Главные скиллы топ-менеджера
Фото: Andrea Piacquadio, Pexels
– Стрессоустойчивость – невероятно важный навык для топ-менеджера, без него карьера топа в принципе невозможна. Это очень стрессовая работа в постоянном напряжении, в режиме высокой скорости, многозадачности, высокой эмоциональной нагрузки. И если человек не держит стресс, быстро устает, утомляется, ему сложно постоянно общаться с большим количеством людей и решать большое количество задач, у него нет шансов построить успешную карьеру топ-менеджера.
Высокая стрессоустойчивость напрямую связана с типом нервной системы и темпераментом человека. Темперамент дается нам от рождения, и мы не можем его поменять. Но мы можем усилить, развить навыки стрессоустойчивости. На эту тему написано много книг, существует масса семинаров, тренингов и рекомендаций – как повышать свою стрессоустойчивость и долго работать с интенсивной нагрузкой. Очень многие бизнесмены, руководители крупных компаний в своих автобиографиях и интервью говорят именно о том, что способность держать удар – и держать его долго – помогла им выстоять, добиться успеха и привести к успеху свои компании.
Второй важный скилл – коммуникации. Коммуникабельность – язык бизнеса, это один из основных инструментов руководителя, потому что руководитель всегда общается с людьми. Основное, что он должен делать в компании, – это транслировать людям, с которыми работает, идеи, задачи, объяснять, кто, что и как должен делать. И постоянно собирать обратную связь, снова ее корректировать и снова ставить эти задачи. Фактически, коммуникация – один из ключевых рабочих инструментов руководителя. И если этот навык развит недостаточно хорошо, человека невозможно считать эффективным топ-менеджером.
В основе большинства управленческих ошибок лежит именно плохая коммуникация. Кто-то кого-то не понял, один другому не смог объяснить, возникло недоразумение, а в результате – огромные убытки. Умение общаться, умение объяснять людям задачи, строить коммуникацию, добиваться и достигать взаимопонимания – все это и есть коммуникационные навыки. Это золотой скилл для руководителя.
«В основе большинства управленческих ошибок лежит именно плохая коммуникация»
Следующий важный навык – умение работать в команде. Бизнес – это командная игра, ничего нельзя добиться в одиночку. Обязательно нужны единомышленники, коллеги, партнеры. И умение построить вокруг себя команду, найти правильных людей, мотивировать их работать вместе максимально эффективно, удерживать рядом с собой талантливых, умных, энергичных, активных сотрудников, развивать их – это очень важный навык для руководителя.
Хорошая управленческая команда, сформированная из топ-менеджеров и руководителей среднего звена, – это один из ключевых активов компании, зачастую гораздо более важный, чем оборудование, недвижимость или технологии. Потому что они есть практически у всех, а вот команда – нечто индивидуальное, уникальное, представляющее собой абсолютно эксклюзивную ценность. И если у руководителя есть навыки командной работы, то это усиливает его многократно. Он отражает и повторяет себя, транслирует себя через каждого, кто его поддерживает, кто входит в его рабочую группу. Команда – мощная боевая единица и значимый фактор успеха.
Следующий скилл, а вернее, даже два, потому что идут они в комплексе, это навыки планирования и контроля. Сами по себе они, конечно, тоже очень значимые, но именно в паре они работают исключительно эффективно. Хорошее планирование – это, как говорят многие, половина успеха, потому что хороший, детально проработанный план способен уберечь компанию, команду от большого количества ошибок, переделок, увеличения сроков и бюджетов. Планирование можно сравнить с дорожной картой, а навыки контроля исполнения – с навигационной системой. И эти два навыка усиливают друг друга, обеспечивая быстрое продвижение по этой самой дорожной карте.
Пятый скилл – многозадачность. Наверное, ни один современный руководитель не работает в режиме последовательного выполнения задач. Руководителю необходимо развивать в себе навыки быстрого переключения с одного блока вопросов на другой. К слову, именно это постоянное быстрое переключение «передач» и приводит к быстрому утомлению, перегрузке, создает дополнительный стресс. Потому что каждый вопрос требует отдельного сосредоточения, погружения в тему, работу с деталями и информацией. И если руководитель освоил навыки этого самого переключения, то, с одной стороны, он становится более эффективным, результативным и его продуктивность растет, а с другой стороны, он защищает себя от стресса и выгорания.
Умение работать в многозадачном режиме – довольно сложный навык, и далеко не все им обладают. На консультациях мне часто приходится слышать: «Голова идет кругом, не знаю, за что хвататься, навалилась огромная куча дел, с ними неразбериха». Это признаки того, что человеку сложно работать в режиме многозадачности. У него путаются блоки разных проектов, контакты, он не может переключиться с разных режимов работы. В итоге накапливается усталость и растет разрушительный дистресс.
Тем не менее, этот довольно сложный навык можно натренировать. Группировать задачи блоками, организовать рабочие группы по каждой отдельной задаче или проекту, сделать удобное расписание – чтобы менять скоростной режим или виды деятельности. Например, после важных переговоров давать себе немного отдыха и одновременно вести какую-то методическую работу с коллегами, обсудить с ними не глобальный, а текущий рабочий вопрос. Затем заняться цифрами и документами, а после этого снова переключиться на задачи, связанные с общением (провести собрание, рабочую встречу внутри компании). Таким образом, человек работает в том самом многозадачном режиме, но задействует разные полушария, переключает один центр мозговой активности на другой, включает или выключает эмоции.
Важный навык, о котором часто незаслуженно забывают, – это креативность. Почему-то считается, что креативными способностями должны обладать дизайнеры, копирайтеры, архитекторы – словом, все те, кто генерит какой-то творческий продукт. Но креативность – не только способность к какому-то материальному творчеству, а в принципе определенный взгляд на окружающую жизнь, на реальность. Придумывать что-то, чего нет, находить новые решения для старых, привычных вопросов, прокладывать новые маршруты, воспринять рутинную задачу иначе и перестроить ее – это и есть креативность.
Очень многие проекты, бизнесы преуспели именно потому, что решали стандартные, банальные, рутинные задачи совершенно по-новому, не так, как десятилетиями решали до них. Поэтому креативность, способность мыслить иначе – очень важный навык для руководителя.
Безусловно, креативность нельзя освоить, как Excel или Word. И это не мышцы, которые можно накачать в спортзале. Безусловно, к креативности, творчеству нужно иметь склонность, можно сказать, талант. Но даже если вы не считаете себя креативным человеком, регулярно занимаясь творчеством, эту способность в себе можно улучшить и развить.
Замечено, что дети, чьи родители в детстве уделяли внимание не только предметам школьной программы, но и развитию творческих способностей, вырастая, становятся более успешными людьми. Несмотря на не очень хорошие оценки по основным предметам – потому что творческое мышление позволяет им двигаться быстро, решать проблемы нестандартно.
– Важно делать акцент на системности и способности качественно организовать бизнес-процесс. Классическая схема управления, которая в свое время была присуща большинству отечественных предприятий и организаций, уже неэффективна.
«Топ-менеджерам, которые хотят соответствовать мировым трендам, стоит задуматься о своей практике и опыте участия в кросс-функциональных проектах»
В любом бизнесе ценится образование топ-менеджера, которое он получает в международных школах бизнеса, его опыт общения в мультинациональной и мультикультурной среде, то есть навыки работы с иностранными партнерами. Также важна способность к рискам и продвижению международных проектов у себя на родине, когда результат, получаемый на выходе, привлекателен для экспорта.
Современный топ-менеджер понимает тренды и экономику другой страны, на рынок которой он планирует продвигаться. Он более внимателен к гендерному разнообразию. Занимается развитием личного профессионального бренда, умеет высказать собственное мнение, принимает участие в международных дискуссиях.
Что изменится в будущем? Мир непредсказуем, и нам сложно предугадать, какие руководители будет востребованы в ближайшие пять-десять лет. Однако это будут честные и справедливые топ-менеджеры, демократичные, способные удержать грамотный баланс своей профессии и частной жизни. Им придется:
- ориентироваться на процесс;
- уделять больше внимания изучению иностранных языков;
- уметь договариваться с искусственным интеллектом;
- находить золотую середину, оценивая не только свои результаты, но и работу подчиненных, опираясь на опыт своих иностранных коллег;
- принимать быстрые и масштабные решения и нести за них ответственность;
- предвидеть будущее отрасли, в которой они себя реализуют;
- обрабатывать большие потоки информации;
- прогнозировать последствия и принимать эффективные решения в условиях неопределенности.
Читайте также: