Сергей Макшанов: «Очень хочу, чтобы лицо Ульяновска поскорее стало "румяным", привлекательным для всего мира»
Фото: Сергей Ивлев
– Сергей Иванович, аналитике АРБ Про доверяют многие, а каким источникам доверяете вы? Ну, не телевидению же!...
– Доверяю первичным проверенным данным управленческого учета. Людям, которые имеют глубокую экспертизу в каком-то конкретном виде деятельности. Тем не менее, все остальные источники тоже обрабатываются аналитическими структурами ГК, просто в разной интерпретации. Это касается и телевидения. Имею в виду специализированные телевизионные бизнес-каналы – российские и зарубежные, которые есть смысл смотреть, разбираться в них. Их много, и среди них есть довольно любопытные.
Отмечу, что количество структур, которые аккумулируют большие данные, растет, просто надо подбирать конкретно по той или иной отрасли, и наши аналитики могут в этом помочь. Например, есть рынок соды, и есть один источник, который раз в год выдает по нему всю нужную информацию.
Наиболее частотным по обращению лично для меня является Euromonitor International.
– Ваша компания не первый год проводит в Ульяновске и других городах страны форсайт-конференцию. Что остается неизменным на «Базовых стратегиях»?
– Наша мотивация на рост количества эффективных бизнесов, которые создают продукт, конкурентоспособный на мировом рынке.
Остается неизменным для меня и ульяновский шарм, у вас тоже есть «заряженные» структуры, начиная от Сергея Васина (руководитель Корпорации развития Ульяновской области), неутомимо продолжающего приводить в регион инвесторов, которые привносят свою толику в развитие территории, ну, и усилия компании «Развитие» Александра Макарова – тоже здесь.
Ульяновск – город со своим лицом, и очень хочу, чтобы оно поскорее стало румяным, неотразимым и привлекательным для людей на планете Земля, чтобы они вообще знали, что эта территория существует и сколько здесь есть всего хорошего.
– А что принципиально нового в этом году узнали участники «Базовых стратегий – 2021»?
– В первую очередь, то, что в 2022 году надо будет ответить не на один очень сильный фактор, а на все пять: ковид, санкции, серия разрывов в производственно-логистических цепочках, которые еще не все проявились, – все впереди и довольно серьезно, далее – небывалый кадровый голод, который носит глобальный характер. И все это может быть дополнено мировым финансовым кризисом – есть признаки…
В силу этого мы видим бОльшее разделение групп бизнесов. В 2020-м их было всего три, сейчас – шесть категорий компаний. И к каждому из этих видов нужно найти свою дорогу. Помимо монополистов, транснациональных компаний, маркетплейсов есть компании, которые работают на консолидированных рынках, и это одна история. Бизнес, работающий на ненасыщенных рынках, где созданные предложения не закрывают даже половину спроса, – другая.
– В своем выступлении вы называли рынки, которые попали просто в мэйнстрим – диджитал, медицина. Им что, почивать на лаврах в 2022 году?
– Им нужно создать успешную стратегию и накопить резервы, набирать высоту и пользоваться всеми новыми трендами, которые есть.
А есть и те, по которым прошелся самый тяжелый удар пандемии ковида, что пока еще далека от завершения. У компаний, которые пока что не вошли в группу консолидаторов, пожалуй, самая драматичная ситуация – она не чувствуется, но означает то, что игра пошла под гору и скоро завершится для тех, кто не попадет в группу консолидаторов – или ты должен будешь покинуть рынок, или довольствоваться минимальной рентабельностью.
– Традиционно на «Базовых стратегиях» говорят о мировых трендах, которые с почти стопроцентной вероятностью актуальны и для России. Какой главный тренд 2022 года вы назовете?
– Тренд – это группа факторов, которые проявляют себя с все большей мощностью, и сейчас взлетающий тренд это – здоровый образ жизни, красота и долголетие. И для 90% рынка, ну, разве кроме тех, кто занимается чем-нибудь вроде сноса промышленных предприятий, здесь можно найти свое место. Этот тренд может дать дополнительную подъемную силу вашему бизнесу.
В прошлом году мы на БС показывали два параметра – цена переключения (если рынок насыщенный, то переключиться с товаров и услуг вашей компании ничего не стоит), и цена информирования. Если рынок только-только возникает, то надо еще до людей донести, что это очень нужно и важно. А вот по поводу здоровья все нынче проиформированы будьте-нате!
– А какой тренд лично вас задевает?
– Кадровый голод. Особенно это касается молодежи. Мало кто понимает, как нужно с ней работать, хотя в каждой отрасли есть свои варианты, и если они не будут найдены, то такая ситуация создает неприемлемые риски для бизнеса.
– Главная радость 2021 года для вас?
– Переход к высокопередельной индустриализации в России.
– А главная печаль?
– В 2021 году в ходе двух проектов – это про молодые прогрессивные команды – у меня была надежда, что мы наконец-то встретили компанию с креном в будущее. Увы, это оказалось не так, и по большому счету все управленческие команды – заложники прошлого опыта и сегодняшнего дня. И, подозреваю, что самой большой радостью в 2022 году станет способность компаний оторвать взгляд от того, чтобы смотреть вниз. Если метафорично, мы же ездим не только на велосипедах, но и на мотоциклах, а там надо смотреть только вперед. Вот и компании должны жить и действовать, опираясь на то, что будет в будущем, и желательно, чтобы это будущее было дальше, чем пять лет.
– Ваша главная надежда на 2022 год?
– Золотой фонд развивающихся российских компаний, а также старт качественного улучшения бизнес-климата в России, особенно в области налогообложения, доступности финансовых ресурсов, того, чтобы фискальная политика проводилась максимально с умом, чтобы наращивать количество эффективных компаний. Потому что то, что есть сейчас, – это препятствие.
– А что пожелаете ульяновскому деловому сообществу?
– Уважаемые руководители и те мужественные люди, которые развивают бизнес в ульяновской губернии и не только в ней. Впереди – 2022 год. Он будет веселым и калейдоскопичным, мне представляется, что будет очень-очень важно, если мы поднимем планку в нашей готовности к экспериментам, к тому, чтобы больше действовать и заменять разговоры именно пробами экспериментов. Сейчас мы немножечко перебарщиваем с мотивацией избегания неудач. Но нужно больше экспериментов, и тогда будет больше сюрпризов, что увеличит нашу способность многого хотеть.