«Я самозанятая с 9 января 2019 года; следила за принятием закона, ждала возможности работать легально. Мой бизнес – копирайтинг, в прошлом я журналист, так что получилось это спонтанно. Зарегистрироваться самозанятой было важно потому, что часть клиентов я теряла – они не были готовы работать по договору оказания услуг и вообще не хотели связываться с физическими лицами; вероятно, это связано с сопутствующими налогами, не пыталась выяснить.
В самозанятости есть и плюсы, и минусы. Плюс: для налоговой службы я работаю легально, плачу небольшой (4% или 6%) налог и сплю спокойно. В период пандемии самозанятых поддержало государство, например, я получила обратно 42 000 рублей налогов, которые заплатила за 2019 год, и это было ощутимо. Дополнительно я получила 12 300 рублей на уплату налогов в 2020 году. Считаю, что помощь была существенной.
Теперь о минусах. Если ФНС прекрасно знает, кто такие самозанятые, то Федеральная миграционная служба – нет. Для ФМС существуют или ИП, или безработные граждане. Столкнулась я с этим в момент замены загранпаспорта, при заполнении анкеты. Выбор был такой: работа в найме, собственник бизнеса, ИП, безработный. Все мои переговоры с представителями ФМС и попытки объяснить, что есть еще и статус самозанятого, закончились тем, что мне сказали: «Девушка, ну напишите уже, что вы безработная, и получите свой паспорт!» Так и пришлось сделать.
Разбираясь в вопросе, я пришла к выводу, что самозанятость – пока только налоговый режим, но не социально-трудовой статус, и в этом большой минус и при оформлении загранпаспорта, и при подаче заявки на кредитные продукты. Очень хотелось бы, чтобы этот вопрос доработали на государственном уровне».