Быть лидером или…
Фото: Виктория Чернышева
– Андрей Дмитриевич, какой тренд в ритейле вы считаете главным сегодня?
– Рост продаж продуктов под своим брендом. В некоторых сетях реализация товаров собственного производства увеличилась с 12–15% до 30%. Региональные сети тоже следуют этому тренду, причем речь не только о пекарнях – торговые компании начинают предлагать и непродовольственную продукцию собственной марки. Она производится на площадках партнеров, но выходит под лейблом сети.
Эта продукция позиционируется как вкусная, полезная и качественная – соответственно уровню сети. С одной стороны, это увеличивает доверие потребителей к ритейлеру, а с другой – именно доверие побуждает их покупать его товары.
Отмечу еще один тренд, который меня удивил. Nielsen IQ назвал одним из драйверов роста продаж в 2020 году бытовую химию, в частности, товары для домашней уборки – таблетки для посудомоек, средства для чистки окон и т.д. Причем рост в некоторых регионах был от 8 до 30%. Объясняется это просто: люди стали больше времени проводить дома, им требуется чаще проводить уборку, да и времени на это теперь больше.
– Насколько силен в нашей стране e-commerce? Офлайн-торговле сложно удерживать позиции?
– Только один факт: даже группа компаний «Калашников» развивает продажи через интернет. Конечно, речь идет не об оружии, а о товарах для его содержания – масле и прочем.
Онлайн-ритейлеры (прежде всего крупные мультикатегорийные компании – Ozon, Wildberries) увеличивают долю на российском рынке по всем категориям – благодаря пандемии, конечно. По оценкам INFOLine, в 2020 году электронная коммерция в нашей стране выросла более чем на 40% и превысила 2,8 млрд рублей.
Онлайн-ритейлеры увеличивают долю на российском рынке по всем категориям – благодаря пандемии, конечно. По оценкам INFOLine, в 2020 году электронная коммерция в нашей стране выросла более чем на 40% и превысила 2,8 млрд рублей
– Медиахолдинг «Мозаика» почти год развивает сервис доставки из супермаркетов. Опишите портрет типичного пользователя такой услуги. Наверное, это больше поколение Z?
– Мы не можем однозначно сказать, что это поколение Z или Y. Когда мы добавили заказ товаров по телефону, к нам подтянулась совершено разная аудитория, в том числе возрастная. Границы стираются, услугами доставки начинают пользоваться практически все.
– Что нужно ульяновской торговле, чтобы выдавать бренды национального масштаба?
– Как минимум один такой бренд у нас уже есть – «Победа». Это пример успешного развития сети родом из Ульяновска.
А если говорить о формуле успеха, то ее главный компонент не столько технологии (сейчас они доступны всем), сколько профессиональные менеджеры. Но не думаю, что в ближайшее время появятся новые сильные бренды. В последние несколько лет мы, наоборот, видим тенденцию слияния, поглощения, укрупнения. В мае, например, все узнали о покупке «Магнитом» магазинов группы «Дикси». А X5 Retail Group открыла магазины нового формата – жесткие дискаунтеры «Чижик».
Эксперты говорят, что Россия последует западной модели развития торговли, и рынок разделят три-четыре крупных игрока. Поэтому переживания о будущем, которые сегодня есть у локальных игроков, вполне обоснованы.