€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Куда, как и с кем двигаться дальше
Грядет финансовый кризис?
На мероприятие, организованное Консалтинговой компанией «Развитие» Александра Макарова, прибыли представители десяти российских городов – от Москвы до Тюмени. Само собой, такое событие не смогли пропустить и представители ульяновского делового сообщества. Среди участников БС были замечены бизнесвумен со стажем Татьяна Хохлышева, генеральный директор ООО «Компания ИНКОМ» Любовь Калясина, целая команда IT-компании SimbirSoft…
Конференцию эксперт № 1 в России по стратегическому планированию и экономическим сценариям, управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» Сергей Макшанов начал с небольшой ретроспективы, напомнил, что основной фактор воздействия на мировую и российскую экономику в 2020 году – пандемия. Были непонятны (и до сих пор!) все последствия COVID-19. Фактор глобализации выключен.
А что принес 2021-й?
Мы рассчитывали, что «все это закончится по мере достижения порогов коллективного иммунитета». Но этого не произошло.
Что добавилось? Старт разрывов логистических и производственных цепочек и вызванные этим дефициты сырья, комплектующих, оборудования и рост цен.
Что определит ход событий в 2022 году?
- Продолжение пандемии COVID (она с нами еще года на три минимум), со временем перерастет в сезонную вирусную инфекцию. Риск возникновения новых эпидемий
- Энергетический кризис в ЕС, КНР и пр., что стимулирует интерес к солнечной и ядерной генерации
- Продолжение инфляции в развитых странах, импорт инфляции (цены и затраты) в экономику РФ
- Разрывы в глобальных цепочках поставок (пандемия+санкции) будут сопровождаться жестким товарным дефицитом и ростом цен
- Глобальный кадровый «голод», связанный с миграционными потоками, развитием доставочных сервисов, удаленной занятостью и высоким уровнем тревоги работников.
Эксперты прогнозируют:
- Динамика восстановления мировой экономики
- Продолжение роста рыночной силы цифровых (платформенных, многосторонних, экосистемных) бизнесов при их сдвиге в экономику А1Б1 («полезная» реальная и виртуальная).
- Реализация финансового кризиса – по большинству прогнозов наиболее вероятен в 2023 году:
- – индикатор У. Баффета – 205% (норма – 100%)
- – коэффициент Р. Шиллера – 37, 98, в 2 раза выше исторического среднего, а 25 всегда был с последствиями
- – «гранды» накапливают «кэш» ($6,5 трлн на балансах крупнейших нефинансовых компаний, прогноз к 2022 – $7,1 трлн)
- Нарастающие противоречия внутри ЕС, между США и КНР, ЕС, США пи РФ, военная опасность.
ESG и другие длинные тренды
Традиционно на «Базовых стратегия» говорили о «длинных» мировых трендах, о последствиях, с ними связанными. Так, рост социальной ответственности, ответственного отношения к окружающей среде ведет к росту интереса и объема ответственного инвестирования, отказу инвестбанков от финансирования неэкологичных угольных электростанций, активной поддержке декарбонизации клиентов. Вопрос для России – трансграничный углеродный налог, по решению Евросоюза начнет вводиться с 2023 года.
Под налог может попасть российский экспорт объемом $7,6 млрд в год: металлурги, угольщики, производители удобрений и цемента, нефтегазовый сектор.
$35,3 трлн – мировой объем ESG-активов (GSS – «зеленые» (Green Bonds), «социальные» (Social Bonds), «устойчивые» (Sustainable Bonds))
Еще один «длинный» тренд – опережающая динамика виртуальной экономики.
- Мировой рынок игр:
$173,7
+10% за 2020
$3,5 млрд – платные трансляции игр
2,6 млрд мобильных геймеров, +46% за 2020
38% платят за игры - Мировой рынок видеоконтента
$85,2 млрд
+14 за 2020 - Мировой рынок стриминг музыки
$12,8 млрд
+ 9,8% за 2020
Бюджеты онлайн-стримингов на производство контента > ВВП
– Эстонии или Латвии (Disney)
– Грузии (Netflix, YouTube)
– Мальты (AMAZON) - Капитализация NFT-токенов
(NFT – цифровой сертификат, который определяет какой-либо объект и право собственности на него)
$8 млрд
+56 раз (!) за 2020
Однако….
IT-гиганты продолжают инвестиции в офлайн-активы!
- AMAZON
Мультибрендовый портфель розницы – около 600 торговых точек - Met
Планы по развитию розничной сети по продаже аппаратного обеспечения для VR Oculus и сопутствующей продукции
Флагманский магазин к открытию – Калифорния, продукты Oculus будут переименованы в Meta в рамках ребрендинга - Alphabet Google
Открытие первого экспериментального розничного магазина Google Store по продаже цифровых устройств, Нью-Йорк, США, вблизи кампуса компании
Цель открытия: повышение осведомленности потребителя о продукции и сервисах Google и сбор обратной связи.
Период 2020-2021 в мире и России:
- смешал карты большинству компаний, скорректировал приоритеты;
- выявил узкие места, полезность созданных структур, прояснил, кто есть кто, побудил заняться много раз отложенными вещами;
- придал ускорение рынкам IT (EdTech, FoodTech, MedTech, тренду ЗОЖ и активного долголетия);
- привлек на фондовые рынки рекордное количество непрофессиональных инвесторов;
- отложил наступление мирового финансового кризиса.
– Финансирование биржевое, внебанковское постепенно становится хорошей альтернативой банковскому кредиту.
– Региональный потенциал: 82% клиентов – вне Москвы и Московской области.
Стартап на миллиард
Важный тренд в мировой экономике – восстановление ВВП и занятости в мире. За последнее время занятость упала рекордно, но быстро восстанавливается: США и другие страны адаптируются к изоляции и разрывам. Экономика США непрерывно обновляется, требуя новые компетенции: вакансии > увольнения.
Что касается растущих рынков и ниш в 2021-м, то здесь эксперты отметили интересный тренд: рынок трансформируют стартапы на $1 млрд и выше.
Так, компания-стартап CANVA ($40 млрд) привнесла в рынок доступность качественного дизайна (шаблонов) для ведения социальных сетей. Целевые клиенты – пользователи соцсетей, блогеры.
Databricks ($38 млрд) упрощает процесс аналитики полуструктурированных данных (B2B). А Revolut ($33 млрд) позволяет избежать скрытых платежей и комиссий при конвертации валют и платежах заграницей (B2C).
Зачем технологичные компании мира из ТОП-100 покупают малышей:
- Усиление, развитие продукта.
- Расширение продуктового портфеля.
- Географическая экспансия.
- Захват доли рынка.
- Права интеллектуальной собственности.
ТОП-10 мирового рынка в сегменте «Потребительские товары» B2C – продажи через розничные сети, $млрд:
- одежда и обувь (1640)
- туризм (1542)
- алкоголь (1509)
- предметы роскоши (1125)
- дом и сад (1122)
- выпечка, каши и хлопья, паста, переработанное мясо и морепродукты (963)
- табачная продукция (908)
- бытовая техника (840)
- молочные продукты (614)
- снеки (580)
Быстрее всех в 2022-2025 годах, по мнению экспертов, будут расти: туризм (14%), зоотовары (8%) и алкоголь (7%).
В России ситуация похожая.
ТОП-10 в сегменте «Потребительские товары» B2C – продажи через розничные сети, млрд рублей:
- одежда и обувь (2710)
- алкоголь (2688)
- снеки (1827)
- молочные продукты (1693)
- табачная продукция (1629)
- дом и сад (1416)
- туризм (1246)
- бытовая техника (1239)
- выпечка, каши и хлопья, переработанное мясо и морепродукты (1238)
- предметы роскоши (1204)
Все эти сегменты в ближайшие годы в России будут расти, самый существенный рост за 4 года прогнозируется у табачной продукции (9,7%), выпечки, каш и пр. (7,4%), алкоголя (4,5%). Также в родных пенатах, считают эксперты, будут расти такие сегменты, как зоотовары, бумажная гигиена, товары для дома.
ТОП-10 мирового рынка в сегменте «Производство и сервис», B2В, $млрд:
- строительство и недвижимость (26255)
- оптовая и розничная торговля (15980)
- профессиональные услуги для бизнеса (юристы, консалтинг, маркетинг, реклама, рекрутинг и т.д.) (11935)
- логистика (транспортная и складская) (10607)
- финансы и страхование (9965)
- it и телекоммуникации (8659)
- здравоохранение и медицинские услуги (8252)
- напитки, продукты питания, табак (8038)
- металлургия, продукты из металлов (7486)
- приборостроение и техника (бытовая техника, оптика, цифровая электроника, лампы, электромоторы, провода и кабели, электротехника, компьютеры, мобильные телефоны и т.д.) (7083)
Все эти сегменты в ближайшие годы будут демонстрировать рост на уровне 5-7%, а логистика – все 8.
ТОП-10 российского рынка в сегменте «Производство и сервис» (проф. и простой), B2В, млн рублей:
- строительство и недвижимость (26875)
- розничная торговля (26719)
- энергетика (генерация и распределение электричества, газ, водоснабжение, тепло и т.д.) (23557)
- логистические услуги, хранение и транспортировка (14657)
- металлургия, продукты из металлов (12398)
- профессиональные услуги для бизнеса (юристы, консалтинг, маркетинг, реклама, рекрутинг и т.д.) (11730)
- переработка и утилизация мусора (11469)
- напитки, продукты питания, табак (9830)
- сельское хозяйство (9086)
- здравоохранение и медицинские услуги (7551)
Также в России неплохо развиваются отрасли: финансы и страхование, IT и телекоммуникации, транспорт, образование, механическое промышленное оборудование.
А самые быстрорастущие ниши в России:
- витамины, травяные лекарства, бады и т.д.
- гормональные препараты
- вакцины и другие иммунологические продукты
- фармпрепараты широкого спектра
- противоинфекционные препараты
- производства цинка, олова и свинца
- услуги терапевта
- сидр и фруктовые вина
- веники, щетки и швабры
- деревянные ящики и контейнеры для логистики
- драгоценные металлы
- спортивные и рекреационные услуги
- парки развлечений и развлекательные услуги
- производство и восстановление резиновых шин
- добыча железной руды
Экспорт. Восстановление
В 2020 фактор пандемии сократил и стоимостные, и физические объемы экспорта.
В 2021 году все восстанавливается:
- Сальдо ВЭД растет – $130,3 млрд (за 9 мес.).
- Экспорт $344 млрд (+41%).
- Импорт $214 млрд (+29%).
- Доля ТЭК по результатам 2021 года вырастет в деньгах за счет роста мировых цен, физически же сократится.
- Экспорт продовольствия и сырья для его производства – продолжение роста и в стоимости, и в объемах.
Хороший тренд: рост НЕсырьевого Неэнергетического экспорта (ННЭ)
Ключевые факторы роста ННЭ:
- В России конкурентные цены на ресурсы и труд по отношению к развитым и многим развивающимся странам.
- Рост мировых цен на металлы, масложировую продукцию, целлюлозу, древесину, удобрения, нефтехимию, ядерное топливо.
- Рост зарубежного спроса – стальной прокат, алюминий, готовые продукты питания, сельхозтехника.
- Новые мощности – фармпродукция, сортовой прокат, полимеры, продукты питания.
- Восстановление спроса – автомобили, потребительские товары, каучук, шины.
- Продажа б/у техники, возврат из лизинга – суда, самолеты.
- Неравномерные поставки по крупным контрактам в атомной сфере и ВПК.
За 10 месяцев 2021 года в России было введено не менее 165 крупных производств, инвестиции – 498 млрд рублей.
В ТОП-20 самых быстрорастущих городов Европы на перспективе 2020-2025 – 6 городов из России:
- Балашиха
- Тюмень
- Сочи
- Краснодар
- Сургут
- Подольск
Российская экономика. Резюме
В 2021 году экономика нашей страны превысит уровень 2019 года и продолжит органический рост с динамикой ниже мировой (с 2009 года российская экономика растет медленнее мировой).
Долгосрочные факторы роста:
- Рост экспорта (в том числе, несырьевого) и количества экспортеров.
- Продолжение развития транспортной инфраструктуры.
- Рост объема перевозок.
- Рост открытия новых производств, особенно высокопередельных.
- Развитие инфраструктуры развития: ТОР, ОЭЗ, ТОСЭР, ФРП, РЭЦ, ФЦК, «Сириусы»…
Сохраняющиеся сдерживающие рост факторы:
- Действие санкций (особенно в части доступа к ресурсам, технологиям и экспертизе).
- Огосударствление (нефтегаз – 74%, машиностроение, оптика, электроника – 55,6%, финансы – 46,8%).
- Бизнес-климат (включая фискальную составляющую).
- Депопуляция.
- Падение реально располагаемых доходов населения.
Но! Любой собственник может стать хозяином своей бизнес-судьбы.
Приоритеты – 2022 для бизнеса:
- Обогнать мир.
- Стать DIGITAL как можно быстрее и насколько можно.
- Защитить бизнес с помощью диверсификации и резервации.
- Нарастить человеческий капитал (привлекать молодых сотрудников и развивать профессионалов).
- Трансформировать процессы разработки новых продуктов.
- Обеспечить глобальное развитие бренда.
- Расширять доступ к экспертизе, технологиям и финансовым ресурсам.
Продолжение следует…
Фото: компания «Развитие», Татьяна Задорожняя