Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Билет на рынок молока

Готов ли рынок молочной продукции к обязательной маркировке? Как относятся к нововведению предприниматели? И окажут ли власти финансовую поддержку? Разбираемся с помощью экспертов.

Фото: freepik.com

Плотина для молочных рек

Для производителей и продавцов молочной продукции 2021 год – год новых правил игры. Полуторалетний эксперимент закончился, перед бизнесом поставлены категоричные условия, зажатые в жесткие временные рамки. Три даты – три этапа обязательной маркировки.

1 июня: маркировка становится обязательной для категорий «сыр» и «мороженое».

1 сентября: маркировка становится обязательной для товаров всех остальных подгрупп сроком годности более 40 дней.

1 декабря: маркировка становится обязательной для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней.

К началу действия этих дедлайнов производители обязаны быть зарегистрированы в системе «Честный знак» и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот.

Чтобы начать маркировку, предприятиям нужно пройти сложный многоуровневый процесс. Во-первых, зарегистрироваться в системе «Честный знак». Для этого нужно оформить усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя организации или ИП.

Во-вторых, необходимо установить программное обеспечение для работы с этой подписью. Это средства криптографической защиты информации и драйверы токенов, которые предоставляет удостоверяющий центр.

Далее нужно зарегистрироваться в системе мониторинга, описать товары в каталоге, заказать и оплатить коды маркировки. После этого необходимо выбрать техническое решение для внедрения маркировки, интегратора и типографию.


Михаил Хачатурян
доцент Финансового университета при правительстве РФ

– Обязательная маркировка продукции, с одной стороны, призвана выстроить механизм контроля каналов товародвижения от производителя до прилавка, с другой – у потребителя появляется возможность точно узнать, откуда производитель получил ресурс и где был произведен товар. Молоко – один из самых востребованных продуктов, однако в последние годы участились случаи, когда производители, стремясь экономить на сырье, используют не животные, а растительные ингредиенты, выдавая тем самым молоко с низким содержанием животных жиров за цельное. Очевидно, что маркировка поможет снизить долю таких недобросовестных производителей, а добросовестным – наоборот, повысить объем реализуемой продукции.

При этом эксперт не отрицает наличие минусов новой системы.


Михаил Хачатурян

– Расходы на установку и наладку оборудования производители, скорее всего, перенесут на конечного потребителя, включив их в стоимость конечного продукта. Рост цен в этом случае не будет значительным, в пределах 0,5-1%, но все равно в условиях растущих цен на продовольствие это может стать дополнительным фактором, контроль за которым должен быть учтен при разработке правительством РФ мер по регулированию цен на продукты питания.

Что говорит бизнес

Мы пообщались с руководителями ульяновских предприятий, продукция которых подпадает под обязательную маркировку в 2021 году, и положительных откликов не услышали.

Так, владелица сыроварни «Итальянские сыры – сварено в Ульяновске» Элла Глебова предупредила о неизбежном росте цен на молочную продукцию. По оценкам предпринимательницы, ее компания понесет расходы на интеграцию с 1С, установку допоборудования для ручного нанесения кода и наем нового оператора.


Элла Глебов
владелица сыроварни «Итальянские сыры – сварено в Ульяновске»

– Повышение цен, конечно, будет, иначе откуда бизнес возьмет деньги, чтобы покрыть эти затраты? Не знаю, для чего нужна маркировка. Если бы учет молочной продукции был встроен в одну систему (вместе с «Меркурием»), было бы проще, а сейчас все это идет параллельно. Пустое сотрясание воздуха и лишняя нагрузка на бизнес.

Напомним, что вся молочная продукция прослеживается с помощью государственной бесплатной системы ФГИС «Меркурий», которая пока находится на стадии доработки. Эксперты отмечают, что эта система, несмотря на недочеты, сократила количество фальсификатов – прежде всего за счет психологического фактора.

В компании «Волжанка» считают затраты производителей на маркировку неоправданными: у контролирующих органов уже есть возможность следить за оборотом молочной и кисломолочной продукции с помощью системы ФГИС «Меркурий».

«Для нашего небольшого цеха по производству молока и молочной продукции, производительность которого – до 5 тонн в сутки, затраты составят около 3 млн рублей»


Светлана Евтухова
начальник производственного управления ПО УЗМВ «Волжанка»

– Наше предприятие подпадает под первый этап маркировки (с 1 июня) с мягким сыром «Ундоровский» и второй этап (с 1 декабря) со всей молочной и кисломолочной продукцией, которую мы производим. Оборудование для маркировки продукции дорогостоящее. Для нашего небольшого цеха по производству молока и молочной продукции, производительность которого – до 5 тонн в сутки, затраты составят около 3 млн рублей. Для того, чтобы промаркировать каждую единицу продукции, сложить в ящик, нанести маркировку на групповую упаковку, отсканировать и отправить, потребуется дополнительно принять новых сотрудников.

Предприятие в Вешкайме «Золотая поляна», которое производит сливочное масло и спреды, подпадает под второй этап маркировки молочной продукции – с 1 сентября 2021 года.


Александр Алимов
директор компании «Золотая поляна»

– В русском языке нет приемлемых слов, чтобы описать происходящую ситуацию. Мы должны будем покупать QR-код, наносить его, считывать и посылать сведения в систему. Информация в QR-коде – это производитель. Но ведь эти данные и так прописываются на упаковке, как и сроки годности. При этом затраты получаются огромные. Расходы на один станок для нанесения маркировки у нас составят около 1,2 млн рублей. Плюс к этому – программы, сотрудники, QR-коды и так далее. Сам станок стоит 1,5 млн рублей – фактически выходит, что я должен купить еще один. Стоимость одного кода – 60 копеек, но если посчитать в целом, то для предприятия это получается еще один НДС на продукцию.

Как отмечает Александр Алимов, у предприятий в сельских районах могут возникнуть и другие проблемы – с передачей данных.


Александр Алимов

– Будут еще и дополнительные затраты на связь. В Вешкайме нет 4G, только 3G. Да, я могу поставить усилитель, но потянет ли он эту информацию?

Руководитель «Золотой поляны» уверен: после введения маркировки молочной продукции не только вырастут цены, но и упадет производительность труда на предприятиях.


Александр Алимов

– Не понимаю смысла в этом нововведении. QR-код совершенно не защищает потребителя. Он предназначен для учета продукции, а ведь учет можно вести и в электронном документообороте! Но, к сожалению, этот проект бросили на полпути.

Помимо производственных компаний под новые требования подпадает и розница, которая продает любые типы молочной продукции. С 1 декабря предприниматели обязаны фиксировать выбытие маркированных товаров через кассы. Для этого на кассах должны быть 2D-сканеры.

Рынок доставки продуктов также должен подстроиться под новые правила игры.

«Какую роль в этом играет последняя цепочка – доставка? Курьерские службы вряд ли будут заниматься торговлей контрафактом, подменой товара и так далее. Это нецелесообразно, по сути, просто сбор денег с предпринимателей, как и система "Платон"»


Андрей Павлов
генеральный директор медиахолдинга «Мозаика», реализующего проект доставки продуктов «Мозаика.Еда»

– Так как мы не производитель, затраты не космические, но они есть – на сканеры, на подключение к системе «Честный знак», на настройку и интеграцию. Главный вопрос – зачем это? Какую роль в этом играет последняя цепочка – курьерская доставка? Мы берем товар в магазине и примерно через час доставляем покупателю. Что может за это время случиться? Курьерские службы вряд ли будут заниматься торговлей контрафактом, подменой товара и так далее. Это нецелесообразно, по сути, просто сбор денег с предпринимателей, как и система «Платон».

Шансы на выживание

Мнение ульяновского бизнеса созвучно с позицией компаний из других регионов.


Юлия Осипова
управляющий партнер маслодельного завода «Уваровский» (Московская область)

– Главная проблема маркировки молочной продукции для малых производителей и переработчиков – это высокая сложность реализации за счет разнообразия упаковки, технологических условий влажности и холода, а также ее финансовая недоступность. Заявленные оператором маркировки «недорогие» решения фактически таковыми не являются, поскольку несут в себе нагрузку на персонал и в любом случае требуют масштабной перестройки и производственных линий, и производственно-технологического процесса, и складского учета, и организационной структуры предприятия.

Декларируемый типографский способ нанесения кодов большинству не доступен, поскольку количество типографий, закупивших оборудование для печати переменных данных, ограничено. Также у производителей существуют партнерские типографии, где уже создан и оплачен «штамп» для печати, существуют договорные и финансовые отношения, выстроен график. В жесточайший мировой кризис менять поставщиков на более дорогих, перекраивать свои календарные планы для заблаговременного заказа партии фольги или пленки по более дорогой цене, встав в конец очереди, совмещая это все с экстренной модернизацией оборудования под маркировку и реорганизацию производственно-технологических процессов, – практически невыполнимая задача для небольших предприятий.

Эксперт называет маркировку молочной продукции «входным билетом» на рынок – обязательным и платным.


Юлия Осипова

– В цену этого «билета» входит стоимость маркировочного оборудования, в несколько раз превышающая стоимость производственно-технологического оборудования, а также непосредственная стоимость марок, которые необходимо наносить на каждую единицу продукции. Огромные прибыли от стоимости этих марок пойдут не в государственную казну, а в частную компанию ООО «ЦРПТ» и ее «дочки». Так, уже было объявлено о беспрецедентном росте прибыли этих компаний после запуска маркировки для других групп товаров.

«Много молока сольют «в овраг», много скотины вырежут. В какую итоговую картину это все сложится, предсказать сложно»

По ее прогнозам, ощутимое количество предприятий закроется, а те, что останутся, будут стремиться изменить ассортимент продукции, что может привести к дефициту молочки в торговых сетях. «Много молока сольют «в овраг», много скотины вырежут. В какую итоговую картину это все сложится, предсказать сложно», – резюмирует предприниматель.

Позиция вендоров и власти


Курмет Исмаилов
директор по маркировке вендора TraceWay

– Большая часть предпринимателей всерьез начала воспринимать маркировку только в апреле. Сейчас обращения от новых заказчиков нам поступают ежедневно, и мы видим, что некоторые совсем не погружены в вопрос и не понимают, что от них требуется.

В ожидании маркировки участники рынка выбирают разные стратегии. Некоторые производители по-прежнему ждут решения о переносе маркировки. Другие идут на то, чтобы забить склады немаркированной продукцией, тем самым получив небольшой временной буфер для внедрения. Кто-то уже идет по пути оборудования своих площадок необходимым для маркировки оборудованием и ПО, но сроки поджимают, и производители не успевают. Приходится разрабатывать запасные планы с поэтапным переходом на постоянное решение, рассматривать в качестве запасного плана ручную маркировку или типографии. Совсем небольшая доля рынка полностью подготовила, протестировала линии, запускаемые с 1 июня, обучила сотрудников и прогнала тестовые партии.

Представитель вендора уверен: введение обязательной маркировки во всех товарных группах оправдано.


Курмет Исмаилов

– Глобальная прослеживаемость каждой единицы товара – это часть мирового тренда, инструмент перехода к цифровой экономике и прозрачности бизнеса. Вопрос в другом. Насколько на практике возможно внедрение обязательной маркировки прямо сейчас? Насколько молочные производители готовы к внедрению?

Как рассказали «ДО» в региональном Минсельхозе, производителям стоит ждать поддержку властей в связи с введением маркировки. По словам исполняющего обязанности министра АПК и развития сельских территорий Михаила Семенкина, в целях поддержки кооперативов по маркировке молочной продукции вносятся изменения в действующее постановление правительства Ульяновской области.


Михаил Семенкин
исполняющий обязанности министра АПК и развития сельских территорий Ульяновской области

– Субсидии будут предоставляться сельскохозпотребкооперативам в размере, не превышающем 50% затрат, но не более 10 млн рублей, из расчета на один сельскохозяйственный потребительский кооператив. Данные субсидии могут быть использованы на приобретение и последующее внесение в неделимый фонд сельскохозяйственной техники, специализированного автотранспорта, оборудования для организации хранения, переработки, упаковки и маркировки. Также совместно с федеральным центром прорабатывается вопрос о внесении изменений использования льготных краткосрочных кредитов, которые существенно смогли бы решить ряд финансовых проблем для молокоперерабатывающих предприятий.

Читайте также:

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: