Три шага успешного старта
Фото: Andrea Piacquadio, Pexels
– Первый мой бизнес был фотостудией. Это был очень интересный опыт.
До 17 лет я работал официантом в ресторане, но в какой-то момент понял, что не хочу работать. Решение запустить проект пришло спонтанно. Я собрал все, что было вокруг: фотоаппарат, друг, которому нужна была работа, и знакомый, владевший рестораном, где можно было фотографировать гостей. Мы оборудовали студию и начали зарабатывать деньги.
С первой сложностью я столкнулся, когда мой сотрудник не вышел на работу. Мне пришлось поехать самому. В процессе съемки я упустил голубей – не успел их сфотографировать, они улетели. Мне было очень стыдно. Я понимал важность качественного продукта. Чтобы его делать, он должен нравиться. На тот момент я не получал удовольствия от процесса, ведь мне пришлось работать вместо другого человека.
За короткий срок я накопил денег, купил себе машину, но, несмотря на это, принял решение закрыть студию.
Что было не так? Я выбрал это направление не потому, что оно мне нравилось, а потому, что увидел пример и решил скопировать. Сохранить дело было бы попыткой спасти тонущую баржу – ведь это не то, что меня зажигает.
«Один раз открыв дверь бизнеса, ее уже на закроешь. И, работая в найме, будьте готовы к тому, что вас постоянно будет уносить в предпринимательство»
Большинство ребят, запускающих бизнес, хватаются за первую попавшуюся нишу. Нужно уметь выбирать направление по душе и тестировать его, даже без стартового капитала и базовых знаний.
Почему предпринимательство – это круто
Во-первых, потому что результат зависит от твоих действий. Работа в найме – это ограничения, это лимит по зарплате. В предпринимательстве можно за месяц заработать свой первый миллион.
Во-вторых, это самореализация. Вы постоянно прокачиваете себя и бросаете себе вызов. Учитесь договариваться, ставить четкие цели и задачи и стараетесь их выполнять.
И, в-третьих, это свобода, прежде всего финансовая. Это главное! Большую часть времени я провожу в путешествиях. Постоянно занимаюсь активными видами спорта. У меня есть машина, о которой я мечтал. За последний год купил три квартиры, строю дом. Если бы я остался в найме, к таким результатам я мог прийти только годам к 50-ти.
Что нужно учесть, начиная бизнес
- Этика предпринимательства
Много заработать, обеспечить себя и семью можно, не нарушая закон. Выбирайте направление, которое максимально этично и предполагает заботу о людях.
Другой вопрос – нужно ли быть этичным с конкурентами. Да, нужно, но есть вещи, которые допустимы, хоть могут кому-то казаться нарушением этики. Например, копирование идей. Не бойтесь копировать!
- Открытость
Это тоже важное качество предпринимателя. Первые серьезные результаты я получил, когда решил выйти из «кокона» и общаться с бизнесменами. Старайтесь ходить на всевозможные бизнес-тусовки, это очень круто работает. Коммуникация с успешными людьми дает совершенно другое восприятие жизни.
- Трудолюбие
Трудолюбие очень важно в самом начале. Если вы будете лениться, вам будет хотеться все бросить. Нужно прокачивать в себе трудолюбие, это как дисциплина. Проводите больше времени в офисе, максимально вовлекайтесь в процесс – только так можно добиться быстрого роста.
Когда я не вовлекаюсь, у меня происходят кассовые разрывы.
- Ответственность
Предприниматель несет ответственность перед людьми, которых нанял, перед клиентами и перед самим собой. Не нужно ее бояться, как не нужно бояться сделать ошибку.
Итак, три шага успешного старта.
Первый шаг – поиск идей
Для начала определите свой психотип. Их шесть:
- человек-человек
- человек-символ (цифра и буква)
- человек-художественный образ
- человек-природа
- человек-техника
- человек-спорт
«Важно выбирать направление в бизнесе исходя из того, к какому психотипу вы относитесь. Благодаря этому вы будете вовлекаться во все процессы, и работа не будет вас раздражать»
Например, если:
- вы не можете представить себе работу в одиночестве, без общения с людьми,
- вас не утомляют коммуникации,
- после общения вы чувствуете заряд энергии, а не опустошение,
- вы любите давать советы и спрашивать мнение окружающих,
то вы – человек-человек. Вам нужен бизнес, связанный с работой с людьми.
А если:
- вам нравится, как устроено оборудование,
- вам интересно что-то разбирать, чинить или мастерить,
- у вас золотые руки, вы легко разбираетесь в технике,
- вы любите использовать ручные инструменты,
то вы – человек-техника. Вы можете открыть, к примеру, мастерскую.
Человеку-цифре интересны анализ данных, финансы, инвестиции, ему нравится большой объем цифровой информации. А человек-буква – тот, кто любит работу с текстами, чутко относится к речи и постоянно всех поправляет, часто хорошо осваивает иностранные языки, а еще ему проще написать, чем сказать.
Человек-художественный образ интересуется творчеством, имеет хорошо развитое воображение, стремится делать красиво и создавать что-то уникальное, любит общаться с творческими людьми.
Человек-природа с удовольствием изучает окружающий мир, в школе ему была интересна химия или биология.
Человек-спорт активен, энергичен, не может сидеть на одном месте, любит экстрим и физическую работу, вынослив.
Затем выберите направления исходя из своего психотипа. Если вы человек-человек, забейте в поисковую систему ниши, связанные с работой с людьми. Если вы человек-художественный образ – направления бизнеса, связанные с творчеством. И так далее.
Выпишите 50-100 ниш, релевантных вашему психотипу. Из этого списка выберите 5-10 наиболее близких вам направлений. Затем с помощью сервиса Яндекс Wordstat проверьте количество запросов по каждому направлению. Если запросов мало (меньше 100 тысяч по всем регионам за месяц), значит продукт или услуга не востребованы.
Следующий этап – анализ конкурентов. Вбиваем в поисковую систему ваш продукт (например, межкомнатные двери) и открываем первые пять позиций. Как правило, это реклама, а значит у этих компаний есть деньги. Изучите их сайт: оцените дизайн, прочувствуйте свой внутренний отклик – хотели бы вы купить их товары? Желательно оставить заявку и посмотреть, как работают менеджеры по продажам. Все фиксируйте, это пригодится потом для «сборной солянки» – чтобы взять от каждого лучшее.
Оцените конкурентов в каждой нише в целом по 10-балльной шкале. Если они слабые, можно с ними конкурировать, создав что-то лучше, чем у них.
Второй шаг – разработка концепций и бизнес-модели
На этом этапе нужно составить план внедрения – захвата рынка. Выберите три-четыре ниши, по которым:
- у вас есть внутренний отклик;
- есть спрос на рынке;
- слабая конкуренция;
- не требуются вложения.
Чаще всего ниши, не требующие вложений, связаны с услугами. Например, чтобы запустить клининговое агентство, вам не нужны ни офис, ни сотрудники. Только красивый сайт, скрипт продаж и реклама.
А дальше начинаем тестировать ниши – по одной, не все сразу. Для этого не обязательно иметь сотрудников или даже сам товар.
Третий шаг – организация и запуск
Создаем одностраничный сайт – лендинг. В нем должны быть самые крутые фишки конкурентов. Например, вы выбрали нишу ремонта квартир. На своем сайте вы делаете акцент на том, что может зацепить клиента: вы производите работы в срок, убираете мусор после себя и так далее. Макет лендинга можно нарисовать на листке бумаги, чтобы потом отдать его подрядчику. Цены ставим средние по рынку.
На биржах фрилансеров можно найти исполнителя, который создаст вам простой сайт за 3 тысячи рублей, – талантливого молодого специалиста, который пока себя не ценит.
Когда лендинг готов, нужно продвижение. Его можно делать собственными силами – рассказать о своем бизнесе в соцсетях, пообещав скидку «для своих», разместить предложение на досках объявлений, ориентируясь на лучшие объявления конкурентов.
«Будьте готовы к тому, что, как только вы начнете расти и развиваться, некоторые люди уйдут из вашей жизни»
Подумайте, где еще вы можете найти первых клиентов. Настройте таргетированную рекламу в соцсетях или контекстные объявления в поисковиках. Например, для организации праздников подойдет контекстная реклама. Для настройки также можно найти подрядчика, он и посоветует, какие варианты вам больше подойдут.
И, наконец, наступает самый волнительный момент – падают первые заявки. Но что с ними делать? Ведь у вас нет сотрудников, вы просто тестируете нишу! Если речь идет об услугах, все просто – исполнителей можно найти на популярных досках объявлений. Например, Надежду Ивановну, которая помоет квартиру клиента, если речь идет о клининговом агентстве.
Задумываться об открытии ИП нужно, если ниша прошла тестирование.
Что делать, если не получается? Не расстраивайтесь. Относитесь к этому, как к увлекательной игре, и – тестируйте следующую нишу.