Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Длинные тренды, стратегия продукта, факторы несокрушимости компании

Эти и многие другие актуальные для бизнеса темы поднимались на авторском семинаре Сергея Макшанова, руководителя АРБ ПроЭксперт, эксперта №1 по стратегическому планированию и экономическим сценариям. Делимся эксклюзивом.

Фото: Aleksandar Pasaric, Pexels

Красной нитью через весь семинар прошла мысль о необходимости стратегического планирования, несмотря на то что уровень неопределенности возрастает.

Стратегия – совокупность долгосрочных целей компании и способов их достижения. Это ответ на вопрос «Как построить стабильный растущий бизнес на ценностях и компетенциях?».

Стратегия:

  • дополняет предпринимательскую интуицию;
  • задает логику принятия ключевых решений, минимизируя метания на развилках;
  • позволяет собственнику транслировать бизнес-идею управленцам и инвесторам;
  • является инструментам привлечения «длинных» денег и адекватного персонала.

Требования к стратегии в компании:

  1. Опирается на длинные тренды;
  2. Реализация стратегии выводит компанию в точки 1-3 по рыночной силе в ранжированном перечне игроков;
  3. Позволяет компании развиваться в зоне максимального потенциала будущей прибыли;
  4. Обеспечивает непрерывную динамику показателей устойчивости и автономности бизнеса;
  5. Базовый способ реализации стратегии предполагает создание эффекта «сети сетей».

Ядро стратегического плана – стратегический концепт: бизнес-идея и базовый способ реализации.

Требования к бизнес-процессу стратегического планирования:

  1. Адаптивность;
  2. Вовлечение в СП управленческой команды, ключевых сотрудников, внешних экспертов, партнеров, клиентов;
  3. Дискретность СП – 1(2) раза в год;
  4. Цикл управления – 1 раз в неделю;
  5. ИОД-1 (информационная основа деятельности о внешней среде);
  6. ИОД-2 (информационная основа деятельности о внутренней среде компании); развивается на основании Big Data.

Стратегия продукта – системообразующая

  • Ведущая стратегия организации, эффективность реализации которой определяет будущее компании;
  • Все успешные компании управляются «под продукт»; «под продукт» выстраивается все остальное;
  • «Львиная доля» решений эффективных высших руководителей сосредоточена в области основных политик стратегии продукта. Рост института менеджеров продукта (Prodact Manager – новая фигура на рынке труда) – подтверждение актуальности/важности темы управления продуктовым портфелем.

Факторы несокрушимости компании

1. Состояние системы управления

  • Наличие в компании полной управленческой команды;
  • У компании ЕСТЬ стратегия;
  • Корпоративная культура (в т.ч. стиль управления) ориентирована на создание ценности для клиентов, сотрудников и партнеров;
  • Стиль управления руководителя – устойчивый комплекс методов взаимодействия с внутренними и внешними контрагентами компании.

2. Динамическая приборная панель

  • Выручка от $1 млрд.
  • Коэффициент деловой активности (приоритет положительной динамики показателей).
  • Ежемесячный положительный денежный поток от операционной деятельности.
  • Наращивание LTV клиентов.

Lifetime Value – суммарная прибыль, получаемая от клиента за все время сотрудничества с ним = Среднегодовая прибыль с клиента х Средняя длительность удержания клиента.

  • Инвестиции в экспертизу сотрудников и новые технологии.
  • №1-2-3… по выручке = №1-2-3 по рентабельности.
  • Рост средней цены за единицу товара, снижение себестоимости закупки.



3. Комплексное резервирование ресурсов

  • Время (например, сокращение числа транзакций). Разработка франшизы – это тоже резервирование времени. А самый результативный, хотя и не всем доступный способ, – поглощение.
  • Информация. Кейс: Санкт-Петербургская пекарня, которая ежегодно 6 человек отправляет учиться в Германию, продает в Северной столице хлеб по 400-600 рублей, и этот товар нарасхват.
  • Материальные ресурсы. Деньги не должны спать! Они должны работать в режиме 24/7/365. E-commerce не спит совсем.
  • Финансы.

Как фондировать прибыль:

  • 40-50% – инвестиционный фонд, возвращаем в дело;
  • 25-30% – резервный фонд, священен и неприкосновенен;
  • 20-25% – фонд акционеров (выплата дивидендов);
  • 10% – фонд персонала (компания не должна оставлять сотрудника, попавшего в беду).

Цели финансирования резервов:

  • уйти от неприемлемых рисков;
  • для того, чтобы сбылась бизнес-мечта постоянно пробовать что-то новое.

4. 24/7-365

Выручка непрерывно генерируется: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.


Смотрим на вклад часа в суточную выручку и посещаемость интернет-магазина. 90% выручки с мобильных устройств – с 00:00 до 8:00, когда офлайн-магазины закрыты.

В какое время покупают? Днем больше – электротехническую и печатную продукцию, а после 19:00 – жилую недвижимость и косметику.


По количеству посетителей топовых интернет-магазинов в тройке лидеров – аптечная продукция, товары для животных и продукты питания

5. МТОЕ: More then One Economy. Более чем одна экономика.

В 2020 году 25 стран показали рост, в 2021-м их число вырастет до 28. Если ваша компания – производственная, и вы еще не экспортируете, то нужно начать думать об этом как можно быстрее.

Что касается специалистов, то очень авторитетны за рубежом русские математики и врачи.

6. СТТ: совестливые талантливые трудоголики

СТТ – люди, которые не могут работать плохо, soft у них такой.

Талант – несколько видов одаренности. Например, человек знает три иностранных языка или отлично разбирается с претензиями.

СТТ на рынке труда мало, и за них идет большая «драка». Лучший выход – их надо «производить», делая ставку на молодежь. Ежегодное поступление «свежей» крови – секрет успеха.


7. Вход в экономику А1Б1


Вывод. Факторы несокрушимости можно и нужно создавать.

Главный урок 2020 года – колоссальный рост значимости клиентоориентированности. И усиление роли digital, цифровой трансформации бизнеса.

Базовые выборы

Сделать базовые стратегические выборы бизнесу придется в любом случае, и чем раньше, тем лучше. Для создания стратегии нужно понять, КУДА двигаться, чтобы зарабатывать.

1. С кем строить организацию?

Культура – весь тот невидимый персонал, который «склеивает» организацию в единый организм.

Формула успеха: S = T x Pc (Успех – это произведение Таланта и Цели, возведенное в степень Культуры).


Идеальная команда:

  • возрастное разнообразие (симметрия);
  • гендерное разнообразие;
  • разнообразие по экспертизе (гибридное образование);
  • разнообразие жизненного и эмоционального опыта;
  • разнообразие управленческого опыта;
  • у каждого из участников управленческого команды подготовлена замена («запасной аэродром» – 1-2 человека);
  • стилевое/конституциональное разнообразие;
  • этническое разнообразие;
  • знание международных иностранных языков.

2. Каким будет тип организации?

  • 1 тип – производители технологически несложного продукта;
  • 2 тип – производители технологически сложного продукта;
  • 3 тип – сервисные компании
  • 4 тип – компании профессионального сервиса.

3. Каким будет стратегический концепт?

Это ядро стратегии.

  • Бизнес-идея – ЧТО мы собираемся построить (какой это будет бизнес).
  • Базовый способ реализации и генерации прибыли – КАК мы будем реализовывать бизнес-идею.

4. Каким будет масштаб ведения бизнеса?

  • локальный;
  • мульти-локальный;
  • национальный;
  • мульти-национальный;
  • глобальный.

Оптимальный масштаб – мультинациональный. Это еще одна точка несокрушимости компании.

5. Какой будет скорость развития бизнеса?

  • Скорость роста экономики (в идеале рост бизнеса должен превышать скорость роста экономики).
  • Скорость роста отрасли (в идеале та же динамика).
  • Скорость роста самого опасного конкурента.
  • Управляемость.

Предел скорости = предел управляемости

6. Какой будет базовая структура бизнеса?

  • синергичная;
  • конгломеративная;
  • холдинговая;
  • микс.

Как выбрать:

  • производственное соответствие;
  • управленческое соответствие;
  • рыночное соответствие.

7. На какой клиентский сектор ориентируется компания?

  • B2B;
  • B2C;
  • B2S;
  • B2NGO.

На сегодняшний день самый динамично развивающийся сектор – B2B. Доля В2В в мировом e-commerce – 78% (в 2020 году – $6,8 трлн).

Пандемия ускорила темп роста e-commerce в 2020 году. В России в онлайн-покупки вовлеклись дополнительно более 10 млн человек. Крупнейшие маркетплейсы выросли в два раза. E-grocery (продажа товаров повседневного спроса в интернете) вырос в 3,5 раза и остается одним из наиболее динамичных сегментов

8. Как будет строиться управление капиталом бренда?

  • корпоративный бренд;
  • бренд работодателя;
  • продуктовые бренды;
  • франшизы;
  • СТМ/PL.

9. Какой вариант воплощения корпоративной культуры выбирает компания?

КК = И + Ф + СПД

Воплощение корпоративной культуры компании в идеальном своем варианте основывается на формуле: КК (корпоративная культура) = И (история) + Ф (философия) + СПД (стандарты поведения и деятельности).

10. Какой будет модель создания стоимости компании?

  • независимая компания (настрой на долгое развитие и владение);
  • компания «на продажу».

ТОП-5 отраслей в мире, где сейчас генерируется самая большая выручка и где наблюдается неуклонный рост

1. Финансовые рынки:

  • страхование;
  • банки;
  • фонды.

2. Недвижимость:

  • жилая;
  • складская;
  • специальная (например, скотомогильники);
  • коммерческая (офисная и торговая как самая ликвидная).

Недвижимость, как антиквариат и вина, – товар, который только дорожает со временем.

3. Продукты – мясосодержащие (пельмени, буузы, манты и т.д.) и мясосопровождающие (соль, пряности, кетчуп, майонез, горчица и т.д.).

Вегетарианцев в мире мало. Из-за постоянно растущей численности населения ежегодное потребление данных продуктов будет только расти.

4. Телеком

5. IT-технологии

4 и 5 позиции активно смыкаются и в конце концов сольются.

Длинные тренды – 2025

Страны:

  • Смещение экономического роста в страны юго-Восточной Азии (к 2030 году сюда добавится Африка).
  • Глобальная экономика становится экономикой городов-«хабов».

Люди:

  • Рост значимости времени, в том числе свободного.
  • Рост продолжительности активной полноценной жизни (ЗОЖ) + рост спроса на медицинские услуги.
  • Доминирование женщин в принятии решений.
  • Рост значимости дизайна и эмоционального отклика.
  • Непрерывное образование и новые профессии.

Отрасли:

  • Сохранение доминирующей роли финансовых рынков.
  • Массовое применение теле-, веб-, био-, эко-, нанотехнологий, VR/AR (индустрия 4.0).
  • Устойчивость рынков товаров и услуг с коротким циклом потребления.
  • Развитие аутсорсинга.

Компании:

  • Развитие вариантов трудовых отношений с носителями компетенций – проектная работа, частичная занятость, удаленная работа, фриланс.
  • Развитие предложения компании в логике А1Б1 (реальная и виртуальная экономика).
  • Создание и развитие бизнеса как экосистемы, сети сетей.
  • Управление через ценности.

За помощь в подготовке материала благодарим Консалтинговую компанию «Развитие» и лично Александра Макарова.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: