Будем здоровы?
Фото: pixabay.com
Уходят в цифру
Здоровье у россиян сегодня на первом плане. Об этом говорят данные исследования, проведенного СК «Росгосстрах Жизнь» среди жителей страны. Выяснилось, что для большинства россиян намного важнее высокого уровня доходов и наличия собственного жилья стало крепкое здоровье и доступ к качественным медицинским услугам. В приоритет их поставило большинство респондентов – 70,4%.
В самой компании отметили, что в последние несколько месяцев, пришедшихся на эпидемию коронавируса в России, у клиентов наблюдается повышенный интерес к дополнительным медицинским сервисам – например телемедицине (она дает возможность, не покидая дома, получить оперативную консультацию врача), страхованию от критических заболеваний и многому другому. Благодаря этому в СК вывели на рынок новый продукт, касающийся реабилитации после нескольких серьезных заболеваний, в том числе после перенесенного COVID-19.
Пандемия кардинально меняет медицину – как частную, так и государственную.
В цифровизацию госуслуг в сфере здравоохранения будет вложено 898,5 млн рублей. Эти средства пойдут на развитие Единой государственной информационной системы (ЕГИСЗ), которая поможет ускорить перевод важных для граждан госуслуг в электронный вид и предоставлять их по принципу цифровых суперсервисов.
Что именно изменится? Предполагается, что к 2024 году во всех регионах России заработает система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением. В личном кабинете пациента «Мое здоровье» на портале госуслуг будет доступна запись к врачу и на диспансеризацию, подача заявления на полис, а также медицинские документы. Это очень важно, потому что сократит количество визитов в поликлиники, а это не только сэкономит время, но и здоровье. По статистике, около 15% заражений коронавирусом произошло именно в лечебных учреждениях – люди просто заражались, сидя в очередях.
Разгрузить медиков
Эпидемия коронавируса повлияла и на медицину региональную. В ближайшее время в Ульяновской области будет создан центр телемедицины. Направление это для региона совершенно новое – пока компьютерные и телекоммуникационные технологии предполагаются для консультирования пациентов с ковидом, находящихся на амбулаторном лечении. Это поможет снизить нагрузку в буквальном смысле на забитые лечебные учреждения.
30 специалистов центра телемедицины будут работать в круглосуточном режиме. Он заберет на себя в том числе консультативную помощь и динамическое наблюдение за пациентами, которые переносят СOVID-19 в легкой форме. Это дополнительные меры, которые должны разгрузить первичное звено здравоохранения, – рассказал губернатор Сергей Морозов.
Телемедицинский центр организуют на базе городской больницы №3. К работе центра привлекут студентов старших курсов медицинских факультетов вузов, ординаторов, волонтеров-медиков, специалистов среднего звена. Кроме того, в регионе намерены выделить грант на разработку мобильного приложения, в функционале которого будет электронная запись, теле- и аудиоконсультации, дистанционная выписка рецептов и листов нетрудоспособности.
В перспективе телемедицина должна прийти в каждую ульяновскую поликлинику. Ульяновец сможет записаться на онлайн-прием, во время которого врач будет при необходимости корректировать назначенное лечение, давать рекомендации, вести аудиопротокол консультации, принимать решения о передаче вызова участковому терапевту в поликлинику, если необходимо очное посещение. После лечения в личном кабинете пациента будет доступна электронная версия справки или больничный лист
Еще одно новшество – WhatsApp-приемные, которые заработали при ульяновских больницах. В чат добавлены заведующие, заместители главного врача. Онлайн-общение помогает частично разгрузить регистратуры и оперативнее решать поступающие вопросы.
Зарядить иммунитетом
Онлайн-консультации – один из ярких трендов «коронавирусного» времени, за время эпидемии коронавируса их количество выросло в геометрической прогрессии и в частной медицине.
– В крупных городах все серьезные игроки рынка уже предоставляют такую услугу. У нас клиники потихоньку начали предоставлять онлайн-услуги, но пока взрывного роста нет, – говорит врач-педиатр и невролог, член Союза педиатров России Дмитрий Малых. – Но у конкретных специалистов, имеющих большую базу пациентов, количество онлайнуслуг выросло. В педиатрии они достаточно эффективны: есть огромное количество вопросов, которые можно отлично отрегулировать в таком формате. Например: ребенок определенного возраста, какие прививки надо сделать? Введен прикорм, что дальше? Таких вопросов десятки, и они отлично решаются онлайн. Форматы могут быть разные – текстовые, видеосвязь. Плюс перспективны онлайн-консилиумы для сложных случаев, которые можно в том числе проводить с коллегами из других регионов и даже стран.
Эксперты так же отмечают бурный рост лабораторных исследований. За тестами на ПЦР и определение антител к ковиду во многих частных центрах порой выстраиваются очереди, а запись идет на несколько дней вперед. Такой загрузки лаборатории не испытывали никогда – этот бизнес стал еще более ликвидным, чем раньше.
– Мы, как и большинство частных ульяновских клиник, ввели тест-системы на выявление вируса COVID и лабораторное исследование на антитела к коронавирусу. Так как мы работаем в системе ОМС, эти услуги были наиболее востребованы: госучреждения периодически закрывались на карантин из-за заболеваемости медработников, а потому часть потока пациентов мы приняли на себя, – отмечает главный врач клиники «Семья» Елена Лежень.
В медицинской лаборатории «Инвитро» в самом начале эпидемии, в апреле, был существенный провал.
– Людям стало страшно, они перестали выходить из дома и, конечно же, отложили плановые походы к врачам и исследования, сдачу анализов. Но потом активность начала нарастать. В «Инвитро» не было и нет исследований ПЦР – руководство приняло такое решение, чтобы не подвергать риску персонал. В лаборатории появились исследования на антитела к ковиду, после этого мы почувствовали приток клиентов. Сейчас их количество – процентов на 10 больше, чем в прошлом году, – отметила учредитель лаборатории «Инвитро» в Ульяновске Елена Ежова.
Одним из положительных трендов пандемии стало то, что люди стали больше обращать внимание на свое здоровье, чаще сдавать анализы на витамины и минералы, проверять иммунитет, укреплять его. На этой волне было принято решение открыть новую клинику «Зарядье».
– Это название – от «заряди организм здоровьем», – поясняет Елена Ежова, выступившая соучредителем «Зарядья». – Здесь идет упор на интегративную медицину, когда организм просматривается целиком, на превентивные меры, чтобы не допустить заболевание. Это профилактические приемы у специалистов, определение «тонких» мест организма, вычисление возможных угроз и укрепление здоровья именно в этом направлении. По сути, это медицина будущего – не ждать, когда «гром грянет», а действовать. Совсем не много пока людей, которые живут осознанно и понимают необходимость заботы о себе. Но это действительно обходится дешевле, чем работа с последствиями, само лечение.
Я прививки не боюсь
Многие ульяновские частные клиники начали работать в «антиковидном» режиме, что потребовало усиления ресурсов.
– Комплексное оказание услуг лечения и наблюдения пациентов с новой инфекцией на мощностях нашей клиники было невозможно – как известно, этим занимаются «ковидные» госпитали. Но из-за высокой нагрузки на государственное здравоохранение возник повышенный спрос на услуги по лечению больных с хроническими заболеваниями. Поэтому мы расширили штат специалистов узкого профиля – по неврологии, кардиологии, онкологии, – рассказывает главный врач клиники «Консилиум» Евгений Машин. – Кроме этого, мы выделили дополнительное время для оказания медицинской помощи на дому. Большим спросом пользуется реабилитация пациентов после ковида и анализ на иммуноглобулины, который свидетельствует о перенесенной инфекции. Многие пациенты переживают, сформировался ли у них иммунитет.
В целом, по словам Машина, общий информационный фон люди переносят достаточно тяжело. А потому стресс, вызванный затянувшейся эпидемией, приводит к обострению многих хронических заболеваний. Именно поэтому возросло количество обращений ко всем специалистам.
Стресс, вызванный затянувшейся эпидемией, приводит к обострению многих хронических заболеваний. Именно поэтому возросло количество обращений ко всем специалистам
В многопрофильной клинике Нины Березиной ввели тестирование на ковид, в том числе экспресс-тест на антитела по капиллярной крови (результат известен уже через 20 минут). Большой популярностью в учреждении пользуются выезды на дом врачей. –
Увеличилось и количество, а также изменился запрос – пациенты чаще обращаются с жалобами на инфекцию, просят взять анализы. Перечень определяется стандартом, лицензией оказания медицинских услуг и запросами пациентов, – уточнила директор клиники Нина Березина.
В клинике тоже расширился штат врачейтерапевтов, пульмонологов, медсестер. Появился новый транспорт для выездных бригад медиков. В учреждении закупили итальянский аппарат Spirodoc для определения функции легких, пульсооксиметры, дополнительные средства защиты. А также аппарат для коррекции эмоционального состояния «Трансаир».
– Также мы внедрили услуги по диагностике осложнений и восстановлению после ковида со средним и тяжелым течением, – продолжает Нина Березина. – Осложнений очень много со стороны легких, сердца, нервной системы, плюс пациенты жалуются на долго сохраняющуюся слабость. Ввели услуги психотерапевта и психиатра – запрос на них растет.
Также становится все более популярной вакцинация, особенно от гриппа и пневмококковой инфекции.
– Раньше настолько массово темой вакцинации никто не интересовался – ну есть она, и хорошо. Сейчас же люди увидели, как может выглядеть мир, если против распространенного заразного заболевания отсутствует прививка. Ковид – еще не самая большая опасность, которая может случиться. Вспомнить хотя бы эпидемию полиомиелита, которая унесла жизни миллионов людей. Поэтому многие начали задаваться вопросом – как снизить риски подцепить другие серьезные инфекции. Возник повышенный спрос на вакцинирование, – поясняет Дмитрий Малых.
Пик не пройден
Эпидемия коронавируса выявила главные перспективные точки для дальнейшего роста медуслуг. Очень востребованным стало исследование грудной клетки – компьютерная и магнитно-резонансная томография, рентгенография. Многие ульяновские частные клиники во избежание рисков эпидконтроля закрыли возможность КТ для потенциальных больных коронавирусом. Но те, кто оставил эту услугу, получили огромный профит.
– Государственные клиники перегружены. По сути, мы сейчас знакомимся с тем, как работает медицина за границей, где обращение к врачу день в день невозможно, кроме ситуаций, когда есть прямая угроза жизни пациента, – говорит Дмитрий Малых. – Хочу отметить еще пару важных моментов. Рынок диктует прайс: чем выше спрос, тем выше цена на услуги, что сейчас и происходит. Но несомненный плюс для пациентов – многие супервостребованные доктора, к которым в «мирное» время были длинные очереди, сегодня более доступны, за счет того, что снизился спрос на плановую медицину.
Что будет дальше? По мнению экспертов, эпидемия коронавируса еще далека от завершения – даже пик еще не пройден.
– Трудно предполагать, что нас ждет в следующем году. Ситуацию кардинально может изменить иммунизация населения – как естественная, так и вследствие вакцинации, – считает Евгений Машин. – Спектр медицинских услуг, скорее всего, станет прежним. Но эпидемия на долгие годы изменила отношение людей к своему здоровью – как к главному богатству, которое у нас есть. Кроме того, надолго останется запрос на соблюдение гигиены при оказании любых услуг. Поведение людей в этом плане уже не будет прежним.
Вероятно, частные клиники оставят услугу вызова врача на дом, но, скорее всего, прайс на нее вырастет. Также останется повышенный спрос на вакцинацию, лабораторные исследования – они будут актуальны, пока у людей не пройдет внутренняя тревога
А как повлияла эпидемия на работу клиник красоты?
– В нашей клинике стабильно раз в 3-4 месяца появлялись либо новые препараты, либо новые методики, либо новое оборудование. 2020 год, к счастью, не стал исключением. Мы всегда с особым вниманием следили за санэпидрежимом, а потому в распорядок работы нам пришлось внести лишь незначительные изменения по рекомендациям Роспотребнадзора, – рассказывает главный врач Air Clinic Екатерина Щербина. – Ноябрь-декабрь – самый «горячий» сезон для косметологических клиник. Здесь нам пандемия, скажем прямо, сыграла на руку. С учетом изоляции и постоянного ношения масок люди перестали бояться или стесняться таких нежелательных явлений после серьезных процедур, как покраснение, шелушение, корочки, синяки и прочее. А потому они с большим энтузиазмом соглашаются на такие действенные и серьезные процедуры.