– У россиян пользуются спросом вопросы про инвестиции, инструменты и «горячие темы». А наименее кассовая тема – как грамотно заключить кредитный договор. При этом уровень закредитованности россиян большой, и достаточная часть вопросов в кредитной сфере возникает как раз из-за того, что люди не сильно вдумываются в положения договора и в принципе в то, зачем берут кредит.
Осторожно: дилетант
Фото: Maria Domnina, Pixabay
Культура инвесторов
Как быстро получить доход – любимая тема начинающих инвесторов в сфере личных финансов. Вместо того, чтобы разобраться в азах, они сразу грезят о прибыли. Казалось бы – неплохо, амбициозно. На деле, как правило, самонадеянно и необоснованно.
Ассоциация развития финансовой грамотности (АРФГ) приводит обнадеживающий факт: по соответствующему индексу Россия занимает девятое место среди европейских стран. Причем по финансовым знаниям наша страна на высокой шестой позиции.
Эксперты из профильных структур связывают этот результат с проводимой в стране политикой повышения финграмотности. Однако признают: поле для работы все еще огромно.
– Проблема в коммуникациях. Люди не все понимают, что говорят финансисты. Основные проблемы – низкий уровень знаний, недоверие к существующим услугам, принятие неверных решений, низкий уровень активности. Мы видим главной задачей – не объяснить все (это невозможно), но сформировать установки человека на безопасное поведение в этой сфере. Они помогут ему быть если не финансово грамотным по всем вопросам, то по крайней мере финансово культурным. В моем понимании финансово культурный человек в любой ситуации разберется, как ему действовать.
По мнению Андрея Паранича, стимулирование потребительской культуры идет вразрез с финграмотностью. Не слишком состоятельные люди часто покупают последние модели айфонов в кредит – влезают в долги, идя на поводу у моды. Даже если на дворе суровый кризис.
– Доходы людей не растут, а падают, поэтому сказать, что ситуация стремительно улучшается, нельзя. Главный критерий финансовой грамотности – то, что человек ведет себя в своих личных финансах осознанно. Он четко понимает, чего хочет добиться, и выстраивает к этим целям свою собственную стратегию. Может быть, в ней нет «подушки» на год. Важно делать то, что вам нужно, а не то, что вам «втирают» какие-то люди.
Как отмечает руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг Банка России Михаил Мамута, для осознанности нужна не только инвестиционная, но и цифровая грамотность. А еще человек должен уметь защищаться от мошенников и социальной инженерии.
– В России очень долго пытались описать признаки пирамид. Но на самом деле признак один, и его достаточно: если доходность существенно выше среднерыночной, это с высочайшей вероятностью пирамида.
Культура финансистов
– Помимо низкой финансовой грамотности населения, которая устремилась на финансовый рынок, есть и другая сторона этого процесса – недобросовестные действия некоторых институтов, банков, которые «впаривали» сложные продукты неквалифицированным инвесторам. По утверждению Центрального банка, некоторые сотрудники этих банков сами не понимали рисков и сложностей продуктов, которые они навязывали.
В мае 2021 года Госдума приняла закон о защите неквалифицированных инвесторов. Он позволяет Банку России ограничивать заключение договоров с физическими лицами, если по ним неоднократно в течение календарного года предоставлялась неполная или недостоверная информация. Ограничение также будет распространяться на случаи, когда совершались сделки, предназначенные только для квалифицированных инвесторов.
При таких нарушениях ЦБ сможет обязать финансовую организацию вернуть проданные продукты – то есть провести buy-back.
– Центральный банк еще в прошлом году направил рекомендательные письма, и финансовые организации с пониманием отнеслись [к рекомендации] не продавать сложные продукты неквалифицированным инвесторам. Теперь это закреплено в законе. На мой взгляд, закон достаточно сбалансирован, учитывает и интересы рынка, и права неквалифицированного инвестора.
Теперь Совет директоров Банка России будет устанавливать перечень цен, индексов и других показателей, используемых для расчета стоимости финансового инструмента или доходности по нему, либо для допуска инструментов к публичному обращению. Также Центробанк сможет устанавливать требования к объему и содержанию информации, предоставляемой физлицу при заключении договора с ним.
– Почему принят закон? Мы столкнулись с болезнью быстрого роста, когда количество людей на рынке инвестиций начало расти значительно быстрее, чем качество услуг. Люди приходят на рынок, чтобы быстро разбогатеть, но, к сожалению, существует разрыв, который не позволяет им свести воедино доходность и риски. Наиболее правильным подходом в части того, как должны себя вести финансовые компании, является изменение их культуры. Продавцы не должны вводить человека в заблуждение, подменять продукты и услуги и что-либо навязывать.
По словам Анатолия Аксакова, в целом законодательная база по защите прав инвесторов в России сформирована.
– Жизнь, конечно, вносит коррективы, и ушлые «профессионалы» постоянно что-то выдумывают, чтобы «обуть» клиента, особенно с использованием цифровых технологий. Регулятор и Дума будут реагировать на такие «инициативы». Но революционных изменений не будет, потому что законодательно-правовая стабильность крайне необходима для нормального эффективного ведения бизнеса.