Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Бизнес-знания в VUCA-мире

Эксперты рассказали о наиболее востребованных и перспективных направлениях бизнес-образования.

Фото: Eunice Lui, Pexels

«Недостаточно разбираться в теории и практике менеджмента и обладать soft skills»


Наталья Сахарчук
руководитель программ MBA экономического факультета РУДН

– Цифровизация обуславливает тенденцию выдвижения hard skills в качестве наиболее востребованных. Сегодня недостаточно разбираться в теории и практике менеджмента и обладать универсальными компетенциями (soft skills, которые изменчивы и ситуативны), необходимо обладать новыми фундаментальными навыками и знаниями, которые можно измерить и оценить количественно.

Все это связано с такими направлениями, как Big Data, цифровой маркетинг, e-commerce, машинное обучение и т.д. И в бизнес-образовании все более востребованными становятся дисциплины, основывающиеся на цифрах и аналитике: бизнес-аналитика, анализ данных, планирование и прогнозирование… Более того, hard skills требуют подтверждения владения определенным профессиональным навыком – наличия сертификата или диплома.

Также востребованы и перспективны риск-менеджмент, финансовая аналитика, антикризисное управление, HR-аналитика, аналитика и предсказание поведения сотрудников на основании больших данных, управление распределенными командами, управление международным бизнесом, макроэкономическое планирование и прогнозирование.

«В VUCA-мире выживаемость компаний зависит от успешности их перманентной трансформации»


Павел Лебедев
доктор экономических наук, FCCA (почетный член Ассоциации дипломированных присяжных бухгалтеров АССА), доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС

– И в мировом топ-менеджменте, и в российском наиболее востребованными являются сегодня способность реализовывать стратегическое лидерство, умение привнести в работу мультидисциплинарный взгляд, а также понимание процессов цифровой трансформации. При этом важным для применения всех трех навыков является наличие прочного фундамента бизнес-этики: сегодня как никогда остро перед компаниями стоит вопрос ответственности бизнеса и учета многообразных, зачастую противоречивых интересов различных сторон.

Если говорить о трендах, определяющих эти скиллы, стоит отметить в первую очередь усиление их значимости. Так, мультидисциплинарность – понимание того, как разные области управленческой деятельности влияют друг на друга и определяют процессы и результаты компании, – стоит на повестке дня уже много лет. Однако сегодня речь идет, например, не столько об умении видеть финансовую перспективу маркетинговых решений, что по-прежнему важно, сколько о сложных конфигурациях soft- и hard skills. И стратегическое лидерство является отличной иллюстрацией сказанному: в VUCA-мире выживаемость компаний зависит от успешности их перманентной трансформации. Скептикам же возможность убедиться в справедливости этого тезиса предоставила пандемия.

Необходимость понимания «цифры» и той динамики, которую цифровизация задает для всех нас, также будут возрастать в ближайшее время. И здесь речь идет не столько о понимании технических аспектов функционирования той или иной технологии, сколько о ее способности формировать значимые для компании тенденции и переопределять правила игры.

Уже сегодня четко обозначился тренд на индивидуализацию образовательных траекторий в сегменте executive education. Передовые программы управленческого развития, как корпоративные, так и открытые дипломные (MBA, executive MBA), в дополнение к возможности восполнения пробелов и расширения знаний и навыков в функциональных областях, предполагают работу слушателя в рамках экспериментального обучения. Работа ведется над задачами и проектами, учитывающими индивидуальные цели в области профессионального и персонального развития.

По-прежнему востребованным в образовании руководителей будет развитие понимания лидерства и эмоционального интеллекта. В процессе обучения участники программ получают возможность ознакомиться и критически осмыслить достижения передовой мысли в этих областях. К сожалению, некоторые программы подменяют понятия и заявляют о том, что они обучают подобным вещам. Лидерству невозможно научить, это глубоко персонифицированный процесс развития личности. Поэтому роль «инфобизнеса» и всяческих «тренингов личностного роста» будет неизбежно слабеть, по крайней мере в сегменте управленческого образования.

Новый импульс будет также предан вопросам бизнес-этики и ответственности бизнеса. Передовые компании в последние годы все больше демонстрируют приверженность принципам устойчивого развития. И сегодня это заметно не только на уровне красивых слов в отчетах, но и убедительных действий. Представляется, что это тренд будет набирать обороты.

«Самое эффективное бизнес-обучение – это построение системы и внедрение инструментов управления руками владельца компании»


Александр Высоцкий
основатель Visotsky Consulting

– У топ-менеджера должно быть желание возиться с людьми, управлять ими, нацеливать, требовать и вдохновлять. И не у каждого специалиста в своей области есть намерение пойти на руководящую должность. Насильно поднимая такого человека по карьерной лестнице, вы получите целеустремленного, горячего и умного руководителя, но абсолютно не отдающего себе отчета в том, что происходит с его людьми.

Руководитель должен быть способен общаться с подчиненными, видеть, что с ними происходит, иначе он ими не управляет. Также важно, чтобы топ-менеджер был проактивным и всегда стремился усиливать себя. Причем не только в профессиональном плане, но и в личностном.

В целом, у меня положительное отношение к тому, что руководители проходят программы личностного роста. Главное – грамотно выбирать; курсы должны быть полезными, а не разрушительными, они должны не погружать человека в проблемы, а мотивировать.

«Искусственный интеллект не сможет заменить силу творческой мысли человека»


Виола Коровкина
бизнес-коуч, тренер личностного роста

– Самые востребованные и перспективные направления обучения – это прежде всего те, в которых нуждается рынок труда:

  • системная аналитика;
  • IT-сфера (моделирование бизнес-процессов в компаниях и их оптимизация);
  • промышленность;
  • нанотехнологии и робототехника;
  • менеджмент продаж.

Менеджмент продаж, пожалуй, – одно из самых актуальных направлений бизнес-образования. Нужно не просто уметь выгодно продать все, что создается человеком и машинами, но и обеспечить себе постоянную базу клиентов, контролировать настроение рынка, принимать участие в переговорах, поддерживать конкурентоспособность своего продукта, при этом обладать исключительной коммуникабельностью и быть социально активным. И этот навык не всегда получают в бизнес-школе. В идеале он образуется с годами – в процессе работы, при получении профессионального опыта.

Следующее направление – управление персоналом. Мы говорим о специалистах, которые смогут поддерживать репутацию вашей компании, а также сделать ее узнаваемой на мировой арене. Нужно научить ваш бизнес получать прибыль и чувствовать перспективные направления развития, а для этого надо набирать качественных сотрудников, поддерживая их мотивацию к труду на высшем уровне. При этом важна способность отдаваться любимому делу в режиме 24/7.

Еще одно направление, о котором нельзя не упомянуть, – креативный дизайн. Искусственный интеллект не сможет заменить силу творческой мысли человека, генерирующего гениальные идеи для стартапов, способных взорвать этот мир.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: