— Наш мир погружается в новую цифровую реальность, а для этого нужны огромные ресурсы. Дефицит квалифицированных кадров сегодня есть во всех сферах, но в IT он, наверное, самый острый. По оценке экспертов, в России не хватает более миллиона специалистов, и эта нехватка будет ощущаться и в ближайшие годы. Отрасль новая, существует всего несколько десятков лет, вузы перестраиваются на потребности IT-сферы, но на эту перестройку требуется не один год, это большая и долгая работа. А люди нужны здесь и сейчас.
Новая нефть
Фото: pixabay.com
По данным сервиса поиска высокооплачиваемой работы SuperJob, зарплаты программистов без учета инфляции, выросли на 23,3% (на 38,5% — за два года). В эту профессию выгодно вкладывать собственные ресурсы: программистов разбирают уже со студенческой скамьи, а после трех-пяти лет работы зарплаты в 200-300 тыс. рублей для них не мечта, а реальность. Неудивительно, что, по данным опросов, каждый четвертый родитель 11-классника хочет, чтобы его ребенок построил карьеру именно в сфере IT.
Айтишники сегодня — особая каста. SuperJob провел исследование и выявил несколько интересных особенностей представителей этой профессии. Так, разработчики ПО — одни из наиболее удовлетворенных своей зарплатой специалистов. IT для них — не только работа, но и хобби; айтишники не боятся одиночества и зачастую предпочитают котов «двуногим». Каждый 11-й разработчик считает, что работу можно менять хоть ежегодно, и не боятся уходить из одного интересного проекта в другой.
Любопытно, что сегодня зарождаются династии программистов: дети каждого десятого разработчика выбирают профессию вслед за родителями. Наконец, если бы появилась возможность выбрать профессию снова, 82% айтишников снова бы пошли тем же путем. Потрясающая верность!
В условиях дефицита
Представители ульяновских IT-компаний едины во мнении: сегодня в их сфере наблюдается острый кадровый дефицит, который усиливается с каждым годом.
Основатель агентства-интегратора MST Николай Фетюхин подчеркивает, что IT-отрасль начала бурно развиваться во время пандемии коронавируса.
— Многие компании решили развивать свои цифровые проекты, специалистов не хватает, дефицит кадров способствует увеличению зарплат. Кадровый дефицит мы ощущаем последние лет пять, и последние два года — особенно ярко. Нам нужны представители не только технических специальностей (программисты, тестировщики, аналитики, проджект-менеджеры), но и гуманитарных — аккаунт-менеджеры, управленцы, которые имеют определенную специфику в IT.
Дефицит айтишников как снежный ком: спрос на программные продукты растет быстрее, чем индустрия успевает их делать. Разработку подгоняют новейшие аппаратные разработки (новые поколения чипов, сетей и прочее), а также бизнесы, которые хотят выпускать новые, еще более современные продукты и предоставлять высокотехнологичные услуги. Спрос оказывается выше возможностей человека обучаться: специалисты не растут с такой же скоростью, насколько они востребованы.
— Далеко не все, кто хочет работать в сфере IT, готов учиться в вузах. А потому появилась масса образовательных проектов — курсы, онлайн-школы, которые обещают «за месяц сделать программистами». Это, конечно, нереально, но в Ульяновске сегодня много специалистов, которые нахватались по верхам и что-то умеют. И существует немалое количество компаний, которым этих знаний хватает. Им нужны рабочие руки — делать то, для чего не нужна высокая квалификация и большой опыт. Так что даже такие специалисты получают приличные, по меркам Ульяновска, деньги. При этом, если даже технический университет начнет выпускать втрое больше выпускников, это не закроет потребности ульяновского бизнеса. Чтобы получить нужную квалификацию, вчерашнему студенту нужно еще пару лет. А за это время спрос увеличится еще больше. Мы, например, за год планируем вырасти в 1,5 раза.
В Ecwid ищут высококвалифицированных специалистов: за год компания рассмотрела почти 5000 резюме, из которых родилось 700-800 собеседований.
— Наша компания живет в условиях дефицита кадров начиная где-то с 2010 года. К 2016 году мы осознали, что для нашего дальнейшего роста ресурсов в Ульяновской области точно не хватит. Поэтому с 2017-го начали создавать филиалы в других регионах (первым был Саранск, затем мы создали офисы в Казани, Самаре, в 2021 году открыли офис в Краснодаре), а с 2018 года начали активно привлекать удаленных сотрудников и без создания офисов. И это одна из причин нашего хорошего состояния в условиях тотальной удаленки с началом пандемии. Но даже с учетом выхода на всероссийский рынок труда мы продолжаем находиться в ситуации дефицита кадров. В основном есть сложности с поиском программистов, QA («тестировщиков»), аналитиков, DevOps, SDET-специалистов и так далее. По технологиям это – бэкенд (C#, Java, C++, PHP, Python и др), фронтенд (JavaScript), мобильная разработка (Android, iOS) и прочее.
Почему не хватает именно их? По словам Олега Власенко, требования к квалификации разработчиков высокие. «С нуля» подготовка занимает от двух лет. Выпускников вузов в два-три раза меньше по сравнению с тем, сколько требуется новых специалистов экономике. Причем лишь единицы из них могут работать на реальных проектах — большинству требуется дополнительная подготовка. Simtech в разных форматах занимается «доучиванием» более 10 лет. За это время через программы компании прошло более 10 000 IT-специалистов разного уровня.
Завтракать, учиться, работать дома
Гонка за специалистами буквально витает в воздухе. На улицах периодически появляются баннеры с призывами идти работать в ту или иную компанию. На IT-конференции Merge, которая прошла в конце прошлого года в Иннополисе (ее организовала ульяновская команда, которая раньше занималась «Стачкой»), практически все компании, представившие свои стенды, собирали анкеты потенциальных соискателей. Причем зачастую хитрым образом: айтишников «хантили» с помощью мобильных квестов, через разнообразные конкурсы и викторины, где дополнительные очки зарабатывались предоставлением своего резюме.
— Мы заманиваем интересной работой и проектами, высокой зарплатой, хорошими условиями — это базовые вещи, которые интересуют кандидатов. Для людей с высоким уровнем интеллекта, хорошим кругозором важны не только деньги: им хочется работать в свободной атмосфере, рядом с такими же профи, над интересными проектами. К слову, сегодня обострилась конкуренция не столько с IT-компаниями, сколько с банками. Различные финансовые холдинги трансформируются в цифровые компании, активно «хантят» людей и часто предлагают зарплаты выше, чем у средних и даже крупных IT-компаний. Но у нас есть свои преимущества. Не все готовы работать в крупных корпоративных структурах. Ребята хотят большей демократии.
Бонусы, которые предлагают компании, сегодня самые разные. Это и месячные, квартальные и годовые бонусы, и гибкий рабочий график, и обучение за счет компании.
— Хороший офис, возможность работать удаленно, рабочая техника, современный, купленный специально для тебя ноутбук — это в IT-компаниях сегодня, скорее, уже набор «по умолчанию». Также многие работодатели предлагают еду в офисе (от сухариков и чипсов до доставки блюд или готовки на месте), ДМС, регулярный пересмотр зарплат, нематериальные бонусы — билеты на конференции, книги, курсы английского, тусовки, командировки между офисами, если они расположены в разных городах. У нас есть опционы — компания дает сотрудникам возможность заработать на том, что акции компании становятся дороже. Кроме этого, для тех, кто приходил в офис к 9:00, были бесплатные завтраки. Тоже приятно.
Еще один тренд — изменившиеся ожидания самих специалистов. Так как на рынке кадровый дефицит, соискатели, особенно высококвалифицированные, вполне могут диктовать и свои условия. Одно из популярных — возможность удаленной работы. Многие работодатели из IT-сферы это приветствуют: удаленка открывает возможность сотрудничать с людьми из разных регионов и даже стран. И это, к слову, начинает потихоньку сглаживать разницу в зарплате между Москвой и регионами, которые раньше отличались раза в два в пользу столицы.
Делай добро и бросай его в воду
Многие IT-компании идут по проторенной многими работодателям дорожке — обучают специалистов сами. Увы: большинство выпускников вузов априори не могут обладать нужными компетенциями (исключение — те, кто смог совмещать учебу и работу). Для того, чтобы они стали «настоящими специалистами», нужно, как правило, два-три года.
— У нас есть своя база данных кандидатов, которые попадают к нам на собеседование. По ней мы время от времени спрашиваем, не изменилось ли у них что-то в жизни, не хотят ли они снова попробоваться. Но практика показывает: те, кто вырос у нас, больше привязаны, лучше адаптируются, а потому делаем ставку на своих — обучаем от джунов (стартовой позиции в программировании) до мидлов (следующая ступень), выводим на боевые коммерческие проекты, и они быстрее становятся сеньорами (старшими разработчиками).
Новичков обучают и в Ecwid.
— В первую очередь это касается тех, кого мы рассматриваем в команду поддержки. Из обязательных требований к навыкам — английский язык. Несмотря на то, что они будут заниматься поддержкой пользователей веб-приложений, берем без этих знаний. Также набираем без опыта в команду контроля качества. Тестовое задание для них — хорошее мерило того, как человек способен и насколько хочет учиться новому.
Simtech запустила новый поток бесплатной школы, где можно научиться профессиям web-разработчика и менеджера по работе с клиентами. Попасть в нее могли ребята с базовыми навыками программирования (для тех, кто увлекается кодированием) и уверенным английским (для желающих работать с клиентами из разных стран).
— Мы работаем с новичками уже более 10 лет. Много тысяч человек прошло через наши различные программы обучения, много сотен в итоге были взяты в компанию. Кто-то, поработав у нас какое-то время, перешел в другие компании, очень многие остались в компании и в свое удовольствие продолжают работать у нас. Некоторые из таких новичков уже прошли серьезный карьерный путь и стали руководителями очень больших подразделений – по 100-200-300+ человек.
Как защититься от ухода «выращенных» специалистов? «Делай доброй и бросай его в воду» — пожалуй здесь, как ни странно, самый что ни на есть прагматичный подход. Мы понимаем, что часть обучившихся и вставших на ноги новичков покинут нас. Но это нас не останавливает. Многие, увидев открывающиеся возможности и отношение к себе, захотят остаться у нас. И остаются.
Также зачастую разработчики сами усиливают свои компетенции по простой схеме: устраиваются в компании, где требования невысокие, нарабатывают опыт, переходят туда, где нужны более крепкие навыки, и так далее. Благодаря этому в Ульяновске сложилось сплоченное комьюнити IT-специалистов, где все друг друга знают, а опытные разработчики проработали в двух-трех компаниях.
— Конкуренция между IT-компаниями достаточно честная, их основатели привыкли к перетеканию специалистов и относятся к этому нормально. Это было, есть и будет, и бороться административными мерами бесполезно — нужно быть лучше, хорошо платить и создавать соответствующие условия.
Без кода, но с людьми
Перенасыщения рынка труда IT-специалистами (как уже было с юристами и экономистами) точно не будет, уверены руководители компаний.
— Эксперты уже заявляли, что к 2025 году три из четырех запросов на программирование будут оставаться нереализованными: из-за отсутствия специалистов, длинного срока реализации либо слишком высокой цены. Это подтолкнет развитие рынка no-code — программирования без кода. Это будет совершенно новый вид деятельности IT-компаний, — говорит Николай Фетюхин.
— Возможно, «перебор» случится лет через 20. И то, скорее, для средне- и низкоквалифицированных специалистов. Даже в перспективе 30-50 лет я не вижу существенного снижения потребности в IT-специалистах хорошего уровня. В ближайшие же 10-15 лет все аналитики хором говорят, что «дефицит будет увеличиваться». Да, есть мнение, что проблема будет решена при помощи no-code. Возможно, благодаря этим инструментам увеличится количество вакансий уровня «техник», и, может быть, благодаря ей снова появятся вакансии уровня «рабочий в IT». Но всё равно потребуются специалисты уровня «инженер». И судя по всему, количество таких специалистов со временем не уменьшится. Так что IT лучше, чем нефть!