€ 106,30
$ 99,42
¥ 13,60
Город трудовой доблести
Фото: Виктория Чернышева
В поддержку инициативы присвоить Ульяновску статус «Город трудовой славы» высказалось более 200 тыс. горожан. Среди них были ветераны и дети войны, труженики тыла: те, для кого это звание – знак глубочайшего уважения к их труду и ратному подвигу.
Тыловой Ульяновск в годы войны делал все возможное для поддержки фронтовиков. В нашем городе был произведен каждый третий патрон и сшита каждая четвертая шинель для передовой. Действовало 14 госпиталей, где лечили солдат и офицеров. Ульяновцы отрабатывали 12-14-часовые смены. А потому статус «Город трудовой славы» – это сохранение в том числе и исторической памяти, увековечивание подвига земляков, важная веха в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
В будущем в Ульяновске появится памятная стела с информацией о высоком статусе города. Здесь можно будет рассказывать об истории предприятий, эвакуированных в наш город и кардинальным образом изменивших его жизнь.
УАЗ
В июле 1941 года Госкомитет обороны СССР принял решение об эвакуации крупнейших предприятий из Москвы. За 11 суток сотрудники Завода имени Сталина демонтировали и погрузили 12 800 единиц оборудования на 7708 железнодорожных платформ и вагонов. Днем рождения УАЗа официально считается 30 ноября 1941 года, когда предприятие зарегистрировали как «Ульяновский автомобильный завод имени И.В. Сталина». В апреле 1942-го с конвейера сошли первые грузовики ЗИС-5.
Осенью в Ульяновске начали выпускать малолитражные двигатели ЛЗ/2 для нужд армии. Кроме ЗИС-5 на автозаводе собрали несколько сотен грузовых Studebaker US6, которые американцы поставляли в нашу страну по ленд-лизу.
На привычном для ульяновцев месте предприятие возвели в 1943 году. Первый собственный автомобиль, дизельный грузовик УльЗИС-253, предприятие выпустило в мае 1943 года. В конце 1944-го здесь начали осваивать выпуск ГАЗ-АА.
Когда война закончилась, завод переименовали в УАЗ.
Ульяновский моторный завод
Известнейшее предприятие – бывший цех эвакуированного в Ульяновск Московского автомобильного завода им. Сталина. Его перевезли на площади Государственного таможенного управления.
В феврале 1942 года специализированный цех начал выпускать первые бронебойные снаряды. В октябре 1942 года на заводе с нуля наладили выпуск двигателей Л-3/2 для создания подвижных электростанций, освещения блиндажей, полевых госпиталей, зарядки аккумуляторов – это и стало основой современного моторного завода.
За войну предприятие, не считая сборки импортных «Студебеккеров», изготовило и отправило на фронт более 7 тыс. грузовиков и свыше 25 тыс. двигателей.
Контактор
Первый эшелон с оборудованием и специалистами электроаппаратного цеха Харьковского электромеханического завода прибыл в Ульяновск в ноябре 1941 года. Производство разместили в неотапливаемых зданиях торговых рядов центрального рынка. Условия для обустройства были сложнейшими: температура иногда опускалась до -50 градусов!
В годы Великой Отечественной войны завод в основном выпускал электрооборудование, предназначенное для оборонной промышленности страны – это были комплектующие для танков, а с середины 1942 года – для знаменитых «Катюш». Также завод производил продукцию для химической и топливной промышленности, металлургии и машиностроения, энергетики и станкостроения. Ведущие специалисты предприятия разработали и запустили в производство новые конструкции электроаппаратов.
В первые годы на заводе работало около 400 человек. В их числе – подростки 13- 14 лет, многие из которых так и остались на заводе практически на всю жизнь.
Ульяновский патронный завод
Это одно из первых ульяновских предприятий, с которого началось развитие промышленности в регионе. Завод открыли в разгар первой мировой войны, 20 апреля 1916 года. Здесь выпускали патроны для винтовки Мосина.
В начале Великой Отечественной войны, несмотря на то, что более тысячи заводчан ушли на фронт, объемы производства увеличили. За военные годы здесь выпустили 5 миллиардов патронов к стрелковому оружию – 80% всех патронов, произведенных в Советском Союзе для фронта.
Именно здесь в должности инженера с сентября 1942-го по январь 1945-го работал всемирно известный ученый, лауреат Нобелевской и Государственной премий Андрей Сахаров.
Фабрика «Русь»
Это предприятие – эвакуированная в 1941 году в Ульяновск Витебская трикотажная фабрика им. Ким. Изначально производство разместили в зданиях на улицах Спасской и Гончарова, на площадях прядильной фабрики. В новые корпуса на проспекте Гая производство переехало лишь в 1971 году.
15 сентября 1941 года чулочный цех фабрики приступил к выпуску продукции для фронта, а уже 25 сентября здесь открылся швейный цех. Чулочный цех вязал носки, вязальный – солдатские обмотки, швейный шил армейское белье – мужское и женское.
За годы войны фабрика произвела 186 200 изделий верхнего трикотажа, 1,74 млн штук белья и 6,23 млн пар чулочно-носочных изделий.
«Утес»
Строительство приборостроительного завода №280 началось в конце 1939 года, с закладки первых корпусов около Базарной площади. Завершить строительство планировалось в 1942 году. Но война внесла коррективы.
В 1941 году в Ульяновск в числе других предприятий и организаций эвакуировали Московский НИИ-12, Ленинградский приборостроительный завод №278 и Вяземский приборостроительный завод №149. Все они влились в состав недостроенного ульяновского завода, дав мощный толчок его развитию. Оборудование установили в недостроенных корпусах на площади Марата.
Перед предприятием поставили задачу выпускать приборы для танков и самолетов – авиационные компасы, тахометры, указатели поворота и прочее. За войну завод выпустил 292 440 приборов. Работники проводили на производстве по 12-16 часов в сутки, нередко ночуя прямо в цехах.
Материал подготовлен при поддержке администрации г. Ульяновска. Информация взята из открытых источников.