€ 104,74
$ 94,87
¥ 13,41
Российский Пало-Альто
– Максим, о чем ты хочешь спросить людей, приглашенных тобой к «Диалогам»?
– В городе сконцентрированы флагманы IT – SimbirSoft, MediaSoft, Ecwid. Ульяновск – это для меня российский Пало-Альто, тихая гавань, где можно хорошо жить, строить успешные IT-компании. Здесь есть вкусный кофе, классные рестораны и безопасная атмосфера, а до Москвы масса авиарейсов каждый день. Ульяновские вузы очень сильны, о них знают многие, а их выдающиеся выпускники – Максим Жестков, Никита Реплянский, Руслан Фазлыев, Дмитрий Холодов – работают в IT по всему миру и крайне востребованы за рубежом. Здесь – огромная кузница талантов. И я хочу узнать у непосредственных героев, как устроен ее фундамент – образование.
– А какой опыт, полученный в Ульяновске, помог тебе добиться успеха и мирового признания в игровой индустрии?
– Я окончил среднюю школу №45 в Засвияжье и лицей при УлГТУ и крайне благодарен всем моим учителям, которые в хороших советских традициях требовали учить, зубрить, понимать, сдавать на пятерки. Это заложило крепкий фундамент: способность извлекать любые знания и быстро постигать новый объем информации. В любой сфере.
Потом был УлГТУ, специальность «Прикладная математика и информатика». Я благодарен декану экономического факультета Николаю Васильевичу Савину и своим преподавателям за сильный технический бэкграунд – математика, программирование, теория игр.
Знания в игровой индустрии обновляются постоянно, и это ее суть, но фундамент – умение строить алгоритмы, просчитывать процессы – универсален в любой сфере. Мое второе образование в Ульяновском колледже культуры и искусства посвящено режиссуре, где я прокачал креативность, способность творить в условиях ограниченных ресурсов и создавать из ничего вовлекающий сюжет. Помню, мы с моим другом Антоном Кузнецовым за ночь воссоздали сцену из «Трансформеров» для показа, творя буквально на ходу из того, что есть под рукой – впоследствии эти навыки пригодились в работе над новыми проектами для Google и Uber.
Дальше я начал изучать игровую индустрию уже сам – через интернет, потом реальный опыт, рабочие кейсы в США. Но без хорошего фундамента, повторюсь, что дало мне образование в Ульяновске, это не было бы столь эффективно.
– В чем особенность рынка труда в ITсфере?
– Рынок IT крайне гибок, но требователен в плане постоянного развития и энергетики, здесь всегда новые вызовы, меняются радикально правила игры, выстреливают неожиданные проекты, регулярно обновляется софт. Ты обязан в этом разобраться, иначе просто выпадешь из рабочего потока!
Второе, что требуется от человека, предельная фокусировка. Сейчас огромная гонка за кадрами в индустрии, при этом – людей, которые хотят попасть в IT, тоже много. Но индустрии нужны именно те, кто может фокусироваться на одном в течение длительного времени и работать каждый день, не отвлекаясь.
В Питере и Москве, где много соблазнов, каждый день целая череда митапов, выставок, мероприятий, для мозга всегда есть не только план А и В, но и C, D… Z. Как итог – человек часто не знает, чего он конкретно хочет, всегда видны новые возможности из обилия выбора. И это приводит регулярно к выгоранию и/или постоянной смене работы. В регионах каждое событие – знаковое, человек привыкает к стабильной работе каждый день без отвлекающих эмоциональных качелей. Поэтому проживание в провинции оценивается многими работодателями как неоспоримое конкурентное преимущество соискателя. Посмотри на количество открытых офисов IT-компаний в Волгограде (Kefi r), Вологде (Playrix) или Перми (xSolla).
Сейчас идет огромная конкуренция не только между Москвой, Ульяновском и, условно, Самарой, но и нашими коллегами из Ближневосточной Азии, в первую очередь из Китая, Филиппин, Индии. Это огромный вызов для всей индустрии аутсорсинга – конкурировать с крупными международными проектами за заказы с азиатами, которые исторически более трудоспособны и при этом сейчас активно прокачивают креативность – то, в чем традиционно сильны мы.
– Что должно быть в резюме соискателя, который, вероятнее всего, станет частью команды 5518 Studios?
– В мире, где информация стремительно обновляется каждый день, главным становятся для нас soft skills: умение работать в коллективе, осознавать конкретные ценности корпорации или стартапа, умение быть адекватным, позитивным, дружелюбным. Слышать обратную связь! Если раньше мы в первую очередь смотрели на портфолио, то сейчас оцениваем, насколько человек готов расти, обучаться, реально ли он хочет делать то, что говорит и почему. Докрутить профессионально человека, имеющего отличную мотивацию и базу, – лишь вопрос времени.
Мы сотрудничаем с художниками из Ульяновска, Димитровграда, да и со всего мира. Нам не важен возраст, пол, вероисповедание, нам важно, чтобы кандидат разделял идеи компании и идеи клиентов, чтобы он обожал играть в WorldofTanks или ApexLegends, чтобы проекты, в которых мы участвуем, были для него родными. Это ключевой момент. Нам нужны люди, которые разделяют нашу философию. И это не только у нас, многие компании в мире выбирают соискателей по тому, насколько потенциальный кандидат разделяет атмосферу и миссию компании.
Татьяна Дикарева
Ирина Коробейникова
– Ирина, Татьяна, лично знаю много ребят, которые с теплом и благодарностью вспоминают Ульяновский колледж культуры и искусства (в том числе мои друзья – Антон, Анастасия Чепухина). Мне обучение там принесло колоссальную пользу впоследствии, развив мои креативные способности, – то, что мы сейчас применяем в работе с клиентами по всему миру (хотя я не окончил режиссерский факультет – уехал на последнем курсе в Москву). Что позволяет колледжу оставаться сильным учебным заведением?
Татьяна Дикарева:
– В следующем году училищу исполнится 75 лет. Мощные традиции, преемственность лучшего педагогического опыта, целые династии профессионалов и, конечно, служение делу. Все педагоги – энтузиасты, но творческие преподаватели – энтузиасты в квадрате. Директор колледжа Наталья Павловна Аринина – человек очень творческий, тонкий, эмпатичный, который подходит к судьбам людей по-человечески, – талантливо и чутко руководит и ансамблем «Ладанка», и колледжем. У нас царит доброжелательная и заботливая атмосфера, в которой комфортно и преподавателям, и детям. Пожалуй, это наш главный секрет, который мы готовы раскрывать другим учебным заведениям.
– Абсолютно с вами согласен! Я заметил, когда учился в «кульке», что у нас была неограниченная свобода творчества. Бюджеты, к сожалению, всегда ограничены, но иногда в этом плюс: приходится выкручиваться, и это прокачивает нашу креативность. Благодаря «кульку» я прокачал способность мыслить нестандартно, творчески решать задачи в условиях ограниченного бюджета, что, безусловно, пригодилось в работе над игровыми проектами, где часто полная свобода творчества. А как обстоит дело сейчас?
Ирина Коробейникова:
– Мы не относимся к студентам формально, а ищем контакт в том, что им близко. Да, разговоры по душам не поставишь в методический план, но эти творческие дискуссии, особенно в проектировании, дизайне, уводя в глобальные темы, раскрывают детей с новой стороны. Наши студенты – люди с нестандартным мышлением, креативные, неугомонные, которые транслируют свои взгляды с невероятной энергией и смелостью. Их таланты многогранны, поэтому в многожанровом фестивале «Наша победа» художники выступают на сцене, хореографы поют, дизайнеры танцуют. На моих занятиях рисунком дети слышат, как репетируют в соседнем классе вокалисты и начинают подпевать. Синтез разных искусств создает питательную среду для творчества, провоцирует на эксперименты и являет миру новые грани таланта.
– Чувствуется ваше тепло и открытость в каждом слове! Скажите, пожалуйста, по вашему опыту, кому лучше идти учиться в «кулек»?
Татьяна Дикарева:
– Я, как член приемной комиссии, сразу определяю, наш человек или нет, по цвету волос. Если синие волосы с буйством разноцветных прядей – мы нашли друг друга (улыбается). То есть двери училища открыты для всех, кто видит себя в творческой профессии.
Анастасия Картюкова
– Настя, мы дружим еще с 5 класса, скажи, пожалуйста, ты с удовольствием вспоминаешь свои школьные годы?
– Конечно! У нас был потрясающе веселый и дружный класс «А», со многими до сих пор поддерживаем отношения и всегда с теплом вспоминаем 45-ю школу, учителей, одноклассников. Наши одногруппники достигли больших результатов в жизни, кто-то уехал в Москву и Санкт-Петербург, многие живут в Ульяновске.
– Мне приятно, что наша средняя школа помогла нам сформировать невероятный фундамент для будущей карьеры и жизни. Я до сих пор вспоминаю с теплотой самоотверженность учителей русского языка, математики и географии, кто вложился в нас, совсем юных школьников в Засвияжье. Есть люди из школьной и университетской скамьи, которым ты благодарна?
– Друзьям, которые разделили со мной разные жизненные моменты, хорошие и не очень. Это школа жизни, как и у каждого человека. Но мне повезло усваивать ее уроки, не оставаясь один на один с собой. Благодарна, что есть друг Максим, который всегда поддержит, стоит только позвонить, как и раньше, когда мы делали домашку по телефону (улыбается).
Благодарна моему любимому руководителю ансамбля танца «Волга» Владимиру Андреевичу Ионову. С детства танцы – это моя стихия. До 25 лет я занималась в ансамбле, и это был восхитительный опыт. Бесконечные гастроли по России и миру, знакомство с интересными людьми, другой культурой, когда ты впитываешь новое и растешь как личность. До сих пор мы общаемся с бывшими участниками коллектива «Волги», вместе ходим на концерты, вспоминаем наши поездки и фестивали, и это заряжает. Танцы так и остались занятием для души.
Игорь Викторович Лутошкин, мой преподаватель и руководитель дипломной работы, декан факультета экономики УлГУ, всегда говорил, что вуз для того, чтобы наращивать навыки, жизненный опыт, модели поведения в различных жизненных ситуациях. Я благодарна ему за мудрость, энтузиазм и участие. Спасибо УлГУ за мое высшее образование!
– У тебя двое детей. Нас читают многие молодые мамы. Как ты планируешь их воспитывать, какое образование хочешь дать?
– В свои 34 я понимаю, что важно не столько образование, сколько личностные качества, рост, развитие (так называемые soft skills). Чтобы мой ребенок осознавал, что ему интересно в жизни и куда он хочет двигаться дальше. Сейчас я даю им возможность попробовать себя во всех направлениях – спорт, робототехника, иностранные языки, чтобы они поняли, вот здесь я кайфую, а это точно не для меня.
– И напоследок – что бы ты, энергичная, мудрая, состоявшаяся, посоветовала себе, той 16-летней молодой Настенке?
– Быть менее самокритичной, отбросить комплекс отличницы, ничего не бояться. И «топить» в том же духе еще мощнее!
Надежда Николаевна Тарасова
– Надежда Николаевна, как вы считаете, в чем сила политеха, почему в университете столько выдающихся выпускников?
– Это главный в Ульяновске технический вуз с мощной научной базой, накопленным опытом. К нам поступают ребята-технари, у которых огромнейший кругозор, выходящий далеко за пределы одной специальности. Нередки случаи, когда человек идет на прикладную математику, а после года обучения увлекается программированием и переводится. Или оканчивает экономический факультет и выбирает магистратуру с техническим уклоном. МДО внутри вуза сильно, что позволяет выпускать специалистов широкого профиля.
– Максим Михеенко (герой статьи), Сергей Манюхин (ведущий программист Zeptolab), Никита Реплянский (один из главных людей по NFT-арту в России) и Павел Липнягов (основатель Drum Pads 24) – люди, которые добились многого в IT, они ходили к вам на английский. В чем особенность вашего преподавания?
– Все они пришли ко мне уже с хорошей базой, и самое главное – с мощной мотивацией! На занятиях я стараюсь приблизить преподаваемый язык к реальности, поэтому мы фокусируемся на коммуникативных задачах и навыках, необходимых для IT-сферы и удаленной работы со всем миром (разговорный английский, и очень много практики).
– Сколько лет вы преподаете? И все еще горят глаза. Как вам это удается?
– Мой опыт более 19 лет в индустрии. Мне нравится следить за трендами, технологиями, языковыми процессами, поэтому постоянно нахожусь в непрерывном обучении. Я благодарна студентам, которые достаточно любознательны для того, чтобы задавать вопросы, ответы на которые нужно еще поискать. В 2007 году я купила свой первый PC, чтобы разобраться в «китайской грамоте», которую используют мои студенты – «печка, резак, винда». Так что техническая супервизия – всегда за моими студентами, которым мне важно соответствовать.
– Что, по вашему опыту, отличает выдающегося студента? Какие навыки позволяют достичь успеха в IT-сфере?
– Смелость, целеустремленность, открытость новому! И это не всегда отличники, часто и троечники, и хорошисты, которые, главное, не боятся что-то придумать, пойти и реализовать задуманное в нестандартном ключе.
– Кому стоит пойти в политех? Для кого он? Если нас читают родители и будущие абитуриенты.
– Выбор высшего образования все еще крайне важен для будущей карьеры. Я всегда за ФИСТ. Факультет информационных систем и технологий привлекает к преподаванию своих бывших учеников и выстраивает процесс преподавания на основе практики, чего не хватает другим специальностям. IT-cube для школьников, IT-лицей, созданные при факультете, – выстроенная система получения IT-профессии, уникальная для нашего города.
– Как, на ваш взгляд, поменялись сами студенты за последнее десятилетие? Какие скилы?
– Казалось бы, что сейчас они должны быть умнее, лучше, смелее. Но студенты двухтысячных, я считаю, ничем не уступали. Им приходилось добывать информацию по-другому, в первую очередь самим – в журналах, библиотеках, методом тыка. Сейчас студент легко может перевести текст через Googletranslate, и это расслабляет. Но кто учится, тот учится. Я рада, что такие звездочки всегда есть, и ради них прихожу на работу!
Фото Олеси Губановой и из личного архива Максима Михеенко.