€ 112,80
$ 107,18
¥ 14,63
Какую модель переключения вы соберете?
Фото: pixabay.com
Стоимость переключения – это денежные и неденежные издержки, с которыми сталкивается потребитель в результате перехода на другой бренд, продукт, поставщика.
Стоимость переключения на «наш» продукт с «чужого»
+
Стоимость переключения с «нашего» продукта на «чужой»
=
Повторные продажи + возможность повышать цены
5 моделей стоимости переключения. Выберите и соберите свою!
1. Lifestyle (Business style)
Потребительские товары, ассоциирующиеся с определенным стилем жизни:
- Успех, luxury
- Творчество, рок-н-ролл
- Эко
- Минимализм и т.д.
Профессиональные товары, создающие имидж бизнеса, например:
- инструмент Hilti
- спецодежда Lindstrom
- профессиональные ноутбуки Toughbook для специалистов, занимающихся выездной диагностикой
- профессиональные фены Dyson
Недостатки модели Lifestyle:
- Необходимо выстраивать историю и создавать легенды
- Неизбежно появятся дешевые реплики, «серый» сбыт и т.д.
- Мода и стиль изменчивы
- Когда денег совсем нет, приоритеты меняются
2. Техническое ограничение
- К нашим устройствам подходят только фирменные аксессуары, расходные материалы, запчасти
- Наш IT-продукт могут поддерживать только наши специалисты
- Чтобы эксплуатировать оборудование или ПО, надо пройти обучение у поставщика, получить официальный сертификат
- Чтобы перейти на другой продукт, пользователю нужно переучиваться, осваивать новый «интерфейс» и стандарты
Недостатки модели «Техническое ограничение»:
- Никто не любит, когда ограничивают свободу выбора!
- Техническая мысль не стоит на месте, а значит, появятся аналоги, если ваш продукт не стал стандартом отрасли (MS WORD, MS Excel, Adobe PDF)
- Если стоимость «оригиналов» слишком высока, пользователь взламывает ПО, модифицирует устройства, отсюда негативные ассоциации с оригинальным продуктом
- С учетом оригинальных расходников полная стоимость владения может оказаться чрезмерно высокой (с учетом неопределенности в экономике его просто не купят)
3. Экономика жадности
- Программа лояльности требует регулярных покупок товаров и услуг
- За сумму покупок можно получить неординарный приз или привилегию
- Чтобы выполнить все условия, придется отказаться от альтернативных поставщиков
- Высокий штраф или потеря всех привилегий в случае прекращения сотрудничества + мучительная процедура расторжения договора
Недостатки модели «Экономика жадности»:
- Необходимо максимально широкое предложение, покрывающее как можно больше потребностей клиентов. Поэтому модель отлично подходит для альянсов и экосистем, объединяющих клиентскую базу.
Примеры:
«Аэрофлот»: полеты в 159 пунктов 54 стран + маршруты партнеров по альянсу SkyTeam
«Петрович»: 30000 наименований товаров в 23 категориях + биржа заказов для профессионалов
- Необходимо быть максимально доступным: онлайн и офлайн, федеральное покрытие
- Конкурент может предложить покрытие штрафа или другой «приз» при переключении
- Есть риск «просчитаться»
4. Мы помним все
- История покупок сохраняется в личном кабинете, удобно управлять регулярной закупкой
- В CRM сохраняется вся информация о взаимоотношениях с клиентом, так что передача от менеджера к менеджеру проходит «бесшовно»
Примеры:
Медицинский центр «XXI век» – программа обслуживания «от минус 9 месяцев», все данные в одном месте
Spotify – сервис запоминает историю поиска и подскажет, если рядом с вами концерт любимого исполнителя
Редко покупаемые товары
- Ювелирный магазин: мало кто покупает золото регулярно
- Есть группа «любителей»: покупают часто, именно там выбирают подарки близким
Поэтому персональные программы сервиса: помним предпочтения, информируем о новинках, рекомендуем «что к чему подходит», обеспечиваем комфорт с учетом индивидуальных особенностей каждого
Недостатки модели «Мы помним все»:
- Создание информационной системы, сохраняющей всю историю клиента или оборудования, стоит дорого
- Внедрение CRM в компании стоимость лицензий, стоимость остальных аспектов проекта
5. Совместная история успеха
- Марка одежды, которая точно подойдет при данном типе фигуры
- Средство для стирки, от которого свитер точно не «сядет»
- Химчистка, где точно не испортят любимую кожаную куртку
- Надежный продавец мяса на рынке
- АЗС без риска заправиться «левым» топливом
Пример: компания, которая специализируется на монтаже тяжелого оборудования:
- Стремятся стать «официальным монтажником» основных поставщиков такого оборудования, чтобы получить более простой вход на объект
- Выстраивают репутацию «эти точно не испортят»
- Регулярная работа с одним и тем же типом оборудования
- = возможность нарастить компетенции и повысить рентабельность
Пример: коммерческая недвижимость
- Около торгового или бизнес-центра – удобная парковка
- В торговом центре – сбалансированный состав магазинов и сервисов, «сделал все дела за 40 минут»
- В бизнес-центре «Деловой квартал» (Екатеринбург): парковка, развозка, услуги для бизнеса и сервисы, дающие арендаторам возможность соблюдать work life balance
Пример: товары и услуги с длинным циклом потребления
- Продукт покупается редко и служит долго (пластиковые окна)
- Собираем и капитализируем все отзывы
- Развиваем продажи «по рекомендации» (реферальные программы и т.д.)
- Возможность оставить отзыв «в один клик» (OZON)
- Измеряем NPS (индекс «готовности рекомендовать»)
Пример: франшиза
- Продаем «свою историю успеха»
- Предлагаем продукт и инструменты для реализации (единый контракт закупки, стандарты работы, маркетинговую поддержку)
- Создаем совместную историю успеха
HARAT'S
21 собственный бар
54 + франшизных предприятий
INVITRO
1100 + медицинских офисов
Важные свойства клиентов, влияющие на продажи
- Для чего покупает: для себя / для работы / для перепродажи?
- Чем занимается: насколько выиграл/ пострадал в пандемию, чего ожидает от ближайшего будущего?
- Сетевой/точечный
- Что для него особенно важно
5 шагов к вашей модели
Шаг 1. Анализ регулярности работы с клиентами
Шаг 2. «Люби и знай своего клиента»: анализ и классификация клиентов
Шаг 3. Учет и анализ претензий
На что жалуются?
- Свойства продукта не отвечают обещаниям поставщика (твердые факты)
- Свойства продукта не отвечают ожиданиям клиента (эмоции)
- Некорректная информация о продукте или доставке
- Продукт поврежден при доставке/доставлен с опозданием
- Недостача/пересортица
- «У вас нет того, что нам нужно»
В чем причина?
- Работа оборудования
- Нарушения сотрудников
- Квалификация сотрудников
- Качество информирования
- Неоптимальный процесс
- Сбой в процессе
- Вина третьей стороны
- «Так и было задумано»
- Попытка сэкономить
Шаг 4. Проектирование факторов стоимости
Шаг 5. Упаковка и информирование
Послание бренда:
- Соответствует истине (см. «Претензии»)
- Адресовано конкретной клиентской группе (см. «Знай и люби своего клиента»)
- Нацелены в значимые для клиента области
Готовые решения:
- Для отраслей (типов объектов)
- Под задачу (ситуацию)
- С историей успеха (подтверждено исследованиями)
Чем больше база актуальных и потенциальных клиентов, тем ниже стоимость информирования
- Подключаться к экосистемам
- Развивать инструменты выхода на новые аудитории (новых потенциальных клиентов)
- Анализировать все параметры охвата, вовлеченности, узнаваемости
- Работать со всеми лидами
Благодарим Консалтинговую компанию «Развитие» и лично Александра Макарова за помощь в подготовке материала