Пять трюков, которые помогут продать все что угодно
Фото: pixabay.com
Как привлечь клиента на свою сторону, стать «монстром продаж», рассказывает Игорь Рызов, бизнес-тренер, ведущий российский эксперт по ведению переговоров, автор бестселлеров «Кремлевская школа переговоров», «Жесткие переговоры» и др.
В последнее время развелось немало «сказочников», которые якобы знают «секретные» инструменты, некие «волшебные таблетки» по обработке возражений. Так вот я заявляю, что в переговорах нет ни оного приема, который работал бы всегда и со всеми. Но есть трюки, которые подчинены технологиям влияния на решение покупателя.
Однако не надо путать влияние и псевдовлияние. Известна, например, манипулятивная и плохая технология «три да», о которой на тренингах по продажам обычно рассказывает тренер-«сказочник»: запутать человека тремя простыми вопросами, на которые он ответит «да», и четвертое «да» он скажет автоматически.
На самом деле это не работает, потому что получить «да» – не значит еще ни-че-го. После «да» может последовать жесткое «нет».
4 верных способа «убить» продажи
- Сказать «нет», «я не согласен»
Начиная спорить с потенциальным покупателем, вы лишаетесь его как клиента. Доказать, убедить, что вы – лучший конкурент среди всех, и совершить продажу – это разные вещи.
Убедить, что, к примеру, эта квартира – лучшая по своему ценовому предложению, не значит продать ее. Убедить человека, что MLM не пирамида, не значит заполучить в сетевой маркетинг нового клиента.
Нужно избегать спора и несогласия.
- Начать оправдываться
Когда потенциальный покупатель говорит, что ваше предложение – слишком дорогое, вы, чувствуя свою робость, дрожащим голосом начинаете оправдываться и… проигрываете.
- Доказывать и убеждать
Ведя переговоры в стиле «айфон круче, чем самсунг» или «лыжники круче, чем сноубордисты», вы не сможете убедить покупателя.
Как только мы начинаем спорить, доказывать, мы проигрываем.
- Работать по скриптам и шаблонам
Прекратите говорить по шаблону! Любой шаблон, любой скрипт напрочь убивает желание что-то у вас купить. Шаблон не учитывает личность и прочие нюансы.
Переговорные трюки, которые действуют на многих
Трюк 1. Двойная петля
Вместо того, чтобы убивать свои продажи доказыванием, убеждением, мы применяем этот трюк: не дожидаясь возражений, мы наперед высказываем их, захватывая человека в «петлю».
Применяем этот прием с помощью подобных фраз:
- Я вижу, что вы скептически настроены…
- Мне кажется, что не верите в достоверность данных…
- Какая-то ваша часть сопротивляется изменениям…
- Я ощущаю, что вы сомневаетесь в выборе…
- Выглядит так, как будто вы сомневаетесь в …
Рассказываю на своем примере. В далеком 1996 году я купил свою первую дизельную машину, которая доставила мне кучу хлопот: она глохла, не заводилась, и у меня в голове появилось стойкое возражение, что на дизельной машине я больше ездить не буду.
И когда я посещал автосалоны, где мне пытались продать дизельную машину, там со мной начинали спорить и все время пытались доказать, что дизель лучше бензина, круче и так далее. Убеждали ли меня эти доказывания? Нет!
Но в одном салоне менеджер сказал мне: «Игорь, я вижу, что вы скептически настроены в отношении дизельных машин» (таким образом, он проговорил мое скептическое настроение). А когда у вас была последняя дизельная машина?» В 1996-м, отвечаю. И слышу: «Игорь, как вы думаете, за 23 года что-то изменилось в технике машин?!».
Почему двойная петля?
Сценарий №1. Попал в точку.
Если я попал в точку, то управляю диалогом дальше. Помогаю оппоненту разобраться, самому себе разъяснить причины и посмотреть в другую сторону. Тем самым открываю его мышление и освобождаю пространство для нового.
Сценарий №2. Ошиблись.
Вы говорите потенциальному клиенту: «Мне кажется, что вы не до конца уверены, что нужно покупать эту квартиру». Он: «Нет, это не так». «Тогда, простите, в чем заключаются ваши сомнения?»
Происходит резкий поворот, и оппонент сам вас и себя начинает убеждать в обратном. То есть продавать все сам за себя. Этот трюк очень хорошо действует для того, чтобы, не споря, развернуть человека и направить в свое русло.
Пример. Я занимаюсь спортом, и однажды мой коллега по триатлону высказал сомнение: мол, знаешь, все онлайн-тренинги неэффективны. И вместо того, чтобы доказывать ему обратное, я сказал: «Слушай, у меня есть такое чувство, что у тебя был какой-то негативный опыт, связанный с онлайн-обучением». Он: да, был. «Расскажи!» И коллега рассказывает, что однажды купил курс, и ему подсунули список документации, которую он должен был самостоятельно изучить. На что я сказал, что тоже негативно отношусь к подобным «курсам» и задал вопрос: «А если бы это был курс, где были бы уроки, с четко структурированными домашними заданиями, отработкой практики и так далее?» Он: а что, есть такие курсы? И я пригласил его на свой курс. То есть не стал ему доказывать обратное, а как бы поймал его «в петлю» и провел правильным курсом.
Трюк 2. Резкий поворот
Этот прием, влияющий на мнение потенциального покупателя, уходит своими корнями в отрасль страхования. Когда-то давным-давно, когда в США шла война, все солдаты должны были быть застрахованными. Так вот обязательная страховка стоила условно 1 доллар, а добровольная – 5. И был один гениальный агент, который больше всего продавал именно добровольных страховок. Оказалось, что он спрашивал у солдата: «А знаешь ли ты, сколько государство в случае твоей смерти заплатит твоим родственникам?» Тот отвечал: да, знаю, 10 долларов. «А если страховка добровольная? «Тысячу». – Так кого твоя страна пошлет на верную смерть? Того, у кого обязательная страховка или добровольная?...
Личный пример. Я покупаю спортивные вещи одного бренда, они дорогущие, очень удобные, но у носков есть большой недостаток – они рвутся. Когда я сказал об этом менеджеру компании, он ответил: «А как ты считаешь, что самое важное в спортивных носках?» И когда я на секундочку завис, он сам ответил: чтобы стопа была в целости. У тебя хоть раз были на ногах натоптыши или мозоли? Я сказал, что нет. «Вот поэтому они стоят дорого, и плевать, что они рвутся».
Как это может применить, скажем, агент по недвижимости? Когда вам задают вопрос, почему услуги риелтора так дороги, вы спрашиваете (резкий поворот!): «А за что, как вы думаете, риелтор берет деньги?» И не давая человеку ответить, говорите: «За то, чтобы вы не тратили свое время на показ квартиры, за то, чтобы были уверены в том, что за свою квартиру вы получите честные деньги и так далее». И дальше: «Стоит это потраченных средств?»
Трюк 3. Дальновидность
Вы считаете себя дальновидным человеком? Я себя считаю. И я вас уверяю, что 99 % людей, которым вы зададите этот вопрос, ответят утвердительно. И большинство ваших клиентов тоже считают себя дальновидными. Вот это и надо использовать.
К примеру, вы продаете финансовые услуги – брокерский счет или банковский продукт. И вместо того, чтобы доказывать человеку, что ему именно сейчас нужно открыть брокерский счет, и это позволит в будущем жить не на одну пенсию, вы можете говорить так: «Вы наверняка, как дальновидный человек заботитесь о своем благосостоянии, правда? Ведь дальновидные люди не могут полностью доверять государственной пенсии, а заботятся о ней сами. Правильно? Так давайте мы с вами посмотрим, какие продукты вам могут быть полезны…».
Полезные фразы:
- Насколько вы дальновидный человек, чтобы инвестировать в недвижимость именно сегодня?
- Надеюсь, вы смотрите в будущее и уже сейчас думаете об образовании своих детей? Слово «дальновидный» можно не использовать.
- Я уверен, что только дальновидные люди сегодня думают о своей пенсии. Вы же такой?
- Ну, недальновидный специалист продолжит использовать старое оборудование. А дальновидный….
Этот трюк действует тогда, когда мы слышим возражения – у меня есть, меня все устраивает, не вижу преимуществ, ой, не знаю, может, потом.
Трюк 4. Представьте себе
Существует теория о том, что все люди делятся на визуалов, кинестетиков и т.д. Но не важно, как человек получает информацию – через глаза, уши и пр. Мы все – фантазеры.
Все решения человек принимает дважды. Первый – мысленно, второй – в реальности. Поэтому мы должны дать возможность оппоненту, потенциальному покупателю представить ситуацию, примерить ее в своей голове, ощутить.
Пример. Однажды в ювелирном магазине я покупал своей супруге украшение. И рядом молодой человек выбрал для своей девушки огромные янтарные серьги. И это были самые ужасные серьги, которые я видел в своей жизни! Моя бабушка такие не носила! Мне захотелось подойти ему и сказать: «Что ты покупаешь?!»
И тут девушка-продавец достает очень элегантные и идентичные по стоимости серьги и говорит: «Представьте, пожалуйста, какие серьги будут смотреться на вашей девушке ярче и интереснее? Эти или эти?». При этих словах она быстро смахнула с руки ужасные серьги из янтаря.
Стоит использовать подобные фразы:
- Представьте, как обрадуется ваша супруга, если вы сделаете ей такой подарок!
- Представьте, что произойдет, если…
Трюк 5. А вам оно надо?
Какой самый большой страх у продавца? Страх отказа, страх услышать слово «НЕТ». Поэтому большинство продавцов строят свои диалоги по следующему сценарию:
- Уверен, что вам понравится эта квартира
- Вам точно надо записаться на этот курс
- Только в этом месяце будут скидки
Это устаревшая формула. Покупателя надо провоцировать с помощью фраз «Не уверен, что это вам подойдет, но…
Вместо: «Уверен, что вам понравится эта квартира» – говорим: «Не уверен, что квартира отвечает запросу на 100%, но давайте вы посмотрите и решите».
Вместо: «Вам точно надо записаться на этот курс» говорим: «Не уверен в том, что именно этот курс даст вам желаемый результат. Давайте все-таки расспрошу вас детально о ваших ожиданиях».
Как в детской сказке про дядюшку Римуса: «Только не бросай меня в терновый куст!». Этот хитрый прием вызывает много вопросов, но на некоторых действует эффективно.