Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Привилегия на старте

Франчайзинг динамично развивается в российских регионах, в том числе в Ульяновской области. Минуя ошибки опыта, предприниматели открывают проекты по готовым рецептам. О том, какие сферы считают рентабельными и почему одни проекты выживают, а другие – нет, рассказываем в нашей статье.

Фото: Ronald Carreno, Pixabay

Меньше трат, быстрее старт

Франшиза – это возможность. Для одних – расширить бизнес, для других – начать работу под уже раскрученным брендом с готовой бизнес-моделью.

Покупателю франшизы (франчайзи) этот вариант бизнеса дает несколько очевидных преимуществ. Во-первых, это помощь франчайзера (владельца бренда) в составлении бизнес-плана, поставке оборудования, обучении персонала, а также возможность использовать коммерческий опыт и рекламный потенциал развитого стратегического партнера. Во-вторых, у франчайзи, как правило, больший потенциал для получения предпринимательского кредита, чем у обычного стартапера. Все это позволяет быстрее запустить проект – и это третье преимущество.

Но главное, франшиза предполагает невысокие первоначальные затраты, особенно в соотношении с рисками, которые минимальны. Например, франчайзи не тратит деньги на разработку бренда, просчет рекламной кампании. Хотя определенные расходы на продвижение все же потребуются, особенно если в регионе бренд еще не знают. Ну а главные вложения будут связаны с покупкой самой франшизы, включающей оплату первоначального взноса (иногда это круглая сумма) и ежемесячных роялти, то есть процента от прибыли.

По сведениям Franshiza.ru, рынок франчайзинга в России стабильно растет и на сегодня насчитывает около 2800 проектов. Несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 году он прибавил 5,1%. Это произошло за счет открытия низкостоимостных проектов, фастфуда, медицинских офисов, ремонтных мастерских, аптек, магазинов автозапчастей, курьерских служб и сервисов доставки.

Рынок франчайзинга в России стабильно растет и на сегодня насчитывает около 2800 проектов. Несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 году он прибавил 5,1%

Но и без потерь не обошлось. За время пандемии сети не досчитались около 19% франчайзинговых точек. Большинство ушедших игроков находятся в сегменте традиционной розницы (одежда, обувь, косметика) и ресторанов. В итоге выручка франчайзинговых точек в России в прошлом году упала на 27% и составила 2 трлн рублей.

Денежный финтех

Наиболее рентабельными эксперты считают франшизы без жесткой привязки к геолокации и материальным продуктам. В период стагнации экономики такие проекты не только не пострадали, но и уверенно растут по всем фронтам.

Заметнее всего прибавили инфопродукты (консалтинг, онлайн-образование) и IT-технологии, +46%. Хорошо себя чувствует франчайзинг в финансовом секторе – сфере инвестиций и брокерских услуг, а также в e-commerce. А самыми рентабельными аналитики называют франшизы на стыке этих направлений.

Пример такого проекта – сервис для покупки товаров и услуг в рассрочку Всегда.Да, активно продающий франшизу и уже присутствующий в Ульяновске.


Мария Ильина
руководитель направления франчайзинга Всегда.Да

– Мы хорошо перенесли локдаун, так как беспроцентные рассрочки на товары позволяли многим делать покупки без единовременной нагрузки на бюджет. На момент упаковки бизнеса во франшизу мы подключили уже очень большое количество магазинов к платформе — порядка 70 000 – и начали искать новые способы масштабирования сети.

По ее словам, в качестве франчайзи в компанию в основном приходят бывшие наемные работники из банков, ритейла, HoReCa, которые хотят большего: самостоятельно определять уровень своего дохода и жизни, регулировать график и реализовываться в новой роли.

Такая же история произошла и с франчайзи Всегда.Да в Ульяновске Марией Исаковой. Ее сотрудничество с компанией началось в марте этого года. Этот проект Мария считает успешным. Она рассказывает, что после пандемии поняла: как прежде уже не будет, и нужно адаптироваться к новым условиям. Ушла с работы по найму и начала развивать свой бизнес, работать самостоятельно, не полагаясь на пошатнувшуюся стабильность работодателей. Так как опыта ведения бизнеса было недостаточно, решила приобрести франшизу с готовым бизнес-планом и опытными наставниками.


Мария Ильина
руководитель направления франчайзинга Всегда.Да

– Главная задачи франчайзи Всегда.Да – это подключение новых офлайн- и онлайн-магазинов, и заработок на продажах в кредит или рассрочку в этих торговых организациях. В данный момент Мария подключила порядка 40 торговых точек, к концу года планирует подключить еще 50. По выручке она входит в число лидеров среди всех франчайзи.

Стоит учитывать, что конкуренция в этом бизнесе в регионе высокая, и прибыль напрямую зависит от самочувствия торговых организаций. Ульяновск негласно считается мебельной столицей России, особую популярность в POS-кредитовании здесь имеют мебельные и строительные магазины, а также бытовая техника. Рост цен по стране ведет к уменьшению покупательной способности региона – этим объясняется востребованность сервиса рассрочек не только в Ульяновске, но и по всей России.

В планах франчайзи – активное сотрудничество с малым бизнесом для подключения кредитования и увеличение штата сотрудников.

Привлекательный фудтех

Другая перспективная сфера для франчайзинга – общественное питание. Франшизу успешного ресторана считают одним из самых легких и быстрых способов выйти на рынок и начать зарабатывать.

В Ульяновске есть такие примеры. Так, в феврале 2021 года в городе открылось «Сан Суши Сендо» – заведение сети ресторанов японской кухни формата takeaway.


Виталий Лапин
основатель и владелец компании «Сан Суши Сендо»

– Франшиза «Сан Суши Сендо» возникла естественным образом – по запросу аудитории. Я получил предложение продать франшизу в городе Железногорск-Илимский и, хотя это был совершенно новый для меня опыт, согласился. Здесь наша точка показала высокие результаты, и это стало началом масштабирования бизнеса через франшизу. Сейчас можно сказать, что мы знаем если не все о продвижении в малых городах, то очень многое.

Высокая конкуренция в ресторанном бизнесе не дает расслабляться даже тем, кто работает по франшизе.


Виталий Лапин
основатель и владелец компании «Сан Суши Сендо»

– Строить бизнес в большом городе – это задача для умных и трудолюбивых людей, готовых к кропотливой работе. Ведь обойти с листовками все офисы и бизнес-центры за выходные не получится, да и конкуренция между ресторанами здесь проявляется сильнее, – говорит Виталий Лапин. – Есть точки, давно присутствующие на рынке, и для привлечения их аудитории приходится прилагать больше усилий, чем в случае с рынком, где всего два-три игрока. Необходимо находить новые технологии продвижения, применимые к крупным региональным центрам. К счастью, в Ульяновске под опытным управлением нашего партнера подобралась сильная команда, поэтому мы планомерно идем к высоким показателям.

Салон по шаблону

На пике популярности в нашей стране сегодня и франшизы, предлагающие различный сервис: барбершопы, салоны красоты, клининговые компании, медицинские центры...


Ильназ Набиуллин
владелец сети японских парикмахерских «Чио Чио»

– Когда я упаковывал свою первую франшизу, то мне просто хотелось быть в тренде. На тот момент этот рынок развивался активно и было много успешных примеров. Следующие мои проекты, в том числе и «Чио Чио», были созданы потому, что у меня и моей команды в этом были уже достаточно сильные компетенции, опыт и понимание, как сделать франшизу успешной.

По словам Набиуллина, франшиза сети японских парикмахерских «Чио Чио» открылась в Ульяновске довольно быстро, если рассматривать срок от старта всего проекта.


Ильназ Набиуллин
владелец сети японских парикмахерских «Чио Чио»

– Ульяновск территориально находится близко к штаб-квартире управляющей компании (Казань). Когда наши потенциальные партнеры приехали в офис, мы детально рассмотрели проект и все условия, и тогда же они приняли решение купить первую франшизу. Сегодня у наших франчайзи уже десять точек в Ульяновске, они большие молодцы и очень активно развиваются.

«Чио Чио» называет себя лидером рынка, утверждая, что конкурентов у компании нет. Однако беспроблемным бизнесом этот проект, как и все предпринимательские начинания, назвать нельзя.


Ильназ Набиуллин
владелец сети японских парикмахерских «Чио Чио»

– Сложностей на старте нашего проекта было очень много. И это абсолютно нормально. Когда ты только начинаешь масштабироваться, открываться одновременно в большом количестве городов, то происходит так называемый эффект мясорубки. Люди приходят и уходят, что-то в бизнес-процессах ломается, гипотезы проваливаются, поставщики подводят и так далее. Главный вопрос – как к этому относиться. Мы относимся к этому как к части пути и считаем, что каждая проблема делает нас сильнее и помогает выйти на новый уровень.

Не утонуть в море возможностей

Franshiza.ru отмечает: несмотря на кризисный 2020 год, обусловивший замедление темпов развития сетей, большинство франчайзеров ставят амбициозные цели на 2021 год – рост и выход на новые рынки. Так ответили сайту 65% опрошенных компаний.

Интернет пестрит рекламными объявлениями от игроков этого рынка. По запросу «купить франшизу Ульяновск» Яндекс выдает 22 млн результатов. На Franshiza.ru партнеров в нашем городе ищут около 150 компаний, среди которых маркетплейс Ozon, международный бренд одежды Terranova, алкогольное бистро «24 Градуса», известный в мире ресторан Pizza Hut, крафтовая бургерная BurgerCLUB и другие.

На скорый «заход» в Ульяновск надеется и сеть клубов женского фитнеса «Тонус-Клуб», имеющая 150 точек в России и СНГ. По мнению совладельца компании Ирины Чирва, развитие бизнеса по франшизе – это взаимовыгодное сотрудничество, при этом лучше, когда оперативным управлением занимается сам собственник.


Ирины Чирва
совладелец сети «Тонус-Клуб»

– Я работаю в системе франчайзинга с 2005 года и уверена, что франшиза как раз и нужна для того, чтобы избежать критических для бизнеса ошибок. Это особенно важно, когда рисковать опасно, в кризис, в начале предпринимательской деятельности.

В целом перед покупкой франшизы важно выбрать направление, которое нравится, ведь придется потратить не только деньги, но и много времени. Также необходимо оценить продукт или услугу по франшизе. Отличный товар или услуга – это залог успеха бизнеса, насколько клиенты готовы платить не только первый раз, но и совершать повторные покупки.

Предприниматель замечает: выживание проекта напрямую зависит от того, насколько четко франчайзи следует формуле бизнеса. Самостоятельное изменение составляющих формулы часто приводит к непредсказуемым результатам.


Ирина Чирва
совладелец сети «Тонус-Клуб»

– Многие франчайзи, покупая франшизу, не готовы работать по четкому бизнес-плану или в принципе не готовы работать. Если выполнять все рекомендации франчайзера, скорее всего, гарантирован успех. При открытии клубов по франшизе мы столкнулись с проблемой качества оперативного управления. Найти хорошего управляющего, который будет подчиняться головному офису из другого города, оказалось сложно.

Как отмечает руководитель направления франчайзинга сервиса рассрочек Всегда.Да Мария Ильина, ошибку могут допустить и сами франчайзеры – недостаточно хорошо подготовив административный аппарат к выходу на новый рынок.


Мария Ильина
руководитель направления франчайзинга сервиса рассрочек Всегда.Да

– Когда в бизнес приходят новые партнеры по франшизе, важно погрузить их в свои бизнес-процессы, а значит, в первую очередь доработать и оптимизировать их, если необходимо, грамотно «упаковать» и подготовить обучающую программу. Также необходимо наладить эффективную коммуникацию с франчайзи, выстроить маркетинговую поддержку, обеспечить логистику и так далее. В процессе принятия решения я советую потенциальным франчайзи подробно изучить финансовую модель и задать все волнующие вопросы, прежде чем подписать договор. Не менее важно узнать, какая ситуация сейчас на рынке, есть ли потенциал у этого бизнеса и какие у него перспективы.


Виталий Лапин
владелец «Сан Суши Сендо»

– Я бы рекомендовал перед покупкой бизнеса обсудить рабочие вопросы не только с ее продавцом, но и с существующими франчайзи. Конечно, цифры в презентации важны, однако опыт коллег позволит оценить реальную ситуацию и правильно рассчитать собственные силы. Необходимо в целом трезво взглянуть на бизнес. В сложных ситуациях людям свойственно экономить, поэтому, весьма вероятно, что, например, туристическое агентство будет терпеть убытки во время кризиса.


Ильназ Набиуллин
владелец сети японских парикмахерских «Чио Чио»

– В кризис погибают те бизнес-модели, которые были мертвы уже в мирное время. То есть они и так медленно шли к своему закату, а кризис этот процесс ускорил. А вот те компании, у которых до кризиса была сильная бизнес-модель, в критической ситуации в любом случае останутся на плаву. Просто где-то станут меньше зарабатывать, начнут сокращать свои издержки, но все равно останутся на рынке.


comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: