Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Проблема ульяновского геобрендинга
в зацикленности на туризме
– эксперт

Рассказывает Сергей Бердышев, специалист в сфере территориального брендинга.

Фото: Виктория Чернышева

– Ульяновское Поволжье для меня, 10 лет работающего в сфере территориального брендинга, – это в первую очередь один из лучших геологических полигонов на Волге, школа практической подготовки молодых кадров по широкому спектру направлений: геоэкология городской среды, нефтегазовое хозяйство, энергетика горючих сланцев, промышленность стройматериалов, борьба с оползнями и многим другим. Некоторые из перечисленных направлений в настоящий момент сделались достоянием истории для Ульяновской области, однако накопленный опыт никуда не исчез, и его нужно правильно, с выгодой использовать.

На протяжении столетий, что человек познавал и осваивал местные недра, формировался колоссальный горно-геологический потенциал региона: от первобытных промыслов на Симбирской горе до Кашпирского сланцевого рудника.

Памятники горного дела служат ценным ресурсом для организации и брендирования разнообразных учебно-просветительских и экономических проектов: школьных и вузовских геологических экскурсий, студенческих форумов, геотуристических праздников, конференций молодых бизнесменов, выставочно-ярмарочных мероприятий.

Моя следующая ассоциация с Ульяновской областью – палеонтологический парк «Ундория», который демонстрирует не только новые подходы в просвещении, но и высокую культуру менеджмента природным наследием. Парк хранит память о доисторических временах, когда на месте Волги плескались теплые морские воды, заселенные гигантскими ящерами. Это интереснейшая страница в истории Земли.


Геопарки сегодня создаются по всему миру, помогая успешно решать задачи охраны георазнообразия. В отличие от Европы и Китая, в России пока что это движение не приняло масштабного характера. Тем более приятно осознавать, что подобный объект существует у нас, на Волге.

Третья ассоциация – это плеяда великих литераторов: Гончаров, Языков, Карамзин и многие другие. Симбирск XIX века оставил глубочайший след в истории отечественной словесности. Здесь родились, жили или, по меньшей мере, бывали классики, имена которых знакомы каждому со школьной скамьи. И даже делается немного обидно, что в школе нас не знакомили с литературой через призму краеведения.


Главная проблема ульяновского геобрендинга (и национального в целом) заключается в зацикленности на туризме. Более 20 лет в каждом российском регионе ведутся нескончаемые разговоры о том, что «надо развивать туризм». В итоге нет ни туризма, ни брендинга, ни процветания.

Один из классиков геобрендинга Кит Динни (на русском его имя пишут также Кейт) в свое время вывел удачную и точную формулу успеха бренда любого города или региона: привлекать туристов + инвесторов + таланты. То есть работать необходимо сразу в трех направлениях, иначе результат будет нулевым. Например, если город не может предложить талантливым, амбициозным специалистам участие в каком-либо увлекательном проекте, значит, инвесторов и туристов тоже ничем не сможет заинтересовать.

«Удачная и точная формула успеха бренда любого города или региона: привлекать туристов + инвесторов + таланты. Eсли город не может предложить талантливым, амбициозным специалистам участие в каком-либо увлекательном проекте, значит, инвесторов и туристов тоже ничем не сможет заинтересовать»

Отсюда вывод – области необходим комплексный креативный проект, способный привлечь всех перечисленных, а попутно, разумеется, мотивировать местных жителей к повышению социальной и экономической активности. Широкие возможности открывает кобрендинг, то есть синергия коммерческих брендов с региональным.

Например, перспективен кобрендинг в ювелирной отрасли. Ульяновские самоцветы – новый многообещающий бренд. Его нужно продвигать, привлекая к этому ювелирные компании, народных умельцев, ученых-геммологов, областную администрацию. В данном направлении возможны развитие новых сегментов ювелирных маркетплейсов, открытие школ камнерезного предпринимательства, реализация программ геммотуризма (туризма по месторождениям самоцветов), организация совместных мероприятий для вузов и бизнеса (конференций, форумов).

Не будем забывать и то, что главным источником самоцветного сырья в Ульяновской области являются ископаемые раковины морских моллюсков аммонитов. Это позволяет интегрировать в программы ювелирного кобрендинга палеонтологический парк «Ундорию», существенно повысив туристическую привлекательность региона.

Экономически проект своевременен, поскольку отчасти смягчит последствия локдауна: позволит создать рыночные ниши для предпринимателей и самозанятых, открыть рабочие места, а также помочь покупателям спасти сбережения, потратив их на отличные драгоценности.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: