От банка к банкам: история «Симбирского мёда», покоряющего Россию
Андрей Сергеевич Марьин окончил экономический факультет по направлению «Финансы и кредит» в Ульяновском государственном университете в 1995 году.
Более 20 лет работал в банковской индустрии, начав свою карьеру в Филиале «Поволжский» Акционерного банка «Инкомбанк» в качестве экономиста в 1995 году, затем в ульяновском филиале АКБ «БИН» прошел путь от менеджера управления развития регионального корпоративного бизнеса до заместителя управляющего по корпоративному бизнесу.
В 2017 году ушел из банковского бизнеса, кардинально сменив профессиональный род деятельности, занявшись пчеловодством, продолжая любимое занятие деда. Зарегистрировал собственный медовый бренд «Симбирский мёд».
– Андрей, как вы нашли свое призвание? Вы более 20 лет работали в банке, а несколько лет назад кардинально сменили сферу деятельности, став пчеловодом...
– За время работы в банке мне приходилось анализировать много клиентских бизнес-проектов, и в какой-то момент захотелось создать свое дело. То, которое по душе. Думаю, это был вызов самому себе. «Мы все родом из детства», и я благодарен родителям за то, что они привили мне простые, но важные жизненные ценности, научили расставлять приоритеты.
Кроме понимания, что «труд – всему голова», в моем детстве были грибы, рыбалка, постоянное общение с природой. Дед водил пчел, и вся деревня приходила за вкусным медом. Когда встал вопрос, чем заниматься и как использовать полученный опыт и знания, я вспомнил про наказ деда «дружить с пчелами». Так родился мой бизнес-проект, главная ценность которого – обеспечивать людей вкусным и полезным продуктом и увеличивать популяцию пчел, роль которых в сохранении природы глобальна.
– Чем ваш бизнес-проект отличается от других пчеловодческих хозяйств?
– В области большое количество пчеловодов, порядка двух тысяч. Многие из них имеют больший стаж работы, чем у меня, но, как и десятки лет назад, главным считают откачать мед, разлить его по трехлитровым банкам и в этих банках суметь продать. У них уже есть пул постоянных клиентов – соседи, родственники, друзья. Но этот круг всегда ограничен, и сверх него реализовать мед – проблема. Когда она не решается, быстро подъезжают перекупщики из других областей и по дешевке скупают мед. Его продают на большие фасовочные фабрики, где весь мед перемешивают, доводят до определенной консистенции и состава, затем поставляют в собственных упаковках в большие розничные сети. Причем иногда под известными брендами алтайского и башкирского меда заведомо продают фальсификат. В лучшем случае такой «мед» можно назвать медовым продуктом, который не имеет полезных микроэлементов и фитонцидов.
Этому хаосу лжепродукта мы решили противопоставить настоящий мед, попробовав который однажды, сразу начинаешь делить мед на свой и чужой. Прежде чем создавать частную пасеку, на семейном совете мы решили, что это будет медовый бутик: только натуральный природный деликатес и продукты пчеловодства. Для получения меда высшего качества была выбрана экотехнология ведения пчел. Наш край – это рай для пчел и пчеловодов: Ульяновская область находится в верхних строчках экологического рейтинга России. Поэтому мы сделали ставку на натуральность и качество меда. Первое, о чем я написал на сайте, что даю личную гарантию и отвечаю перед всеми покупателями за качество своего продукта.
– «Симбирский мёд» – зарегистрированный товарный знак. Что это означает для покупателя?
– Я решил, что это должен быть региональный бренд. Поэтому летом 2020 года в Роспатенте был зарегистрирован наш товарный знак «Симбирский мёд». А это уже налагает дополнительную ответственность за качество продуктов с пасеки. Узнаваемость бренда – важный элемент восприятия компании покупателем. И над ним мы корпели долго и тщательно. Визуально это образ крылышек пчелы-труженицы, работающей на благо человека. Но главное, что наша продукция отличается не только уникальностью логотипа, а прежде всего качеством натурального меда.
Важнейший момент, от которого зависит вкус меда, – это сохранность его первоначального качества. Из какой марки нержавеющей стали изготовлена медогонка у пчеловода, в каких условиях происходит фильтрация и отстой каченного меда, как вымыта и высушена тара для розлива и т.д. – это только внутренние аспекты изысканного вкуса меда.
Поэтому мы создали замкнутый цикл производства, который подразумевает не только пчеловождение и сбор меда, но и его автоматизированную фасовку в стеклянные баночки небольших объемов, удобные как для покупателей, так и для розничной торговли, автоэтикетировку баночек в наш узнаваемый фирменный стиль, упаковку в тематические подарочные наборы – к различным поводам и датам.
– Каковы сейчас объемы вашего бизнес-проекта «Симбирский мёд»?
– За 4 года работы я нарастил объемы в несколько раз – сейчас моя пасека насчитывает 200 пчелосемей, а это уже позволяет говорить о начале промышленного производства. Количество семей зависит от того, пчеловождение – это основное занятие человека или хобби и где летом размещается пасека. Пчеловоду выходного дня со стационарной пасекой нет смысла увеличивать количество пчелосемей. Десять – двадцать ульев вполне могут давать приятную прибавку семейному бюджету и здоровью его семьи, что не делает целесообразным тратить сотни тысяч на высококачественную технологию переработки полученного меда.
Объем и качество меда не зависит от количества ульев напрямую, скорее, от самой пчелиной семьи и ее здоровья. Оно подтверждается обязательными ветеринарными обследованиями, что ежегодно отражается в ветеринарном паспорте пасеки. Важно понимать, что в среднем пчелиная семья заготавливает за сезон от 100 до 150 кг меда, из которых 70 процентов меда идет на питание и развитие пчел летом и в период зимовки.
Я сразу решил, что у меня будет кочевая пасека: все мои ульи располагаются на прицепах. Это дает возможность три-четыре раза за лето оперативно, за короткую летнюю ночь, перемещать пчел в радиусе двухсот километров ближе к цветущим медоносам и подальше от химических обработок полей.
– А насколько опасна для пчел химобработка полей?
– Очень серьезный вопрос. Выживание пчел зависит от успешности взаимодействия аграриев с их химическими технологиями выращивания гибридных культур и пчеловодов, которые не приемлют химию и ратуют за экологичный подход. Практикой подтверждено, что пчелы способны увеличивать урожайность посевов на 30 – 40 процентов.
Пример этого года: на посевах подсолнечника, где были мои пчелки, этот показатель в деньгах увеличил доход агрария на 3 млн рублей со 100 гектаров. Умножьте на сотни тысяч гектаров, и экономический эффект от использования пчел станет еще более впечатляющим, особенно когда материализуется на расчетных счетах.
За рубежом пчеловоды получают гораздо больше доходов от опыления сельскохозяйственных культур, чем от сбора меда. За этой технологией, надеюсь, и будущее развитие пчеловождения в нашей стране, и растениеводства. Пока же я особенно тщательно слежу, чтобы мои пчелы собирали мед только в природных зонах, куда еще не дошли механизаторы, ведь высокое качество меда является моим приоритетом
– Насколько мед сейчас популярен как продукт?
– Радует, что друзья и знакомые начинают потреблять мед с каждым годом все больше. Есть те, кто не ел мед вовсе, а мой продукт пришелся по вкусу. Очень приятно читать добрые отзывы и благодарности от покупателей, такие как «вкус детства», «мед как у дедушки», «волшебный мед». Каждый год расширяется коллекция продуктов «Симбирского мёда», а вместе с ней – и география покупателей, желающих попробовать новинки.
За годы работы у нас появился круг постоянных заказчиков в Ульяновске, Москве, городах России и мира. Я очень дорожу ими. Причем это не только физические лица, но и корпоративные клиенты, которые с удовольствием презентуют мед в сувенирных наборах своим партнерам и коллегам из других регионов. Липовый, гречишный, луговой, лесной, сотовый мед, мед-суфле (натуральный мед, смиксованный с натуральными лесными ягодами земляники, черники и малины) можно купить в готовых наборах из новой коллекции-2021 или скомплектовать подарок из любимых вкусов.
– Андрей, у вашего медового бутика потрясающая подарочная концепция. Помимо тематического разнообразия, подарки выглядят настолько стильно и визуально притягательно, что держать их в руках – уже удовольствие. Оформление – это тоже воплощение ваших идей?
– Я очень вдумчиво и педантично отношусь к дизайну упаковки. При разработке первых вариантов консультировался у своих друзей итальянских дизайнеров. В каждой баночке меда – драгоценность, и ей нужно достойное обрамление. Мне кажется, вручение подарка – обоюдоприятный процесс, подчеркивающий заботу дарителя и изумляющий одариваемого.
Когда сложно выбрать подарок человеку, у которого все есть, мед – идеальный вариант: душевный, полезный, эксклюзивный, но при этом универсальный. Такой подарок хорош и как самостоятельный, и как дополнение к чему-то более весомому, он ассоциативен и его легко сопроводить теплыми пожеланиями. Открытки для них мы, кстати, тоже разработали.
– Где можно купить «Симбирский мёд» для себя и в подарок?
– Вот уже год наш мед продается на крупнейших маркетплейсах России Wildberries и Ozon. Можно набрать «Симбирский мед» в поисковой строке на их странице или воспользоваться быстрым переходом с нашего сайта. На Simbirskhoney.ru в режиме реального времени всегда доступен актуальный каталог нашего полного медового ассортимента, а в «Инстаграме» я открыто делюсь «вестями с полей». Доставка из интернет-магазинов с каждым годом становится все более популярной и по Ульяновску. Заказ можно получить в пунктах выдачи в каждом районе города.
Не менее важный канал продаж – прямые продажи, когда я лично приезжаю к покупателю, даже если это всего лишь несколько наборов. Так сложилось, что качественный мед – это продукт, который покупают у тех, кому доверяют. Поэтому можно просто позвонить мне.
– А почему ваша продукция не продается в сетевых магазинах Ульяновска?
– Это, скорее, вопрос к руководству этих магазинов. Думается, было бы правильным организовать в торговых сетях пространство для товаров региональных брендов. Мы готовы поставлять на эти полки продукцию «Симбирского мёда».
– Каковы ваши планы на будущий год?
– Во-первых, хорошо перезимовать пчелам, провести сезон с достойными результатами по медосбору, приобрести новый опыт, друзей и прирасти лояльными клиентами, открывшими для себя замечательный вкус «Симбирского мёда».
Во-вторых, достойно представить нашу область на 47 конгрессе Всемирной федерации пчеловодческих ассоциаций «Апимондия». Мероприятие с ключевой темой «Пчела как фактор экономического и экологического благополучия человечества» пройдет в Уфе при участии десяти тысяч пчеловодов со всего мира.
– Вас часто спрашивают, чем вы занимаетесь зимой?
– Тот, кто не знает технологию пчеловождения, считает, что зима – это время отдыха для пчеловода. На самом деле это не так. Пчелы живут по законам природы. Они никогда не спят и все время работают, даже зимой. А пчеловод живет и работает в зависимости от уклада пчелиной семьи. Весной он помогает пчелам развиваться, летом перевозит пчел ближе к медоносам, поставляет пчелам рамки под мед, осенью помогает подготовиться к зиме. Все зимние месяцы – это производство ульев, рамок (их я делаю только из натурального дерева не хвойных пород, именно отсюда начинается вкус «Симбирского мёда»), изучение опыта других пчеловодов, планирование следующего сезона. Зимой можно позволить себе один или два выходных в неделю. Летом даже на сон больше, чем 5-6 часов у заботливого пчеловода не остается.
Instagram: @simbirskhoney
«Симбирский мёд» в Facebook
+7-929-797-44-55
Фото Виктории Чернышевой и из личного архива ИП Марьин А.С.