – ЧТО мы собираемся построить (какой это будет бизнес).
- Базовый способ реализации и генерации прибыли – КАК мы будем реализовывать бизнес-идею.
4. Каким будет масштаб ведения бизнеса?
- локальный;
- мульти-локальный;
- национальный;
- мульти-национальный;
- глобальный.
Оптимальный масштаб – мультинациональный. Это еще одна точка несокрушимости компании.
5. Какой будет скорость развития бизнеса?
- Скорость роста экономики (в идеале рост бизнеса должен превышать скорость роста экономики).
- Скорость роста отрасли (в идеале та же динамика).
- Скорость роста самого опасного конкурента.
- Управляемость.
Предел скорости = предел управляемости
6. Какой будет базовая структура бизнеса?
- синергичная;
- конгломеративная;
- холдинговая;
- микс.
Как выбрать:
- производственное соответствие;
- управленческое соответствие;
- рыночное соответствие.
7. На какой клиентский сектор ориентируется компания?
- B2B;
- B2C;
- B2S;
- B2NGO.
На сегодняшний день самый динамично развивающийся сектор – B2B. Доля В2В в мировом e-commerce – 78% (в 2020 году – $6,8 трлн).
Пандемия ускорила темп роста e-commerce в 2020 году. В России в онлайн-покупки вовлеклись дополнительно более 10 млн человек. Крупнейшие маркетплейсы выросли в два раза. E-grocery (продажа товаров повседневного спроса в интернете) вырос в 3,5 раза и остается одним из наиболее динамичных сегментов
8. Как будет строиться управление капиталом бренда?
- корпоративный бренд;
- бренд работодателя;
- продуктовые бренды;
- франшизы;
- СТМ/PL.
9. Какой вариант воплощения корпоративной культуры выбирает компания?
КК = И + Ф + СПД
Воплощение корпоративной культуры компании в идеальном своем варианте основывается на формуле: КК (корпоративная культура) = И (история) + Ф (философия) + СПД (стандарты поведения и деятельности).
10. Какой будет модель создания стоимости компании?
- независимая компания (настрой на долгое развитие и владение);
- компания «на продажу».
ТОП-5 отраслей в мире, где сейчас генерируется самая большая выручка и где наблюдается неуклонный рост
1. Финансовые рынки:
- страхование;
- банки;
- фонды.
2. Недвижимость:
- жилая;
- складская;
- специальная (например, скотомогильники);
- коммерческая (офисная и торговая как самая ликвидная).
Недвижимость, как антиквариат и вина, – товар, который только дорожает со временем.
3. Продукты – мясосодержащие (пельмени, буузы, манты и т.д.) и мясосопровождающие (соль, пряности, кетчуп, майонез, горчица и т.д.).
Вегетарианцев в мире мало. Из-за постоянно растущей численности населения ежегодное потребление данных продуктов будет только расти.
4. Телеком
5. IT-технологии
4 и 5 позиции активно смыкаются и в конце концов сольются.
Длинные тренды – 2025
Страны:
- Смещение экономического роста в страны юго-Восточной Азии (к 2030 году сюда добавится Африка).
- Глобальная экономика становится экономикой городов-«хабов».
Люди:
- Рост значимости времени, в том числе свободного.
- Рост продолжительности активной полноценной жизни (ЗОЖ) + рост спроса на медицинские услуги.
- Доминирование женщин в принятии решений.
- Рост значимости дизайна и эмоционального отклика.
- Непрерывное образование и новые профессии.
Отрасли:
- Сохранение доминирующей роли финансовых рынков.
- Массовое применение теле-, веб-, био-, эко-, нанотехнологий, VR/AR (индустрия 4.0).
- Устойчивость рынков товаров и услуг с коротким циклом потребления.
- Развитие аутсорсинга.
Компании:
- Развитие вариантов трудовых отношений с носителями компетенций – проектная работа, частичная занятость, удаленная работа, фриланс.
- Развитие предложения компании в логике А1Б1 (реальная и виртуальная экономика).
- Создание и развитие бизнеса как экосистемы, сети сетей.
- Управление через ценности.
За помощь в подготовке материала благодарим Консалтинговую компанию «Развитие» и лично Александра Макарова.