«Я за красоту!»
Фото из личного архива Ирины Ощепковой
Ирина Николаевна Ощепкова родилась в Польше, школу окончила в Ульяновске. Окончила Ульяновский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)». Получила специальность «Ландшафтный дизайнер» в Академической школе дизайна (Москва).
В 2001 году устроилась работать дизайнером в компании «Дизайн Флора». В 2007 году стала соучредителем компании. В 2013 году совместно с партнером открыли питомник растений.
– Ирина, расскажите о себе.
– Я родилась в Польше – мой папа был военным. Позже наша семья переехала в Ульяновск, где я и получила образование.
Я всегда хорошо рисовала, с детства мечтала стать дизайнером одежды. Но в ульяновских вузах такой специальности не было, за образованием нужно было ехать в Москву, а я была такой «маминой дочкой», уезжать далеко от семьи было страшно… Был еще один вариант – поступать на отделение дизайна в Новосибирске, где у нас были родственники. Но я не решилась. И поступила в пединститут на дошфак.
– Почему именно туда?
– А где еще в то время учиться девочке? Как говорили, или мед, или пед, так что это скорее был выбор родителей. Дошфак тогда считался популярным факультетом, при поступлении был огромный конкурс, но я ни дня не проработала в детсаду. Два года преподавала на кафедре в вузе. Потом вышла замуж, уехала с мужем из Ульяновска, родила дочь, развелась и снова вернулась к родителям. Это было в начале 90-х.
– Как складывалась ваша карьера?
– Времена были сложные, поэтому кем я только не работала! Тогда Ульяновск поднимался на запчастях, и я устроилась в крупную компанию, которая их реализовывала. Потом выучилась на таможенного декларанта, была директором продовольственного магазина, у меня была собственная фирма, небольшая торговая точка. Но проработала так какое-то время и поняла, что это точно не мое – просто не хотелось ходить на работу…
– И именно тогда вы занялись ландшафтным дизайном?
– По радио я услышала объявление о наборе сотрудников в фирму «Дизайн Флора», которую в 2001 году вместе с друзьями открыл Владимир Суворов, мой будущий партнер. Я позвонила, спросила, какие специалисты нужны. Мне ответили: «Разнорабочие. А что вы умеете?». «Ничего не умею, но я быстро учусь». И вот так я ушла с должности директора магазина, с хорошим окладом, на заработок, в три раза меньший. Выяснилось, что фирме требовался дизайнер, а я умела рисовать. Так меня приняли на работу, и я, по сути, реализовала мечту детства – пусть и в несколько другой сфере.
Какое-то время проработала в подчинении у Володи, а потом он предложил мне долю. Мы выкупили ее у его партнеров и поделили пополам.
– Вы сразу согласились стать партнером? Это же совершенно другой уровень ответственности…
– Поначалу было страшно, боялась, что не справлюсь. У меня периодически проявляется синдром самозванца: мне кажется, что я недостаточно компетентна, недостаточно знаю. Но мне помогла особая черта характера: что бы я ни делала, мне всегда хотелось дойти до самой сути. Лучше попробовать, определить, мое или не мое, и ошибиться, чем не попробовать и потом жалеть всю жизнь.
Я благодарна судьбе, что она послала мне в партнеры и друзья именно Володю. Мы с ним идеально сработались: у него инженерный склад ума, а у меня – творческий. Я придумываю что-то, показываю картинку, а он предлагает, как это реализовать.
Сейчас ландшафтным дизайнером в компании работает моя дочь. У нас с ней одинаковый вкус и характер, и Володе легко с ней работать. В компании работают и Володины сыновья. Конечно, мы передали детям все наши знания и опыт
– Действительно, взаимопонимание очень важно…
– Безусловно: ты знаешь, что можешь фантазировать, не боишься быть в чемто первым. Мы одними из первых в Ульяновске начали делать систему автополива. Сейчас у нас работают отдельные инженерные бригады, озеленители, бюро ландшафтного дизайна, где сидят проектировщики – моя дочь и Володин сын. Не боимся браться даже за самые сложные проекты больших объемов. К примеру, мы озеленяли территории крупнейших предприятий на нашей промзоне – это «Бриджстоун», оба «Марса» и многие другие.
– Вы – пионеры ландшафтного дизайна в Ульяновске: в этом году «Дизайн Флоре» исполнилось 20 лет. Где вы брали знания, в чем черпали вдохновение?
– Водоемы, горки, газоны – всему этому мы учились буквально «в полях», выполняя первые заказы клиентов. В начале нулевых о профессии ландшафтного дизайнера вообще никто не знал. Когда я уходила с должности директора магазина, друзья крутили пальцем у виска: спрашивали, что это такое? Кому все это нужно в Ульяновске?
Нам пришлось учиться с нуля, собирать информацию по крупицам. Я бесконечно что-то читала, много ездила на семинары, конференции, выставки, училась у коллег и делаю это до сих пор. В России нет хорошего, сбалансированного ландшафтного образования. Вузы либо дают глубокие знания о растениях (например, сельскохозяйственные или лесные), либо учат проектировать (архитектурные). Приходится быть универсалом, уметь по листику определить, чем растение болеет, знать, как сделать дренаж, что на какой почве растет и так далее.
– Сколько садов за все время вы сделали?
– Сложно сказать! В последние годы мы делаем до 20 садов за сезон, раньше было по два-три за это же время. Бывало, что мы брались за проекты вне зависимости от того, будет ли заказчик дальше делать сад или нет. Но уже несколько лет работаем только с гарантией, что будем делать сам объект, а для тех, кто хочет с нами работать, проект разрабатываем бесплатно.
– Почему перешли именно на такой формат?
– Жалко тратить время на проект, который ты не будешь реализовывать. Это достаточно трудозатратно: для меня каждый дизайн-проект как ребенок, которого ты вынашиваешь. Ко мне до сих пор приходят клиенты, которых могу не узнать в лицо, но сады я помню все!
Считаю, что самое сложное в нашей работе – найти общий язык с клиентом. Понятие красоты субъективное, поэтому каждый должен найти своего дизайнера. Это не значит, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Просто разные вкусы. Бывает, что с клиентом выстраиваются доверительные отношения, они сразу же к тебе прислушиваются, ничего не меняют, а потом приходят за очередными объектами. Когда тебе так доверяют, это огромнейшее счастье.
– Работа вас изменила?
– Для меня это уже не работа, а дело жизни. Да, я стала более общительной. По своей сути я – интроверт: самодостаточна, люблю уединение, могу часами молчать. Но работа заставила меня больше общаться. В последнее время мы много ездим по выставкам и конференциям уже не как слушатели, а как экспоненты и участники.
Кстати, Володя все время мне говорит, что я тягач. Я смеюсь: хороший комплимент для женщины.
– Как это проявляется в жизни?
– Мне, видимо, в силу характера в определенный момент становится скучно, и я придумываю какой-то новый проект. Так, предложила открыть питомник – чтобы посадочный материал нужного качества был всегда под рукой. Раньше мы ездили в Москву, под каждого клиента гоняли машину, это было неудобно и дорого. Была огромная проблема с цветами: приходилось делать цветники из такой ерунды, что стыдно было смотреть. И мы начали выращивать их сами. Сначала посадили на Володиной даче, потом на моей… Так и зародился питомник. Поэтому сейчас я работаю в новом формате: я уже не ландшафтный дизайнер, я – руководитель питомника.
– Нравится новое направление?
– Видимо, это настолько мое, что я сразу же нашла нужный участок, 15 гектаров в отличном месте, возле трассы: через дорогу – городская территория, а мы – в Чердаклинском районе, что позволяет платить меньше налогов. Это лишний раз показывает, что я занимаюсь своим делом: куда ни двинусь – все получается. Приходят новые идеи: просто бери и делай.
– Окупается ли питомник?
– Пока работаем в ноль. Это очень большие вложения: первые годы мы, как Буратино, закапывали золотые в землю и ждали, когда они вырастут. Только недавно у нас появились излишки, которые мы смогли предлагать оптом.
Питомник для меня – очень важный проект. В Ульяновске таких больше нет, кроме муниципального. Мы единственные в Ульяновской области – члены АППМ (Ассоциация производителей посадочного материала). Мы много делаем для того, чтобы о нас узнали в соседних регионах, и отдача есть: заказы приходят из Самары, Саратова, Татарстана и даже Казахстана. Возможно, популярность растет еще и благодаря тому, что я подбираю ассортимент как ландшафтный дизайнер, слежу за главными трендами, знаю, что сегодня модно в озеленении не только приусадебных участков, но и городских.
– Ульяновские власти на вас не выходили? Не предлагали сотрудничество?
– Увы, нет. И это очень обидно, потому что мы активно работаем с садовыми центрами и ландшафтными дизайнерами из соседних регионов.
Там, где хотят развивать туризм, думают о благоустройстве городов. Для гостей важны музеи, архитектура, парки. У нас в Ульяновске – настоящий клондайк исторических мест и личностей. Если же сделать еще и их «обрамление», приятное глазу, туристический поток вырастет в разы! У нас же тендеры выигрывают те, кто к ландшафтному дизайну не имеет никакого отношения. В итоге получаются парки и скверы, за которые стыдно. Огромные деньги тратятся на убожество и непрофессионализм.
У нас нет ни одного достойного современного цветника. А ведь проблема одна – нужно грамотно вкладывать деньги. Но для этого должна быть политическая воля.
– Как, например, в Казани?
– Да. Там, при правительстве, создали ландшафтное бюро, где работают профессионалы, они занимаются городским озеленением. Итог – огромный поток туристов. В Ульяновске же к ландшафтникам относятся несерьезно, их не привлекают к работам.
Я мечтаю, чтобы этот вопрос наконец-то сдвинулся с мертвой точки. Предприниматели, например, могут взять шефство над парком Дружбы народов, привести его в порядок. И именно так вписать в историю свое имя – как Галицкий в Краснодаре. В Ульяновске можно было сделать такой же шикарный парк, благо, специалисты есть.
– У вас есть любимое место в питомнике?
– Это поля: когда я начинаю нервничать, устаю, – ухожу туда, расслабляюсь. Сейчас у нас здесь плантации разноцветных лилейников, мои любимые злаки… Отличный антистресс.
– Как вы еще напитываетесь энергией, как отдыхаете?
– Основное мое хобби – работа. Еще я вышиваю крестиком, читаю книги и люблю путешествовать. Отпуск – всегда перемена обстановки, я стараюсь уехать туда, где красивые ландшафты, чтобы можно было погулять, насладиться видами, архитектурой. Мы с дочерью – визуалы.
– Каков ваш идеальный сад?
– Он все время меняется. Мне нравится делать разные сады – думаю, для ландшафтника это должно быть правилом. Сейчас мне нравятся спокойные минималистичные сады – теневые, без ярких красок, с разными оттенками зеленого, где можно уединиться. В прошлом сезоне я отдавала предпочтение садам новой волны, со злаками. Все зависит от настроения.
– Какие планы хотите реализовать в ближайшее время?
– Моя мечта – сделать рядом с нашим питомником парк для прогулок. Особую территорию для школьников, где будет представлена вся наша флора, с обучающими экскурсиями. Создать зеленую зону для молодежи, где картинка бы менялась каждые две недели.
Еще один проект – открыть клуб цветоводов и садоводов, чтобы мы могли общаться, обмениваться опытом. Все это очень ценно и важно для формирования вкуса в ландшафтном дизайне и популяризации настоящей природной красоты.
Ждем вас: Ульяновская область, Чердаклинский район, пос. Мирный
8(9510)923-000, 8(9372)755-075
market.dsflora.ru
www.dsflora.ru
Instagram: @design_flora
VK: @design_flora