Как управлять конфликтами
Фото: cottonbro, Pexels
Что такое конфликт?
Конфликт – это столкновение, наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Термин «конфликт» применим к широкому кругу явлений. Хорошо известные всем примеры конфликтов:
- семейная ссора;
- столкновение интересов в бизнесе;
- конфликт «родители – дети»;
- бытовые конфликты.
Межличностные конфликты – это ситуация противостояния, разногласий, столкновений между людьми. Межличностный конфликт, в отличие от внутриличностного, заметен для окружающих.
Это всегда спорная ситуация, которая базируется на столкновении интересов двух и более людей. Один имеет свою, «единственно верную» точку зрения, у второго она другая, но тоже уникальная и правильная. Возникает конфликтная ситуация.
Фото: cottonbro, Pexels
Что влияет на возникновение конфликта:
- личностные особенности человека (его темперамент, характер, мировоззрение, ценностные ориентации, его интересы, потребности и представления о самом себе);
- социальные роли, исполняемые человеком;
- эмоциональные отношения человека с окружением;
- восприятие и оценка своего социального окружения;
- поведение.
Почему растет количество конфликтов:
- ритм нашей жизни увеличился (больше контактов, общения, столкновения интересов);
- возрос объем получаемой человеком информации (интернет, соцсети);
- люди стали более агрессивными, нетерпимыми;
- сложные жизненные обстоятельства (например, пандемия, как следствие – самоизоляция, сложности в бизнесе).
Последствия конфликта для участника:
- ухудшение/разрушение межличностных отношений;
- истощение личностных ресурсов;
- негативно отражается на деятельности сторон конфликта, их психическом состоянии;
- возникновение стрессовых состояний (увеличение вероятности заболевания);
- формирование негативного образа «другого»;
- нередко конфликт сопровождается психологическим или физическим насилием;
- финансовые потери.
Профилактика возникновения конфликта:
- оставаться открытым и честным;
- признавать права друг друга;
- демонстрировать понимание роли другого;
- выяснить, как другой воспринимает ситуацию, как он себя при этом чувствует;
- четко формулировать предмет обсуждения;
- устанавливать общие точки зрения;
- выяснить, что вас разъединяет;
- после этого снова описать содержание конфликта;
- искать общее решение.
Как люди решают конфликты:
- самостоятельно;
- привлекают друзей/родственников;
- не решают совсем (таких на самом деле много).
Способы поведения в конфликте
Соперничество
Активное противостояние одной конфликтующей стороны другой в борьбе за что-то ценное, имеющее значимость для обеих сторон
Основные действия:
- жесткий контроль над действиями оппонента;
- постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами;
- применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону;
- провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов;
- нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности.
Приспособление (уступка)
Вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций
Основные действия:
- постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему;
- активная демонстрация пассивной позиции;
- отсутствие претензии на победу и сопротивление;
- лесть, потакание оппоненту.
Уклонение
Уход от разрешения конфликта
Основные действия:
- отказ от взаимодействия с оппонентом;
- тактика демонстративного ухода;
- отказ от применения силовых методов;
- игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов;
- отрицание важности и серьезности конфликта;
- преднамеренное замедление в принятии решений, страх сделать ответный ход.
Компромисс
Совместно найденное решение конфликтной ситуации с частичными уступками каждой из сторон
Основные действия:
- ориентированность на равенство позиций;
- предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента;
- использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения;
- стремление к поиску взаимовыгодного решения.
Сотрудничество
Конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения
Основные действия:
- сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте;
- анализ ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения;
- открытое обсуждение конфликта, стремление его опередить;
- рассмотрение предложений оппонента.
Выбор способа поведения в зависимости от степени внимания к интересам другой стороны и своим собственным интересам
Правила поведения в конфликте
- Давать оппоненту в конфликте возможность полностью высказаться.
- Показывать интерес к тому, что говорит оппонент.
- Показывать уважение к оппоненту.
- Предлагать оппоненту сотрудничество по решению конфликта.
- Искать и предлагать компромиссы, объединяющие пункты.
- Оставлять возможность оппоненту сохранять лицо.
- Вести разговор деловым образом.
- Не искать виноватых.
- Никогда не прибегать к оскорблениям.
- Демонстрировать уверенность в своих силах.
Эффективные коммуникации в конфликте включают в себя:
- работу с возражениями;
- работу с агрессией;
- активное слушание;
- технику постановки вопросов;
- технику снижения эмоционального напряжения.
Что такое переговоры?
Переговоры – это коммуникация между сторонами для достижения своих целей, при которой каждая из сторон имеет равные возможности контроля ситуации и принятия решения.
Переговоры являются наиболее благоприятным способом урегулирования конфликта, так как процесс обмена информацией и выработки решения является двусторонним.
Этапы переговоров:
- Подготовительный период (определение перечня вопросов, подлежащих обсуждению; состав участников; определение места и времени);
- Проведение переговоров;
- Согласование итоговых договоренностей;
- Выполнение решений.
Правила успешных переговоров:
- Заранее сформулируйте желаемый итог встречи;
- Убедитесь, что сотрудничество и успешные переговоры интересны обеим сторонам;
- Подбирайте аргументы с учетом потребности партнера;
- Идя на уступку, выдвигайте дополнительные условия;
- Отказывайте так, чтобы оставалась возможность компромисса;
- Соберите группу поддержки;
- Фиксируйте все договоренности.
Почему не удается договориться:
- оппонент выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах;
- оппонент не озвучивает полностью свои потребности;
- оппонент принимает «боевую стойку»;
- оппонент уходит в сторону;
- поведение оппонента диктуется исключительно тактическими соображениями;
- оппонент настаивает на признании своей власти;
- в ход идет знание самых уязвимых мест оппонента;
- припоминаются старые обиды.
Что такое медиация конфликтов?
Медиация – эффективный способ урегулирования споров с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, незаинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора. Он помогает сторонам выработать определенные соглашения по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его решения.
Цель медиации – помощь спорящим сторонам в оценке собственных позиционных интересов и ожиданий, а также в определении алгоритмов принятия жизненно решений по выходу из конфликта.
Принципы медиации:
- добровольность;
- конфиденциальность;
- взаимоуважение;
- равноправие сторон;
- нейтральность и беспристрастность медиатора;
- прозрачность процедуры.
Кто такой медиатор?
Нейтральная сторона (дееспособное физическое лицо), организующая коммуникацию спорных сторон в конфликте для достижения согласия.
Сферы применения медиации:
- семья;
- бизнес;
- образование;
- социальная сфера;
- здравоохранение;
- межнациональные отношения.
Наиболее часто запросы на проведение процедуры медиации поступают из сферы семейных и коммерческих отношений.
Преимущества медиации:
- оперативность в разрешении споров;
- мобильность процедуры;
- разбирательство конфликта и его урегулирование максимально упрощено;
- конфиденциальность;
- разумность расходов;
- стороны могут привлекать к участию в процедуре специалистов из разных областей;
- вероятность исполнения соглашения сторон достаточно высока;
- прекращение процедуры в любой момент времени;
- разбирательство происходит в атмосфере доверия и психологического комфорта;
- остается возможность обращения в суд.
Пример. Четыре акционера работают вместе много лет, создали достаточно крупный бизнес, все четверо – уже в зрелом возрасте. И вот состояние здоровья одного из акционеров стало ухудшаться, в результате чего он стал помнить не все договоренности, взятые на себя. Возникла сложная ситуация, у компании начались проблемы… Сказать в лицо этому человеку о том, что он стал другим, было не совсем удобно: акционеров связывали не только длительные партнерские, но и дружеские отношения. Идти в суд тоже не имело смысла. И тогда к разрешению деликатной ситуации привлекли независимого медиатора, который предложил несколько вариантов. Один из них – привлечь к управлению бизнесом взрослого сына акционера, который ранее занимался в компании оперативными вопросами…
Технологии управления конфликтами
Технологии управления конфликтами – это способ разрешения разногласий и предупреждения конфликтов в повседневной, в том числе профессиональной сфере с целью сохранения / восстановления отношений с другой стороны и выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон решения.
Цели использования технологий управления конфликтами:
- предупреждение конфликтных ситуаций;
- снижение уровня агрессивности (психологической, словесной) оппонента в стадии конфликта;
- выстраивание конструктивных отношений со своим окружением;
- улучшение взаимопонимания;
- быстрое урегулирование возникающих конфликтов.
Суть применения технологий управления конфликтами:
- нахождение в нейтральной позиции (отсутствие эмоциональных затрат);
- прояснение любой, в том числе конфликтной ситуации;
- определение истинных интересов оппонента;
- способность быстрого поиска консенсуса;
- повышение общего уровня своей подготовленности к возможным конфликтным ситуациям.
Применение технологий управления конфликтами дает человеку дополнительные преимущества.
Где можно применить навыки управления конфликтами:
- Личная жизнь (отношения с партнером, детьми, родителями).
- Работа (выстраивание коммуникаций с коллегами, руководством, партнерами, заказчиками, подрядчиками).
- Сложные жизненные ситуации (развод, раздел имущества, опека над детьми, наследство, имущественные споры, раздел бизнеса).
Почему знания технологий управления конфликтами – это тренд, который будет еще долго актуален?
- Конфликты существуют в любой области деятельности людей, в любой компании, в любой семье. Это то, что заложено в сущность каждого из нас.
- Конфликты по своей природе разрушительны, они направлены против людей.
- Конфликты несут колоссальные потери бизнесу, нарушают микроклимат отдельных его подразделений и целых компаний.
- Технологии управления конфликтами только входят в жизнь нашего общества, количество знающих и применяющих их специалистов очень мало.
- Применение данных технологий становится востребованным механизмом урегулирования конфликтных ситуаций в различных областях.