– На рынке стоматологических услуг пандемия отразилась так же, как и на всех бизнесах, предоставляющих услуги. Сначала были паника, закрытие, стагнация. Потом – открытие с ограничениями, отложенный спрос, и далее – выход на среднюю посещаемость. Тем, кто честно выполнял все запреты, было сложнее всего. Не закрылись те, кто решил вопрос с арендой или у кого была хорошая финансовая подушка.
Дело по зубам
Фото: Tima Miroshnichenko, Pexels
Острая боль локдауна
Отложенный спрос, о котором часто говорят применительно к пандемии коронавируса, как нельзя лучше сыграл в пользу рынка частной стоматологии. Именно эта сфера получила наибольший рост клиентов в частной медицине: по подсчетам Национального агентства по безопасности пациентов, начиная с осени 2020-го россияне стали обращаться к зубным врачам на 38% чаще, чем до пандемии. По этому показателю стоматологи обогнали гинекологов, онкологов и психиатров.
Но в разгар локдауна стоматологическая практика страдала не меньше других сфер. Ее признали одной из наиболее пострадавших отраслей; за время самоизоляции, по данным РЭУ им. Г.В. Плеханова, объем рынка сократился на 17,5%.
Воспоминаниями о сложном времени делятся и ульяновские игроки рынка.
– Первые дни мы были закрыты полностью. Нам нужно было время на изучение приказов и осознание того, что сейчас можно делать, а что нет. Необходимо было подготовить огромное количество новых документов, разработать план действий, отобрать услуги, которые мы могли оказывать в экстренном формате, оповестить всех уже записанных ранее пациентов о возможности или невозможности оказать им помощь в ближайшие сроки и прочее. Сложность была в том, что мы все это делали срочно и дома – как сейчас модно говорить, работали на удаленке.
Только после того, как была полностью создана «новая почва» для работы, мы смогли вновь открыть свои двери. Но только для оказания экстренной стоматологической помощи. Чьи-то приемы переносились на неопределенное время, до улучшения ситуации в стране и в мире, но пациенты принимали это хорошо и шли нам навстречу.
– Главной трудностью для нас во время режима самоизоляции было ограничение штата на 50%. У всех сотрудников семьи, все хотят зарабатывать. Пришлось распределять докторов и медсестер так, чтобы они выходили по очереди и работали по два часа. Чтобы зарабатывали все, хоть и минимум.
Головной болью клиник стал поиск средств индивидуальной защиты в большом объеме и по адекватной цене. Медикам срочно требовались одноразовые костюмы, бахилы, шапочки, маски, но если раньше пачка перчаток стоила 200 рублей, то в коронавирусное время цена взлетела до 3000 рублей.
– Цены накручивались на все СИЗы, и нам пришлось хорошо потратиться, чтобы соблюсти все санитарные требования. В период карантинных ограничений мы принимали только пациентов с острой болью. Ортопедия и имплантология стояли. Соответственно, выручка упала, а навстречу нам никто не пошел. Аренду мы платили полностью. А от государства получили практически копейки. Несмотря на все это, мы не увеличили, а снизили цены на услуги – понимая, что доходы людей в новых условиях упали.
Однако осенью стоматологический бизнес смог вздохнуть полной грудью и даже превзойти результат предыдущего года. По данным Сбербанка, к концу 2020-го россияне стали тратить на зубы в среднем на 20% больше, чем в 2019-м. А журнал Startsmile и ИД «Коммерсантъ» сообщили, что, несмотря на пандемию, 2020 год поставил новый рекорд по количеству стоматологических клиник, участвующих в ежегодном отраслевом всероссийском рейтинге, – прежде всего за счет новых бизнесов.
– Постепенно все наладилось, и многие клиники сделали прорыв. Наши пациенты честно признаются, что деньги, отложенные на отпуск, были активированы на зубы. Спрос вырос и будет расти дальше. У людей появилось время заняться здоровьем и, в частности, зубами. А у стоматологов появилась возможность внедрить что-то новое и потратить время на обучение.
– Сейчас пандемия в сознании людей становится чем-то будничным, паники нет, и на новые случаи заболевания никто уже не реагирует так, как год назад. Мы спокойно работаем, за что благодарны руководству страны и региона. Но, конечно, соблюдаем все санитарные требования – измерение температуры, масочный режим, дезинфекция. Это и раньше было частью нашей работы, но теперь проводится в тройном объеме.
Шуруп не страшен
По данным 2ГИС, сегодня в Ульяновске более 120 игроков этого рынка. В основном это специализированные клиники, а также небольшие кабинеты и отделения в многопрофильных медцентрах.
Если говорить о направлениях, то наиболее перспективной эксперты считают эстетическую стоматологию – даже несмотря на снижение платежеспособности населения из-за кризиса. По словам директора медицинского центра «Консилиум» Евгения Машина, отбеливание, реставрация зубов и виниры уже сейчас занимают основное место в работе стоматолога, а в дальнейшем позиции этих услуг будут только усиливаться.
– Развитие стоматологической помощи в последнее время имеет устойчивый вектор в сторону эстетической стоматологии. В обществе происходит понимание ответственного отношения к своему здоровью и внешнему виду как ключевым показателям качества жизни человека, и состояние зубов здесь играет далеко не последнюю роль. В 2021 году будет наблюдаться продолжение этой тенденции.
– Тренды в стоматологии в большей степени задает стоматология ортопедическая, которая не обходится без имплантации. Сейчас эти два направления стали двигаться совместно. Ортопедия предлагает все больше решений по восстановлению улыбки, а хирургическое вмешательство позволяет использовать эти решения даже при полном отсутствии зубов.
Раньше в стоматологии применяли обычные металлические коронки с напылением под золото и серебро. Затем появились металлические коронки с покрытием из керамики. Сейчас внимание пациентов все чаще обращают на безметалловые коронки. Они прочны, биосовместимы и эстетичны. По заявлениям специалистов, их невозможно отличить от родных зубов, и при любом свете они выглядят натурально.
– Считаю, что в каждой уважающей себя стоматологии должна быть уже не только металлокерамика – это прошлый век, но и циркониевые коронки и безметалловая керамика, которые идеальны в эстетике. Это передовые технологии, их нужно предлагать наравне с традиционными видами протезирования.
– Пациенты перестали бояться «шурупов в кости». Большинство отказывается от мостовидных протезов в пользу имплантации. Сегодня это достаточно безопасная и доступная процедура. Для того, чтобы поставить один имплант, достаточно 30 минут. Проводится процедура под местным обезболиванием и подходит практически всем.
Появление новых услуг диктуется развитием технологий. Повсеместное развитие, например, получили микроскопы, которые фиксируют скрытый кариес на ранних стадиях, находят недочеты и неровности реставрации, которые не видны невооруженным глазом. Также в клиниках можно встретить 3D-сканер, позволяющий получить изображение высокой точности, и 3D-принтер, с помощью которого изготавливают фрагмент зубного ряда, максимально приближенный к конечному, реальному результату.
– Сейчас в Ульяновске такого оборудования не много, потому что его применение удорожает процесс лечения. Есть клиники, которые закупили 3D-сканеры, но пока их сложно продвинуть среди пациентов.
Прейскурант на улыбку
Меняется и потребительское поведение. По словам руководителей опрошенных нами клиник, человек перестал откладывать визит к дантисту на «потом», даже если услуга дорого стоит. Потому что время – враг для больного зуба, а свой зуб – всегда лучше, чем искусственный.
– Если раньше наши пациенты приходили с запущенными случаями, так как откладывали посещение стоматолога в долгий ящик, то с годами эти же пациенты приходят чаще и уже за профилактикой. Получив качественную услугу, пациенты стараются бережно относиться к проделанной совместной работе и потраченным денежным средствам.
А в вопросе «Цена или качество?» ульяновский потребитель стал чаще выбирать последнее.
– Цена уходит на второй план. Многие пациенты уже приходят ориентированными в ценовой политике, и основным критерием является все же качество.
– Люди сейчас приходят к тому, что готовы платить за качество, даже когда им тяжело. Пенсионеры признаются, что лучше отложат две пенсии, но сделают подороже.
– Потребитель выбирает заплатить один раз за качество, чем сэкономить и потом платить за переделки. Но, к сожалению, пока так делают не все. Ведь не каждый пациент успел найти свою клинику и врача. Ну и, конечно, цены на стоматологические услуги по городу отличаются, а пациенту сложно разобраться, почему же такая разница в цене.
– Стоматология не может быть дешевой. Если кто-то предлагает дешевые услуги, пациенту стоит серьезно задуматься – возможно, его просто обманывают, реальная стоимость работы в итоге окажется больше.
Адекватный прейскурант помогает бизнесу держаться на плаву, но есть и обратная сторона медали. Недешевые цены в частных компаниях породили такое явление, как потребительский экстремизм. И стоматологические клиники – одни из любимых мишеней таких «экстремистов».
– Для меня как для врача с 36-летним стажем это неприемлемо. Пациент должен оставаться пациентом, а врач – врачом. К сожалению, многие относятся к частным клиникам не как к медицинскому учреждению, а как к обслуживающему персоналу. Это психология тех, кто начинает зарабатывать деньги. Я долго перестраивала своих пациентов в сторону адекватного общения, и сегодня мои пациенты – это люди, которые ходят ко мне годами и приводят своих детей. Если врач умеет вести беседу, доносить суть проблемы и поддерживать пациентов – они будут ему доверять, и в идеале может получиться «роман длиною в жизнь».
Малиновый «джем» И «Фиксики»
Одним из самых перспективных направлений медицинского бизнеса аналитики считают детскую стоматологию. В Ульяновске все больше клиник начинают активно ее развивать – открывать детские кабинеты, закупать оборудование, обучать медперсонал работе с малышами.
В кресле у стоматолога ребенку теперь не просто лечат зубы – ему показывают мультфильмы, рассказывают интересные истории, дарят подарки и даже дают джем… Но ненастоящий: для анестезии используют специальные аппликационные гели с разными вкусами (вишни, малины, жевательной резинки) – вместо «болючих» уколов.
– Мы открылись в 2008 году просто как стоматология, но по мере развития начали использовать разные виды анестезии, в том числе лечение во сне. И к нам стало обращаться много родителей, которые не хотят травмировать психику своего ребенка. Потому что, если ребенку один раз сделают больно, второй раз он не дастся, а если он не дастся – качественного лечения не произойдет. При повторном лечении кариеса зуб приходится рассверливать больше. Коронковая часть детских зубов очень маленькая, два раза рассверлишь – и от нее уже ничего не останется. А самая большая ошибка родителей – пренебрегать лечением молочных зубов. Каждый зуб должен прослужить столько, сколько заложено природой. Если они портятся или удаляются раньше, впоследствии постоянные зубы могут быть неровными, и здесь уже можно попасть на брекеты – а это действительно дорогостоящее лечение.
«ПрофиДент» называет детское направление своим главным планом по развитию. Клиника уже подготовила оборудованный кабинет с детской стилистикой, создала уютную комнату ожидания и прошла лицензирование.
– Мы более пяти лет принимали только взрослое население Ульяновска, но наши пациенты регулярно рассказывали нам о проблеме, с которой они сталкивались. В городе действительно очень мало клиник для лечения зубов у деток. И поэтому мы приняли решение переоборудовать один из кабинетов под «детство».
В работе с малышами стоматолог должен отчасти быть еще и психологом. Несмотря на всю ответственность и сложность, многие врачи выбирают для себя именно детское направление.
– Ребенок – это самое чистое создание на земле, которое не терпит ни лжи, ни фальши, ни обмана. Если молодой специалист может вылечить ребенку зубы без слез, он достоин красного диплома. В наших планах – запустить протезирование детям. Сегодня в Ульяновске малыши, у которых передние молочные зубы поражены кариесом или травмированы, вынуждены ждать до шестисеми лет, когда произойдет естественная смена. За это время у них могут возникнуть комплексы, может нарушиться прикус или начаться закусывание губы. В других городах таким детям ставят маленькие циркониевые или пластмассовые коронки, и скоро, мы надеемся, такая услуга появится и у нас.
Найти «бриллиант»
Стоматология – одна из тех сфер, которая в силу быстрого роста постоянно испытывает кадровый голод. Ульяновские клиники усиленно борются за лучшие «руки». Зарплаты в вакансиях для стоматологов на hh.ru, к примеру, в апреле достигали 200 тысяч рублей: за такую цену от стоматолога требовались сертификат специалиста, желание работать и обучаться.
– Несмотря на ежегодные выпуски специалистов, очень сложно найти врачей и медсестер. И если терапевтов, ортопедов и хирургов еще возможно найти, то поиски стоматолога-ортодонта и детского стоматолога – это как искать клад. С каждым годом открывается все больше и больше новых клиник, поэтому специалистов не хватает. У медицины, а тем более частной, нет права на ошибку, и все мы хотим видеть опытных и грамотных врачей.
– В Ульяновске все профессионалы с большим опытом уже имеют свой бизнес. И сейчас нужно искать специалистов только среди молодежи. Учить их и постепенно, ненавязчиво предлагать пациентам, начиная с профессиональной чистки. Только так можно вырастить «золотые руки», к которым люди будут идти сами.
– Врачей найти сложно: они выходят из вузов практически нулевые. Но молодым специалистам всегда должна быть дорога, потому что у «взрослых» докторов уже нет того энтузиазма. Все молодые специалисты у нас проходят внутреннюю школу обучения. Кроме того, каждый врач ежегодно проходит профессиональные курсы, в том числе за границей.
У рынка стоматологических услуг прекрасные прогнозы на будущее. Сегодня он охватывает треть всего объема «зубных» манипуляций в стране (остальное приходится на государственные учреждения), но аналитики уверены, что доля частной стоматологии будет неуклонно расти. Как и число игроков – не только в массовом, но и в премиальном сегменте.
А главным мерилом успешности останется слава в народе – то, что передают о клинике и ее докторах по «сарафанному радио». Единственный способ настроить его в свою пользу – повышать качество и улучшать сервис.