Ульяновск: город, который трудно не полюбить
Фото из личного архива Максима Терляева
– Максим, как получилось, что ты стал гидом?
– Ну, не было конкретного момента, когда я сказал себе: «Все, гидом буду!» Просто я всегда любил Ульяновск. Родители – военные и я, родившись тут, был практически сразу увезен отсюда и «скитался» по городам и весям. Приезжал наездами – на пару недель в год в гости к бабушке с дедушкой. А окончательно вернулся уже в 13 лет.
Но всегда тянуло в Ульяновск. Этот вот росчерк почерком Ленина «Ульяновск» – просто курсив на сердце, который выжжен занавесками на фирменном поезде. Кто ездил – тот поймет.
– Но это о любви к городу. А почему гид?
– Однажды на открытие одного из дилерских центров к нам приехал иностранец, представитель дистрибьютора. И моему коллеге нужно было везти его из аэропорта (а тогда это был еще «Восточный») и рассказывать о городе. Он позвонил мне и спросил, что можно рассказать гостю. В ответ я «вещал» по телефону почти 45 минут.
Когда повесил трубку, понял, что коллеги смотрят на меня удивленными глазами. Оказалось, что 70% фактов из того, что услышали, они попросту не знали. Тогда я и решил – раз уж местным было так интересно меня слушать, то приезжим – тем более. Пообещал себе влюблять в Ульяновск других. Влюбляю. Да и, честно говоря, Ульяновск – это город, который трудно не полюбить. У меня еще таких путешественников не было.
– А что больше всего у нас удивляет гостей города?
– Два международных аэропорта, целый микрорайон ниже уровня Волги, большие кварталы с сохраненной с 19 века архитектурой, перестройка центральной части 1970 года, несбывшиеся планы к 1995 году. Это только навскидку.
Гостей удивляют два международных аэропорта, целый микрорайон ниже уровня Волги, большие кварталы с сохраненной с 19 века архитектурой, перестройка центральной части 1970 года, несбывшиеся планы к 1995 году
Многие не знали, к примеру, что Керенский родился в Ульяновске. Кстати, мне известно, что в городе есть только одно упоминание этого весьма крупного политического деятеля – на мемориальной табличке на стене первой гимназии. А я думаю, что он заслуживает большего.
– А группы туристов обычно по сколько человек?
– От одного до тридцати. Но чем больше группа – тем труднее. Голоса на всех не хватает, приходится к тому же останавливаться, чтобы «подтянуть» колонну.
– Какие туристы больше всего запомнились?
– О, это я совершенно четко могу сказать – группа слабовидящих гостей города из Москвы. Они приехали на фестиваль по интеллектуальным играм и захотели узнать лучше наш город. И тогда я понял, что говорить нужно больше, старался описывать то, что вижу. И город мне тогда открылся, кстати, с другой стороны. Нам, зрячим, кажется многое обычным. А попробуйте чувства перевести в слова. Это трудно.
Такие же ощущения были недавно, когда проводил экскурсию на английском языке. Кажется, что у тебя большой словарный запас, но нет-нет да и заглянешь в словарик. Кстати, с обеими группами все получилось. Смог и описать, и подобрать слова.
– А самые, скажем так, сложные туристы – какие они?
– К этой категории я могу отнести ульяновцев. Обычно это искушенные, продвинутые в истории люди, которых очень трудно удивить. Всегда колотит перед встречей с местными. Постоянно кажется, что не оправдаю надежд. Но отзывы говорят об обратном. И это воодушевляет.
– Что делает экскурсии нескучными?
– Интересные факты, легенды о Стеньке Разине, Пушкине, главной улице города. Стараюсь быть и сам «ненудным». Больше всего туристы смеются от легенды, что из-за двух рек, текущих в противоположном направлении (Волги и Свияги) у нас в городе происходят энергетические завихрения и рождаются революционеры. Это, конечно, шутка. Но факт о противоположном течении рек интересен сам по себе.
Туристы смеются от легенды, что из-за двух рек, текущих в противоположном направлении (Волги и Свияги) у нас в городе происходят энергетические завихрения и рождаются революционеры
Или, к примеру, всем, кто смотрел «Необыкновенные приключения итальянцев в России», интересно, что съемки фильма были в нашем аэропорту.
– Много людей уже удалось влюбить в город?
– Нет, я не ставлю это «на поток», да и, учитывая, что есть основное место работы, свободного времени не так много. Хочется больше уделять внимания жене и детям. Но всегда рад, когда ко мне обращаются с просьбой провести экскурсию. В основном, – через друзей, через одну популярную интернет-систему для заказа экскурсий или через мою группу в VK.
– Максим, скажи как гид, что, по-твоему, нужно улучшить в городе, чтобы гости влюблялись еще больше?
– Город довольно неплохо приспособлен для встречи туристов. Нужно разве что дооблагородить Парк дружбы народов, запустить в конце концов канатную дорогу, доделать Мемцентр.
Мечтаю о кованом диване Обломова вместо этого убожества. Ах да, и установить бы туалеты, для иногородних отсутствие доступных WC иногда становится большой проблемой. А так – город к приему и влюблению в себя гостей готов.
Читайте также: