Собрать слона
Фото: предоставлено организаторами
Спикер поделилась с участниками мастер-класса – начинающими предпринимателями и теми, кто только мечтает открыть собственный бизнес, пошаговой «инструкцией» – как найти свою нишу на рынке, разработать успешный коммерческий продукт.
Анализ рынка конкурентов, поиск свободной ниши
Создавая новый продукт, важно понимать, что вы будете тратить на это свою жизнь. Какой будет ваша бизнес-модель? Вы планируете серьезный важный бизнес или же хотите пребывать в состоянии, которое называют lifestyle, стиль жизни?
Например, вы открываете кафе, хотите, чтобы в него пришли ваши друзья, знакомые, какие-то медийные люди, но вы не хотите надрываться с этим заведением, вам достаточно выйти из минуса в ноль, зарабатывая условные «три рубля». И вот вы создаете такую платформу, которая работает просто для того, чтобы вы получали удовольствие.
В любом случае, бизнес – это система последовательных действий для того, чтобы вы получили тот или иной результат, успех. И первое, что вы делаете, – выбираете себе продукт, которым хотите заниматься.
Сегодня уникального товара за исключением, пожалуй, информационных технологий или искусственного интеллекта, нет. И вы должны осознавать, что любой товар и услуга, которые бы вы ни придумали, уже присутствуют на рынке.
Первое, что вы должны сделать, – это понять, как этот товар живет в рыночном пространстве – сначала в России, потом в двух-трех странах. Интернет вам в помощь! Вбейте название товара на английском языке в поисковик, посмотрите аналоги, бизнес-модели, стратегии, цветовые формы, дизайны, выясните, по какому принципу они там продают и т.д., и вы получите очень ценную информацию.
Когда вы глядите на картинку с «кусочками» слона, вы все равно понимаете, что это слон. Также и в бизнесе. Когда вы начинаете продумывать свою бизнес-идею (вот что мне нравится, вот, чем я хочу заниматься), то вы начинаете «собирать этого слона» – сначала на составляющие (как это живет в другой стране…), а потом ваш продукт постепенно начинает соединяться в одно целостное направление.
Вы должны понимать, для чего вам бизнес
Основная цель любого бизнеса – то, что приносит деньги. И вот когда вы «собрали своего слона», когда у вас появился товар, продукт, вы начинаете смотреть, что на этом рынке в тренде.
Тренд – это там, где поток, там всегда люди, движуха, вопросы. Самый простой тренд современности – здоровый образ жизни. Поэтому, когда вы начинаете создавать продукт для здоровья, это может быть что угодно: питание, одежда, косметика, упражнения, самосознание…
«Первое, что вы должны сделать, – перестроить свою психику из состояния наймита, который каждый день ходит на работу и регулярно получает зарплату»
Когда вы начинаете заниматься своим делом:
а) все риски – ваши;
б) зарплату вам не дадут, вы должны заработать ее сами;
в) все проблемы вы будете решать сами.
Наступает время, когда вы осознаете, что на все свои «хотелки» на первый период у вас есть «три рубля», а четвертого уже нет, и в этот момент вы должны четко понять, кто придет и даст вам денег. Вы должны ответить сами себе на вопрос: почему к вам должен прийти человек, почему именно у вас он должен купить, какую такую ценность, какой драйв и эмоцию он заберет у вас?
Когда вы понимаете, что такое ваш продукт, и вы его любите, то вы начинаете этими эмоциями делиться со всеми остальными.
Вспомните первую куклу в своей жизни, свое первое красивое платье. Единственное, что проносит человек через всю жизнь, – это дизайн и эмоции. И это важно знать всем, кто делает первые шаги в бизнесе.
Продвижение и цели
Когда вы начинаете создавать «волшебство» – свой продукт – вы должны получить трафик и продажи.
Омниканалальность – построение коммуникации с целевой аудиторией с помощью различных каналов, в том числе, социальных сетей. Это возможность объединить все каналы жизни, которые у вас есть, для того чтобы построить целенаправленные продажи.
Нет такого понятия, как один канал продаж. Вы продаете своей целевой аудитории себя, продукт, компанию. Вы должны продавать все время. Везде. Онлайн и офлайн. Выстраивая везде одинаковую политику, стратегию поведения.
И если вы в жизни ведете себя определенным образом, – как создатель какого-то продукта или, скажем, как психолог, то и в интернет-пространстве вы должны вести себя так же. Два пазла должны совпадать.
Человек, который задержал взгляд на витрину больше чем на четыре секунды, заходит в этот магазин. Лента в соцсетях – та же витрина, и поэтому, когда вы доносите информацию про себя в соцсетях, тем самым вы формируете первичную воронку продаж. Своими действиями вы создаете этот круговорот, чтобы человек заходил на вашу страницу, чтобы ему у вас было интересно, чтобы он лайкал фото, разговаривал с вами (комментировал посты), ощущал драйв, эмоции. Сейчас это жизненно необходимо.
Больше 60% российских студентов планируют стать предпринимателями, показал опрос группы компаний «ЭФКО» и АНО «Россия — страна возможностей»
Создавать стратегию продвижения в социальных сетях удобнее с помощью контент-плана, когда вы последовательно заполняете табличку: о чем вы будете писать, как и когда. Вы начинаете заставлять свои мозги думать на месяц, а лучше на два месяца вперед, понимая, что у вас есть цель (не путать с мечтой!).
Цель – система последовательных действий, это путь, куда вы идете и что вы получаете. Цели среднестатистического человека – деньги. Это зона свободы. Уровень твоего дохода – это уровень комфорта твоей жизни, ее качество. И это основной триггер, за которым к вам пойдут люди. Второй психологический триггер – отношения (мам и дочерей, любимых людей, отношение к самому себе, к миру, к одиночеству…).
На рынке есть огромное количество компаний, предпринимателей, продуктов. На кого вы хотите быть похожим? У вас обязательно должен появиться флагман (интернет вам в помощь).
Флагман должен:
а) вдохновлять;
б) прописывать готовую стратегию;
в) отвечать на вопрос: на чьих ошибках вы будете учиться?
Зачем изобретать велосипед, когда он давным-давно придуман?
Когда вы наработаете навык и поймете, что флагман стал вам тесен, вы ставите его «в музей на полочку». Рынок необходимо мониторить постоянно. Выбираете следующего «подопытного» и идете дальше. Копировать у уникальных людей – это дань уважения к чужому уму и интеллектуальному развитию.
Личный бренд – значит, профи
Если вы не профессионал, то вы никогда не станете личным брендом. Вы будете «красивой картинкой» с постановочными фотографиями, таких сейчас очень много.
Личный бренд словно говорит: «Я – ПРОФИ. Я точно знаю, что нужно сделать, чтобы ты стал успешнее, зарабатывал больше денег и т.д.». С помощью личного бренда вы можете создать свою уникальную историю, которая будет дополнять ваш продукт, сделает его вашей визитной карточкой. Пример: если мы говорим «Yesterday», то сразу становится понятно, что это «The Beatles».
Что должно быть хорошего в продукте, чтобы он начал продаваться?
Дизайн должен был сбалансированным. Он должен быть «усредненным»: haute couture носят очень ограниченное количество людей. Подумайте о капсульности: коммерчески разработанная коллекция – это система товара, когда один продукт помогает продавать второй. Вы так выстраиваете поведение покупателя, чтобы он к вам вернулся еще не раз.
Ваше место в бизнес-среде
Целевая аудитория – это еще один важный «кусочек слона», который вы должны будете собрать полностью. Это ответ на вопрос: кому и зачем вы будете предлагать свой товар?
Прежде чем что-то создавать, придумывать за своего клиента, вы должны выпустить пробный образец, набрать фокус-группу и начать разговаривать с людьми, выясняя, что им нужно. Можно даже ни за кем не бегать, – для этого у вас есть социальные сети!
«Прежде чем что-то создавать, вы должны выпустить пробный образец, набрать фокус-группу и начать разговаривать с людьми, выясняя, что им нужно»
Накрученным топовым блогерам мы говорим «нет», но у вас обязательно должен появиться тот, кто вам поможет продвигать ваш товар. Это могут быть так называемые нано-блогеры, клиенты, которые напишут для вас отзыв, люди, которые работают в одном сегменте с вами (у вас – платья, у них – туфли).
Сейчас огромное количество маркетплейсов, и туда можно зайти с чем угодно. Там вы можете протестировать свой товар, посмотреть, как он продается очень маленькими партиями.
Нейминг как один из инструментов развития и узнаваемости
Когда вы начинаете придумывать название своего бизнеса, вы должны отразить все эмоции, все ассоциации, связанные с вашим продуктом. Название должно быть кратким, запоминающимся, – одно, максимум два слова. Оно должно полностью отражать пожелания вашего целевого потребителя, тренды вашего бизнеса, при этом хорошо говориться.