Настоящая руководительница
Фото: Sora Shimazaki, Pexels
Систем навыков управления много, но есть та, что, по мнению Виктории Шухат, работает наиболее эффективно, наилучшим образом соответствуя женщине-руководителю. Система «7 лепестков управления» наиболее легка и органична для женщин-управленцев, с ней «дочери Евы» быстрее достигают успеха.
Лидер и руководитель не синонимы. Если руководитель не лидер, то ему можно только посочувствовать. Но если и лидер не руководитель, ему непросто тоже.
Руководство:
- Это процесс влияния, то есть работа вместе с людьми для достижения их целей и целей организации.
- Официальное лицо, должность.
Навыки руководителя:
- понимание человека
- планирование (цели)
- лидерство (мотивация)
- управление (организация и контроль)
- делегирование
- обучение и наставничество
- активно внедрять все новое
Лидер:
- Человек, за которым все идут, доверяют.
- Его нельзя назначить, нельзя его объявить.
- В лидерстве важно не то, что происходит, когда вы на месте, а то, что происходит, когда вас там нет.
Альфа-лидер = Уверенность = Доверие
10 основных факторов, выделяющих альфа-лидера среди остальных:
- Одежда (символы статуса, например, сумка или украшение)
- Осанка
- Выражение лица, зрительный контакт
- Жесты, мимика, телодвижения
- Тембр голоса
- Темп речи
- Частота дыхания
- Паузы
- Чувство юмора
- Высокая самооценка
Лидерство – это врожденная история или нет?
Эксперты уверены, что нет никакого гена лидерства, что это абсолютно достигаемое качество, приобретенное благо. И совершенно разные по темпераменту люди становятся разными лидерами.
Люди хотят и могут развиваться. До конца своих дней человек способен к трансформации. Лидерство – это партнерство. Люди стремятся быть вовлеченными и информированными
Типы лидеров:
- Лидер-организатор
- Лидер-борец
- Лидер-тиран
- Лидер-манипулятор
- Лидер-воспитатель
- Лидер-советник
- Лидер-новатор
Лидеры бывают разными. Организатор, например, делает все, чтобы его сотрудникам было хорошо (решает вопросы с помещением, инструментами, ресурсами и т.д.). Борец «сердцем зажигает» коллектив. Тиран использует жесткие, директивные методы управления, берет всю ответственность на себя. Манипулятор мягко подводит к решению, и все както решается само собой. Воспитатель обучает, делится с подчиненными своими навыками, придумывает, как объяснить сотруднику то, что ему давно очевидно. Советник спокойно тихим голосом высказывает свою позицию, и все немедленно соглашаются. Новатор обожает новшества, ему интересны новые приемы, техники, практики, с которыми он делится с подчиненными. Такие, по сути, двигают цивилизацию.
Все эти качества в разных обстоятельствах бывают важны, поэтому хорошо бы знать свои сильные стороны и опираться на них, понимая, что же нужно в себе развивать.
Работа над ошибками
Ошибки допускает любой руководитель. Эти пять ошибок чаще присущи именно женщинам-управленцам.
Ошибка №1: сотрудники такие же, как и вы
В итоге:
- Срываетесь на подчиненных, чувствуете на них обиду, раздражаетесь, ругаете себя за то, что вы «никудышная» начальница.
Как вылечить ошибку:
- Осознаем и принимаем этот факт.
- На каждое действие сотрудника пишем регламенты и процедуры. Что, кто и как должен сделать в том или ином случае.
Ошибка №2: страх испортить отношения с подчиненными, не ругать и быть «хорошей» девочкой
В итоге:
- Низкие результаты и «дом советов» в вашем лице.
Как вылечить ошибку:
- Развиваем навык контроля и обратной связи.
Ошибка №3: отсутствие навыка планирования
Мы не хотим планировать и не видим в этом важности, в том числе и свою собственную жизнь.
В итоге:
- Трудности, нестыковки и срывы сроков. Потому что вначале этого не учли.
Как вылечить ошибку:
- Начинаем потихоньку приучать себя планировать. Расписываем не только свой день по часам, а еще и месяц по дням и год по неделям.
- Проводим стратегическую сессию со своими сотрудниками.
Ошибка №4: провал в теме делегирования
Чрезмерная занятость и постоянная включенность в оперативные вопросы
В итоге:
- Бег «очумелой белкой в колесе», заваленной текучкой. Нехватка времени на стратегическое развитие.
Как вылечить ошибку:
- Становимся на определенное время для своих сотрудников главным наставником и «старшей сестрой».
- После подготовки сотрудников начинаем им делегировать часть задач. Поэтапно, чтобы не было перегруза.
Ошибка №5: неумение мыслить в категориях будущего
В итоге:
- Непонимание у сотрудников «зачем все это надо».
- Низкая мотивация и средние результаты
Как вылечить ошибку:
- Диагностируем у себя эту проблему.
- Начинаем системно ставить себе небольшие ЦЕЛИ.
- После того, как сами научились жить в ритме постоянных небольших достижений, разговариваем с каждым сотрудником и вместе с ним прописываем его личные ЦЕЛИ.