Как меняется потребитель и как это употребить
Фото: freepik.com
Потребитель меняется
1. Обращается к базовым потребностям
2. Сокращает реальный доход и экономит
3. Привыкает к экоповедению
4. Учится жить в одиночестве
5. Стареет и сохраняет активность
6. Рукодельничает
7. Доверяет людям больше, чем брендам
8. Меняет модели закупки
9. Ожидает получить хороший клиентский опыт
10. Реагирует на быстрые тренды
Тренды
- Персонализированные ЗОЖ-решения (тесты + БАД + браслет + приложение + консультации).
- Влияние младшего поколения на принятие решения о покупках.
- Товары и услуги для животных – одна из тех редких отраслей, которые растут даже в кризис.
- Доверие лежит в основе эмоциональной связи потребителя и бренда. Пандемия повысила градус эмоций людей. Коммуникация, основанная на эмпатии, поможет брендам завоевать доверие потребителей. Ценно внимание.
- Взлет new бренда значительно быстрее, чем когда-либо ранее.
Константин Локтев, директор по работе с ритейлерами NielsenIQ в России: «Рынку FMCG удалось показать рост по итогам 2020 года: продажи товаров повседневного спроса выросли в России на 3% в денежном выражении. Однако с учетом низкой покупательской активности и переключения в режим экономии большой группы потребителей в 2021 году потребление в натуральном выражении продолжит стагнировать, а рост рынка в стоимостном выражении будет стимулировать только низкий уровень инфляции».
Органические продукты – окошко для роста и экспорта
Со вступлением в силу закона об органической продукции в России c 1 января 2020 года целый ряд игроков FMCG-рынка с локальным производством успел получить соответствующий сертификат и право использовать обозначение «органик» на упаковке. Число таких игроков пока остается небольшим, но покупатели уже замечают в магазинах и пробуют произведенные ими товары.
Доля сертифицированной органической продукции хоть и остается небольшой, но продолжает расти. При этом важно отметить: несмотря на то, что в среднем темпы продаж товаров, прошедших маркировку, в анализируемых категориях вдвое выше сопоставимых показателей по рынку, в отдельных ситуациях наблюдается обратная тенденция. Например, продажи сертифицированного органического мяса растут на 3%, в то время как обычного – на 9%. Похожая ситуация в категории сыров – 1% по сравнению с 10%, что может быть связано как с недостаточно широкой представленностью в ассортименте, так и с более высокими ценами на натуральные продукты.
Продажи органического сегмента растут высокими темпами, однако пока рано говорить о том, что тренд развивается повсеместно. Единый государственный реестр органической продукции появился только в конце 2019 года, и чтобы добиться прогресса с точки зрения популяризации экотоваров, необходимы не только усилия со стороны крупных федеральных игроков по расширению их представленности в ассортименте, но и соответствующая информационная поддержка.
Экологичное/осознанное потребление приходит в РФ
- 52% россиян в возрасте от 16 до 75 лет готовы изменить свои привычки, чтобы улучшить экологию:
- сортировка мусора
- поход в магазин с тканевой сумкой
- предпочтение экологичной упаковки
- покупка бытовой химии и продуктов питания в упаковке большего объема
- отказ от пластиковой посуды
Стареет и сохраняет активность
На горизонте 10 лет ожидается снижение числа людей платежеспособного возраста
- Увеличение числа людей школьного возраста
- Увеличение числа людей старшего и преклонного возраста
51,5% российских ритейлеров из сегмента МСП назвали соцсети основным каналом продаж
- Интересно, что еще 17,8% в качестве основного ресурса для продаж используют сайты, 15,4% – маркетплейсы и только 15,2% – свои магазины.
- Больше всего через соцсети продают одежду и обувь – 26,8%, затем идут товары для красоты и здоровья – 19,8% и детские товары – 18,1%.
- Для рекламного продвижения предприниматели больше всего используют:
- Instagram - 44,2%,
- ВКонтакте - 42,3%,
- Facebook - 30,3%,
- Одноклассники - 18,2%,
- Telegram - 16,9%,
- TikTok - 11,8%,
- Twitter - 6,8%,
- Pinterest - 4,5%.
При этом почти 40% МСП тратят не более 5 тыс. руб. в месяц на рекламу в соцсетях, а четверть – не тратят деньги на такую рекламу вообще.
Вывод
Растет и будет расти тот, кто:
1. Создает уникальное предложение;
2. Проявляет искреннюю заботу о клиенте – «не все равно», «выкладываются как в последний раз»;
3. Выгодно представлен в быстрорастущих каналах;
4. Налаживает и поддерживает прямой контакт с клиентами;
5. Анализирует спрос и адаптирует предложение;
6. Продает не продукт/услугу, а решение, закрывающее потребность;
7. Вписывается в экологичное и осознанное поведение;
8. Умеет выстроить коммуникацию с разными поколениями;
9. Отслеживает и вписывается в быстрые тренды.
За помощь в подготовке материала благодарим руководителя Консалтинговой компании «Развитие» Александра Макарова.