Неопределенность и эмоциональный интеллект руководителя
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels
Обуздать хаос
Относительно недавно ряд открытий в психологии, касающихся эмоционального интеллекта (получение Нобелевской премии психологом Канеманом за открытия в области поведения и эмоций людей, книга Дэниэла Гоулмана, в которой доказывается, что только 15% успешности руководства зависит от умственного развития, а в остальном – от эмоционального интеллекта), обусловил развитие новых направлений в подготовке управленцев и пересмотр приоритетов в навыках управления.
В эпоху ковида популярность эмоционального интеллекта как эффективного инструмента управления в бизнес-среде, с одной стороны, растет, с другой, – возникают вопросы, насколько в столь сложное время стоит опираться на эти навыки или все-таки отдать приоритет традиционным системам управления, чтобы «хотя бы не стало хуже».
Попробуем разобраться
По результатам исследования CFA Institute:
- Эффективность бизнеса зависит от уровня развития эмоционального интеллекта руководителей на 28%.
- Уровень продаж зависит от уровня развития эмоционального интеллекта руководителей на 67%.
- Эффективность и производительность работы топ-менеджеров зависят от уровня эмоционального интеллекта более чем на 80%.
По результатам исследования CFA Institute, эффективность и производительность работы топ-менеджеров зависят от уровня эмоционального интеллекта более чем на 80%
Почему же эмоции и способность ими управлять, внимание к организационной атмосфере и климату, определенная терпимость к изменениям так важны для успешного и эффективного управления? В реальности мы можем наблюдать момент того, как в бизнес-процессах сливаются две модели руководства и лидерства: инструментальная и эмоциональная. На практике успешное управление гармонично сочетает в себе и чисто технические, и операционные навыки с навыками организации и управления эмоциональными процессами в коллективе. Данные лидеры хорошо понимают, что чем неопределеннее ситуация вокруг организации, тем больше риск возникновения неконтролируемых эмоциональных потоков внутри коллектива. Что в свою очередь привносит большую долю хаоса в отлаженные процессы и рабочие отношения и закономерно влияет в итоге на эффективность работы коллектива в целом.
Более того, сами менеджеры, так же как и рядовые сотрудники, никак не застрахованы от влияния стрессов и сложных жизненных и рабочих ситуаций в ситуациях с высокой долей неопределенности. Что происходит с менеджером, когда он теряет ориентиры в своей деятельности, точку опоры, ясность и четкость целей и задач? При этом именно на руководителе лежит двойная ответственность – привести в тонус и оптимальную работоспособность и себя, и команду.
Подстроиться под «новый мир»
В силу довольно резких изменений вокруг нас – пандемия, локдауны, карантин, снижение прибыли, необходимость подстраиваться под «новый мир» с новыми потребностями и картиной мира – именно управленцы испытывают на себе давление этих изменений. Бесконечный поиск новых решений, попытки удержать на плаву бизнес и сотрудников в строю, учитывать новые потребности клиентов и контрагентов, удержать баланс в ужесточенных требованиях государственных контролирующих структур и при этом исключительно на личностном и психологическом уровне «не выгореть» – то есть не уйти в невротизацию и ослабление, создавая попутно проблемы во всех сферах своей жизни и для самой организации.
В чем состоит преимущество использования эмоционального интеллекта для управленца?
Сам по себе данный инструмент произрастает из собственно человеческой способности испытывать эмоции, понимать свои эмоции и понимать эмоции других людей. И казалось бы, здесь все просто. Ты пользуешься тем, что заложено в тебе природой. Проблемы кроются в том, что когда мы в стрессе, работа с эмоциями и совладанием с ними резко и значительно снижается. И именно лидеры с высоким коэффициентом эмоционального интеллекта справляются с этими проблемами эффективнее. Почему? Потому что их работа с такими категориями, как эмоция, переживание, эмпатия, понимание состояния другого человека и коллектива в целом более свободна и конструктивна, не зависит от собственных проблем и стрессов. Соответственно, и процент критических ошибок в принятии решений снижается.
Именно лидеры с высоким коэффициентом эмоционального интеллекта справляются с этими проблемами эффективнее. Почему? Потому что их работа с такими категориями, как эмоция, переживание, эмпатия, понимание состояния другого человека и коллектива в целом более свободна и конструктивна, не зависит от собственных проблем и стрессов. Соответственно, и процент критических ошибок в принятии решений снижается
Я свободен!
Как выглядит модель эмоционально компетентного руководителя в ситуации неопределенности?
Примерно так: это не только инструментальный руководитель, но и эмоциональный лидер, берущий на себя ответственность в круге решений и своем психологическом состоянии; управленец, способный грамотно и свободно пользоваться мощным инструментом – управлением эмоциями: собственными и коллективными.
Менеджер с высокой эмоциональной грамотностью понимает, какими рычагами он пользуется: от поощрения и одобрения до раздражения и провокаций, заряжения отдельно взятых людей и коллектива в целом через эмоции конкретной мотивацией – «догнать и перегнать» конкурента, полностью перепрофилироваться в своей сфере и «начать с нуля» или продолжать «в том же духе» держаться на плаву.
Эмоционально компетентный руководитель способен отвлечься от собственных переживаний личного характера и быть свободным и конструктивным в принятии важных решений. Звучит абстрактно в духе рекламы мотивационных тренингов, однако я имею в виду здесь вполне конкретные вещи, присущие не только управленцам, но и другим людям в целом: зависимость от собственных иррациональных убеждений, страхов, неадекватной и устаревшей картины мира, паранойи и отрицание существующих условий и прочие проблемы.
Мне повезло получить в свое время и опыт участия в команде с эмоционально неграмотным руководителем и консультировать управленцев по данным вопросам. Как участник коллектива могу сказать, что команда разбегается в считаные дни от руководителя с низким уровнем эмоциональной грамотности, не умеющего пользоваться данным инструментом и показывающего это коллективу. У сотрудников нет мотивации работать с данным менеджером даже за достойную оплату труда, так как это чревато более глубокими проблемами: разделением ответственности, постоянным «спасательством» руководителя и неуверенностью в своих перспективах в будущем в данной команде и проекте. Как консультант по организационному поведению и психотерапевт могу сказать, что консультирование редко заканчивается закрытием исключительно организационных вопросов. Довольно часто руководитель осознает эту неграмотность в себе и идет дальше в работу личного характера.