Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Куда, как и с кем двигаться дальше

Об этом и многом другом узнали участники форсайт-конференции «Базовые стратегии», которая прошла в Ульяновске третий раз. Журналист uldelo.ru, побывавший на уникальном мероприятии от ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» и КК «Развитие», делится эксклюзивом.

Грядет финансовый кризис?

На мероприятие, организованное Консалтинговой компанией «Развитие» Александра Макарова, прибыли представители десяти российских городов – от Москвы до Тюмени. Само собой, такое событие не смогли пропустить и представители ульяновского делового сообщества. Среди участников БС были замечены бизнесвумен со стажем Татьяна Хохлышева, генеральный директор ООО «Компания ИНКОМ» Любовь Калясина, целая команда IT-компании SimbirSoft…

Конференцию эксперт № 1 в России по стратегическому планированию и экономическим сценариям, управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» Сергей Макшанов начал с небольшой ретроспективы, напомнил, что основной фактор воздействия на мировую и российскую экономику в 2020 году – пандемия. Были непонятны (и до сих пор!) все последствия COVID-19. Фактор глобализации выключен.

А что принес 2021-й?

Мы рассчитывали, что «все это закончится по мере достижения порогов коллективного иммунитета». Но этого не произошло.

Что добавилось? Старт разрывов логистических и производственных цепочек и вызванные этим дефициты сырья, комплектующих, оборудования и рост цен.


Что определит ход событий в 2022 году?

  1. Продолжение пандемии COVID (она с нами еще года на три минимум), со временем перерастет в сезонную вирусную инфекцию. Риск возникновения новых эпидемий
  2. Энергетический кризис в ЕС, КНР и пр., что стимулирует интерес к солнечной и ядерной генерации
  3. Продолжение инфляции в развитых странах, импорт инфляции (цены и затраты) в экономику РФ
  4. Разрывы в глобальных цепочках поставок (пандемия+санкции) будут сопровождаться жестким товарным дефицитом и ростом цен
  5. Глобальный кадровый «голод», связанный с миграционными потоками, развитием доставочных сервисов, удаленной занятостью и высоким уровнем тревоги работников.

Эксперты прогнозируют:

  • Динамика восстановления мировой экономики
  • Продолжение роста рыночной силы цифровых (платформенных, многосторонних, экосистемных) бизнесов при их сдвиге в экономику А1Б1 («полезная» реальная и виртуальная).
  • Реализация финансового кризиса – по большинству прогнозов наиболее вероятен в 2023 году:
  • – индикатор У. Баффета – 205% (норма – 100%)
  • – коэффициент Р. Шиллера – 37, 98, в 2 раза выше исторического среднего, а 25 всегда был с последствиями
  • – «гранды» накапливают «кэш» ($6,5 трлн на балансах крупнейших нефинансовых компаний, прогноз к 2022 – $7,1 трлн)
  • Нарастающие противоречия внутри ЕС, между США и КНР, ЕС, США пи РФ, военная опасность.

ESG и другие длинные тренды

Традиционно на «Базовых стратегия» говорили о «длинных» мировых трендах, о последствиях, с ними связанными. Так, рост социальной ответственности, ответственного отношения к окружающей среде ведет к росту интереса и объема ответственного инвестирования, отказу инвестбанков от финансирования неэкологичных угольных электростанций, активной поддержке декарбонизации клиентов. Вопрос для России – трансграничный углеродный налог, по решению Евросоюза начнет вводиться с 2023 года.

Под налог может попасть российский экспорт объемом $7,6 млрд в год: металлурги, угольщики, производители удобрений и цемента, нефтегазовый сектор.

$35,3 трлн – мировой объем ESG-активов (GSS – «зеленые» (Green Bonds), «социальные» (Social Bonds), «устойчивые» (Sustainable Bonds))



Еще один «длинный» тренд – опережающая динамика виртуальной экономики.

  • Мировой рынок игр:
    $173,7
    +10% за 2020
    $3,5 млрд – платные трансляции игр
    2,6 млрд мобильных геймеров, +46% за 2020
    38% платят за игры
  • Мировой рынок видеоконтента
    $85,2 млрд
    +14 за 2020
  • Мировой рынок стриминг музыки
    $12,8 млрд
    + 9,8% за 2020
    Бюджеты онлайн-стримингов на производство контента > ВВП
    – Эстонии или Латвии (Disney)
    – Грузии (Netflix, YouTube)
    – Мальты (AMAZON)
  • Капитализация NFT-токенов
    (NFT – цифровой сертификат, который определяет какой-либо объект и право собственности на него)
    $8 млрд
    +56 раз (!) за 2020

Однако….

IT-гиганты продолжают инвестиции в офлайн-активы!

  • AMAZON
    Мультибрендовый портфель розницы – около 600 торговых точек
  • Met
    Планы по развитию розничной сети по продаже аппаратного обеспечения для VR Oculus и сопутствующей продукции
    Флагманский магазин к открытию – Калифорния, продукты Oculus будут переименованы в Meta в рамках ребрендинга
  • Alphabet Google
    Открытие первого экспериментального розничного магазина Google Store по продаже цифровых устройств, Нью-Йорк, США, вблизи кампуса компании
    Цель открытия: повышение осведомленности потребителя о продукции и сервисах Google и сбор обратной связи.

Период 2020-2021 в мире и России:

  • смешал карты большинству компаний, скорректировал приоритеты;
  • выявил узкие места, полезность созданных структур, прояснил, кто есть кто, побудил заняться много раз отложенными вещами;
  • придал ускорение рынкам IT (EdTech, FoodTech, MedTech, тренду ЗОЖ и активного долголетия);
  • привлек на фондовые рынки рекордное количество непрофессиональных инвесторов;
  • отложил наступление мирового финансового кризиса.

– Финансирование биржевое, внебанковское постепенно становится хорошей альтернативой банковскому кредиту.

– Региональный потенциал: 82% клиентов – вне Москвы и Московской области.


Стартап на миллиард

Важный тренд в мировой экономике – восстановление ВВП и занятости в мире. За последнее время занятость упала рекордно, но быстро восстанавливается: США и другие страны адаптируются к изоляции и разрывам. Экономика США непрерывно обновляется, требуя новые компетенции: вакансии > увольнения.

Что касается растущих рынков и ниш в 2021-м, то здесь эксперты отметили интересный тренд: рынок трансформируют стартапы на $1 млрд и выше.

Так, компания-стартап CANVA ($40 млрд) привнесла в рынок доступность качественного дизайна (шаблонов) для ведения социальных сетей. Целевые клиенты – пользователи соцсетей, блогеры.

Databricks ($38 млрд) упрощает процесс аналитики полуструктурированных данных (B2B). А Revolut ($33 млрд) позволяет избежать скрытых платежей и комиссий при конвертации валют и платежах заграницей (B2C).

Зачем технологичные компании мира из ТОП-100 покупают малышей:

  1. Усиление, развитие продукта.
  2. Расширение продуктового портфеля.
  3. Географическая экспансия.
  4. Захват доли рынка.
  5. Права интеллектуальной собственности.

ТОП-10 мирового рынка в сегменте «Потребительские товары» B2C – продажи через розничные сети, $млрд:

  1. одежда и обувь (1640)
  2. туризм (1542)
  3. алкоголь (1509)
  4. предметы роскоши (1125)
  5. дом и сад (1122)
  6. выпечка, каши и хлопья, паста, переработанное мясо и морепродукты (963)
  7. табачная продукция (908)
  8. бытовая техника (840)
  9. молочные продукты (614)
  10. снеки (580)

Быстрее всех в 2022-2025 годах, по мнению экспертов, будут расти: туризм (14%), зоотовары (8%) и алкоголь (7%).


В России ситуация похожая.

ТОП-10 в сегменте «Потребительские товары» B2C – продажи через розничные сети, млрд рублей:

  1. одежда и обувь (2710)
  2. алкоголь (2688)
  3. снеки (1827)
  4. молочные продукты (1693)
  5. табачная продукция (1629)
  6. дом и сад (1416)
  7. туризм (1246)
  8. бытовая техника (1239)
  9. выпечка, каши и хлопья, переработанное мясо и морепродукты (1238)
  10. предметы роскоши (1204)

Все эти сегменты в ближайшие годы в России будут расти, самый существенный рост за 4 года прогнозируется у табачной продукции (9,7%), выпечки, каш и пр. (7,4%), алкоголя (4,5%). Также в родных пенатах, считают эксперты, будут расти такие сегменты, как зоотовары, бумажная гигиена, товары для дома.

ТОП-10 мирового рынка в сегменте «Производство и сервис», B2В, $млрд:

  1. строительство и недвижимость (26255)
  2. оптовая и розничная торговля (15980)
  3. профессиональные услуги для бизнеса (юристы, консалтинг, маркетинг, реклама, рекрутинг и т.д.) (11935)
  4. логистика (транспортная и складская) (10607)
  5. финансы и страхование (9965)
  6. it и телекоммуникации (8659)
  7. здравоохранение и медицинские услуги (8252)
  8. напитки, продукты питания, табак (8038)
  9. металлургия, продукты из металлов (7486)
  10. приборостроение и техника (бытовая техника, оптика, цифровая электроника, лампы, электромоторы, провода и кабели, электротехника, компьютеры, мобильные телефоны и т.д.) (7083)

Все эти сегменты в ближайшие годы будут демонстрировать рост на уровне 5-7%, а логистика – все 8.

ТОП-10 российского рынка в сегменте «Производство и сервис» (проф. и простой), B2В, млн рублей:

  1. строительство и недвижимость (26875)
  2. розничная торговля (26719)
  3. энергетика (генерация и распределение электричества, газ, водоснабжение, тепло и т.д.) (23557)
  4. логистические услуги, хранение и транспортировка (14657)
  5. металлургия, продукты из металлов (12398)
  6. профессиональные услуги для бизнеса (юристы, консалтинг, маркетинг, реклама, рекрутинг и т.д.) (11730)
  7. переработка и утилизация мусора (11469)
  8. напитки, продукты питания, табак (9830)
  9. сельское хозяйство (9086)
  10. здравоохранение и медицинские услуги (7551)

Также в России неплохо развиваются отрасли: финансы и страхование, IT и телекоммуникации, транспорт, образование, механическое промышленное оборудование.

А самые быстрорастущие ниши в России:

  1. витамины, травяные лекарства, бады и т.д.
  2. гормональные препараты
  3. вакцины и другие иммунологические продукты
  4. фармпрепараты широкого спектра
  5. противоинфекционные препараты
  6. производства цинка, олова и свинца
  7. услуги терапевта
  8. сидр и фруктовые вина
  9. веники, щетки и швабры
  10. деревянные ящики и контейнеры для логистики
  11. драгоценные металлы
  12. спортивные и рекреационные услуги
  13. парки развлечений и развлекательные услуги
  14. производство и восстановление резиновых шин
  15. добыча железной руды

Экспорт. Восстановление

В 2020 фактор пандемии сократил и стоимостные, и физические объемы экспорта.

В 2021 году все восстанавливается:

  • Сальдо ВЭД растет – $130,3 млрд (за 9 мес.).
  • Экспорт $344 млрд (+41%).
  • Импорт $214 млрд (+29%).
  • Доля ТЭК по результатам 2021 года вырастет в деньгах за счет роста мировых цен, физически же сократится.
  • Экспорт продовольствия и сырья для его производства – продолжение роста и в стоимости, и в объемах.

Хороший тренд: рост НЕсырьевого Неэнергетического экспорта (ННЭ)

Ключевые факторы роста ННЭ:

  • В России конкурентные цены на ресурсы и труд по отношению к развитым и многим развивающимся странам.
  • Рост мировых цен на металлы, масложировую продукцию, целлюлозу, древесину, удобрения, нефтехимию, ядерное топливо.
  • Рост зарубежного спроса – стальной прокат, алюминий, готовые продукты питания, сельхозтехника.
  • Новые мощности – фармпродукция, сортовой прокат, полимеры, продукты питания.
  • Восстановление спроса – автомобили, потребительские товары, каучук, шины.
  • Продажа б/у техники, возврат из лизинга – суда, самолеты.
  • Неравномерные поставки по крупным контрактам в атомной сфере и ВПК.

За 10 месяцев 2021 года в России было введено не менее 165 крупных производств, инвестиции – 498 млрд рублей.

В ТОП-20 самых быстрорастущих городов Европы на перспективе 2020-2025 – 6 городов из России:

  • Балашиха
  • Тюмень
  • Сочи
  • Краснодар
  • Сургут
  • Подольск

Российская экономика. Резюме

В 2021 году экономика нашей страны превысит уровень 2019 года и продолжит органический рост с динамикой ниже мировой (с 2009 года российская экономика растет медленнее мировой).

Долгосрочные факторы роста:

  • Рост экспорта (в том числе, несырьевого) и количества экспортеров.
  • Продолжение развития транспортной инфраструктуры.
  • Рост объема перевозок.
  • Рост открытия новых производств, особенно высокопередельных.
  • Развитие инфраструктуры развития: ТОР, ОЭЗ, ТОСЭР, ФРП, РЭЦ, ФЦК, «Сириусы»…

Сохраняющиеся сдерживающие рост факторы:

  • Действие санкций (особенно в части доступа к ресурсам, технологиям и экспертизе).
  • Огосударствление (нефтегаз – 74%, машиностроение, оптика, электроника – 55,6%, финансы – 46,8%).
  • Бизнес-климат (включая фискальную составляющую).
  • Депопуляция.
  • Падение реально располагаемых доходов населения.

Но! Любой собственник может стать хозяином своей бизнес-судьбы.



Приоритеты – 2022 для бизнеса:

  1. Обогнать мир.
  2. Стать DIGITAL как можно быстрее и насколько можно.
  3. Защитить бизнес с помощью диверсификации и резервации.
  4. Нарастить человеческий капитал (привлекать молодых сотрудников и развивать профессионалов).
  5. Трансформировать процессы разработки новых продуктов.
  6. Обеспечить глобальное развитие бренда.
  7. Расширять доступ к экспертизе, технологиям и финансовым ресурсам.

Продолжение следует…

Фото: компания «Развитие», Татьяна Задорожняя

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: