Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Золотое время для IT-стартапов

Чем Ульяновск хорош для старта в IT, как запустить бизнес в этой сфере и выделиться среди конкурентов, рассказали основатели компаний – спикеры конференции BusinessIT.

Фото: Агентство технологического развития Ульяновской области

Mountain View Russia

12 октября в Ульяновске при поддержке регионального Фонда развития информационных технологий прошла конференция BusinessIT. Мероприятие состоялось на площадке Ульяновского государственного технического университета – вуза, который известен в регионе сильной подготовкой IT-специалистов.


Надежда Ярушкина
ректор Ульяновского государственного технического университета

– Наконец-то три важнейших условия для развития IT-предпринимательства сходятся. Первое условие – наличие достаточно большого количества образованных молодых людей, глубоко знающих информационные технологии, которые работают на какой-то территории. Это есть в Ульяновской области, это есть в РФ благодаря работе многих университетов.

Второе условие заключается в том, что на этих территориях должно действовать законодательство, всячески поощряющее предпринимательство. IT-сфера как никакая другая в настоящий момент времени в РФ пользуется многочисленными льготами. Есть и особый режим благоприятствования IT-предпринимательству в Ульяновской области. Это важнейшее условие, но, как человек, который представляет университет, я не могу не сказать о третьем обязательном условии.

Для того чтобы развивалось предпринимательство, должно быть время определенных технологий – новых, вновь открытых, предложенных. Почему возникла калифорнийская долина? Потому что там были хорошие университеты – да. Потому что там были замечательные молодые люди – да. Но еще потому, что в это время появились новые технологии интегральных микросхем. И благодаря им возникли стартапы.

Есть ли сейчас такая технология в области IT, которая выводит нас на новый уровень? На мой взгляд, да – это искусственный интеллект, который из фундаментальных лабораторий приходит непосредственно в бизнес, промышленность, нашу жизнь и так далее. Это действительно в каком-то смысле золотое время, когда новые стартапы могут возникать не только на базе традиционных информационных технологий, но и на базе искусственного интеллекта, совмещенного с самой широкой цифровизацией.

Одним из спикеров конференции стал сооснователь калифорнийской студии компьютерной графики 1518 Studios (ранее 5518 Studios) Максим Михеенко, в свое время окончивший УлГТУ. Он прошел путь от фрилансера до собственника игровой студии в Лос-Анджелесе, в чем, по его мнению, ему помогло ульяновское образование.


Максим Михеенко
сооснователь калифорнийской студии компьютерной графики 1518 Studios

– Я живу Москва – Лос-Анжелес, нередко бываю в Ульяновске. Когда общаюсь с американцами, они часто задают вопрос, что это за город – Ульяновск. Мы нашли очень хорошую аналогию: это как в США Маунтин-Вью. Такой же небольшой, спокойный город, где можно работать, развиваться, заводить семью, где есть классные кафешки, вкусный кофе и ничего лишнего. И многие американцы знают Ульяновск как Mountain View Russia.


Эльвина Антонова

Art Production Manager в 1518 Studios

– Для меня Ульяновск – это место силы. Здесь родители, друзья, родные стены всегда греют. Плюс здесь ничего не отвлекает. Я живу в Манчестере, бываю в Лондоне и Москве, там очень много всего отвлекающего. Море возможностей, но очень сильная расфокусировка. В Ульяновске ты можешь концентрироваться больше.

Ульяновск может дать хороший старт в информационных технологиях, но удержать разработчиков и стартаперов на своей территории не способен – потому что в этой сфере нет границ и расстояний. Многие таланты родом из Ульяновска давно живут и успешно ведут бизнес в других регионах и странах.


Максим Михеенко

сооснователь калифорнийской студии компьютерной графики 1518 Studios

– В отличие от реального сектора, в IT может работать любой во всем мире. Мы забираем работу у американцев, ребята из Казани и Ульяновска забирают работу у москвичей, но скоро вырастет новое поколение филлипинцев, вьетнамцев, индонезийцев, которые будут забирать работу у нас. Просто потому, что у них уровень жизни ниже.

Плюс приходит молодежь – поколение альфа, которым сейчас десять лет. И в СНГ, и в Америке молодежь все больше жадна до достижений, до новых технологий, до развития. И 15-летний специалист может быть гораздо круче 35-летних, потому что он каждый день устанавливает новую версию Unity, Unreal, Photoshop. Это круто, я был таким же в 15-18, и сейчас этот скилл новизны постоянно возвращаю.

Будет веселее, поэтому – объем информации, фокус и дисциплина. Тогда вы выделитесь по сравнению с 99% таких же специалистов.


Идти за идеей

Свои рекомендации начинающим IT-предпринимателям дал глава Mediasoft Сергей Полуэктов, который за 12 лет прошел путь от разработчика до руководителя IT-компании и инвестора.


Сергей Полуэктов
директор Mediasoft

– Мы отсматривали самые разные проекты – и аренда спортивных площадок, и продвижение экспертов по стилю в Instagram. На что обращаем внимание:

1. Фаундер должен быть на 100% вовлечен в проект; рубрика «Я тут еще по вечерам чем-то занимаюсь» не работает, это сразу неинтересно.

2. У стартапа есть выручка и он уже доказал, что его бизнес-модель работает.

3. У фаундера есть успехи за плечами. Если это опытный предприниматель, важны его прошлые стартапы – каких дров он наломал и как сегодня к этому относится.

4. Есть команда, которая может хотя бы частично заменить фаундера. Отбирая людей для стартапа, надо понимать, что ими движет – идея или деньги. Если деньги, то им нужно в компанию по заказной разработке. В стартап идут более безбашенные, амбициозные, те, кто готов рисковать.


Максим Михеенко

сооснователь калифорнийской студии компьютерной графики 1518 Studios

– Отбирая людей в стартап, важно, чтобы глаза горели не только у тебя, но и у ребят, которых ты берешь, чтобы они таким образом тоже шли к мечте, но своей.

Что нужно стартаперу:

1. Четкий фаундер, который работает фултайм, понимает, зачем. Очень важно сформировать свое мнение по проекту на ближайший год и пять лет: если вы получите много денег, если вы получите мало денег и если вы не получите денег.

2. Мотивированная команда, полностью погруженная в проект.

3. Оформление легальных документов, чтобы потом не было вопросов. Особенно это касается американских и международных фондов, бизнес-ангелов. Бывает так: сделал Виталий вам логотип, ты ему отдал лично 100 рублей, через десять лет Amazon купил твой стратап, и Виталий говорит: «Где моя доля?», а документов нет.

Опытом создания продуктовой IT-компании поделился студент УлГТУ, генеральный директор VolhinSoft Павел Волков. Он начал программировать в 14 лет, в 18 стал полуфиналистом чемпионата мира по программированию, на втором курсе – сооснователем трех IT-компаний. Вместе с командой Павел разработал и внедрил пять инновационных технологий в традиционный бизнес.


Павел Волков

генеральный директор VolhinSoft

– Какие вопросы в первую очередь нужно закрыть, чтобы бизнес начал зарабатывать?

1. Специализация на конкретном виде услуг. Она играет огромную роль в успехе любого бизнеса и в карьере каждого человека. Вам необходимо определиться с нишей, в которой вы будете искать заказчиков и выделяться в общей массе конкурентов. Все и сразу делать не очень получается – как минимум качество будет сильно страдать. При узкой специализации у вас будет меньше сильных конкурентов.

Просто писать на Python или Java мало. Да, это лучше, чем заявлять: «Мы разрабатываем сайты любой сложности», но это все равно не выделяет вашу компанию среди сотен других. Лучший вариант – специализация на бизнес-задачах. Например: «Мы очень хорошо распознаем лица» или «Мы занимаемся разработкой интернет-магазинов с трафиком от 10 тысяч пользователей в час».

2. Хорошо спланированная и выстроенная бизнес-модель. Важно понимать два простых правила. Первое: работать на аутсорсе выгодно только тогда, когда это выгоднее, чем нанять команду таких же специалистов в штат. Второе правило: компания получает прибыль, когда клиент платит за работу больше, чем эта компания платит своим сотрудникам.

Также в голове нужно держать два основных риска. Заказчик может не оплачивать объем работы, полностью закрывающий какого-то специалиста – то есть все его 40 часов в неделю, так как большинство проектов делается по фиксированному бюджету. Вариант решения этой проблемы – схема Time & Material, при которой заказчик оплачивает каждый час, который компания потратила на решение его проблемы.

Случается и такое, что один проект заканчивается, а другой вы еще не нашли. Зарплату сотруднику платить все равно приходится, а прибыли он в этот момент не приносит. Это самая опасная ситуация, из-за которой легко уйти в минус. Вам может казаться, что самая выигрышная стратегия в аутсорсе заключается в том, чтобы находить больше заказов, чем вы способны принять, и загружать всех сотрудников на 100%. В принципе, это имеет место быть: если у вас много заказов, можно находить новых людей, масштабируясь, или поднимать чек на свои работы. Мой опыт показывает, что нужно очень аккуратно балансировать между этими двумя бизнес-моделями.

Главный вывод: лучше иметь заказы, которые некому делать, чем иметь сотрудников, для которых нет заказов.

3. Кадровая политика и делегирование. Стоит активно использовать начинающих специалистов, потому что джунам можно платить относительно немного. При отборе надо обращать внимание на их обучаемость и мотивацию к работе. Чтобы компания получала максимальную пользу от джуна, необходимо, чтобы он много учился и увлеченно работал. А если он хочет уйти – пусть идет, как правило, это будет лучше для всех. Мидлов тоже не стоит сильно удерживать: если они решат уйти, как правило, никакие деньги их не удержат.

Для стабильности компании в первую очередь важны ведущие специалисты – сеньоры, тимлиды. Им стоит платить точно не меньше рынка, а иногда даже больше, чтобы снизить риск переманивания в другие компании (самый частый случай – когда сеньор уходит к заказчику). Наиболее разумно делать ставку на долгосрочные отношения с опытными специалистами, которые способны обучать начинающих.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: